Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Турманская средняя общеобразовательная школа" УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТ Директор МКОУ «Турманская СОШ» Московских Т.А. Приказ № __________ от «____» ______________ 2023г. Решением педагогического совета МКОУ «Турманская СОШ» протокол № 1 от «30» августа 2023г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) а 2023 – 2024 учебный год Братский муниципальный район, Иркутская область 2023 Учебный план, реализующий АООП НООдля обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) IV класс 2023-24 уч. год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план МКОУ «Турманская СОШ», реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу (далее – АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1-м дополнительном и в 1-м классе и 34 учебных недель в году с 2-го по 4-й класс. Общий объем учебной нагрузки составляет от 3039 до 3732 академических часов на первом этапе обучения (1—4-й или 1-й дополнительный, 1—4-й класс). Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Часы части, формируемой участниками образовательной деятельности распределены следующим образом: Факультативный курс «Развивающие игры» - 1 час недельной нагрузки Факультативный курс «Окружающий мир» - 1 час недельной нагрузки Факультативный курс «Занимательный русский» - 1 час недельной нагрузки Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. В коррекционно-развивающую область учебного плана включены следующие коррекционные курсы: 1. «Логопедические занятия». 3 часа в неделю Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации. 2. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». 2 часа в неделю Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения. 3. «Ритмика».1 час в неделю Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно не более 10 часов в неделю на обучающегося, с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). так другие направления коррекционно-развивающей области представлены следующими курсами: Разговоры о важном - 1 час недельной нагрузки Орлята России - 1 час недельной нагрузки Умелые ручки - 1 час недельной нагрузки Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФАООП ОВЗ УО (ИН). Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная со второго полугодия 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, оцениваются безотметочно («зачет» или «незачет») по итогам четверти. В процессе оценки достижения планируемых предметных результатов используются формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Формы промежуточной аттестации Русский язык Среднее арифметическое накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале Чтение Среднее арифметическое накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале Речевая практика Среднее арифметическое накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале Математика Среднее арифметическое накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале Мир природы и человека Среднее арифметическое накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале Рисование (изобразительное искусство) Среднее арифметическое накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале Музыка Среднее арифметическое накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале Ручной труд Среднее арифметическое накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале Адаптивная физическая культура Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Предмет Русский язык Чтение 1 класс Качественна я оценка уровня знаний Качественна я оценка уровня знаний Математика Качественна я оценка уровня знаний Мир природы и Качественна человека я оценка уровня знаний Изобразительно Качественна е искусство я оценка уровня знаний Музыка Качественна я оценка уровня знаний Технология Качественна я оценка уровня знаний Адаптиввная зачет/годова физическая я отметка культура Форма годовой промежуточной аттестации 2 класс 3 класс 4 класс Диктант/ годовая Диктант с Диктант с отметка грамматическим грамматическим заданием/ годовая заданием отметка /выставление годовой отметки контрольная контрольная контрольная работа/выставлени работа/выставлени работа/ е годовой отметки е годовой отметки выставление годовой отметки контрольная контрольная контрольная работа/выставлен работа/выставлени работа/выставлени ие годовой е годовой отметки е годовой отметки отметки контрольная контрольная контрольная работа/выставлени работа/выставлени работа/выставлени е годовой отметки е годовой отметки е годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/Выставление годовой отметки ПР/Выставление годовой отметки ПР/Выставление годовой отметки зачет отметка зачет отметка зачет отметка /годовая /годовая /годовая Учебный план, реализующий АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) IV класс 2023-24 уч. год Предметные области Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Физическая культура Технология Итого: Учебные предметы Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка Изобразительное искусство Адаптивная физическая культура Ручной труд 4 класс Количество часов 3 4 2 4 1 1 1 3 Всего 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Развивающие игры 1 Окружающий мир 1 Занимательный русский 1 Максимальная нагрузка на 1 ученика 23 ИТОГО 23 Коррекционно-развивающая область Ритмика 1 Коррекционная Развитие сенсорных и психомоторных 2 подготовка процессов Логопедические занятия 3 Итого 6 Другие направления внеурочной деятельности 1 20 Разговоры о важном Орлята России Умелые ручки Общее количество часов Всего к финансированию 1 1 1 32 32 1 1 1 32 32 1 1 1 23 23 1 2 3 6