Учебный план основного общего образования, реализующий АООП для обучающихся с ЗПР VI класс 2023-24 уч. год Пояснительная записка Учебный план МКОУ «Турманская СОШ», реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования (далее – АООП ООО) обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР), определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план МКОУ «Турманская СОШ», реализующей АООП ООО обучающихся с ЗПР: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам. Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и выполнение установленных санитарно-гигиенических требований к образовательному процессу. В учебном плане представлены 10 предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся. Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными курсами, необходимыми для преодоления или ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. Индивидуальные коррекционноразвивающие занятия направлены на преодоление индивидуальных дефицитов развития и обучения. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обучение в МКОУ «Турманская СОШ» ведется на русском языке. В связи с тем, что в родители обучающейся в заявлении не выразили желания изучать учебные предметы предметной области «Родной язык и родная литература», предметная область и учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература» отсутствуют в учебном плане. В предметной области «Иностранные языки» предусматривается изучение английского языка. На изучение предмета «Иностранный язык» отводится 3 часа в неделю. Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР может проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих особенности обучающихся. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время, отводимое на данную часть учебного плана использовано: введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с ЗПР. В вариативной части учебного плана предусмотрен 1 час недельной нагрузки в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в объеме 1 часа недельной нагрузки. Кроме того, занятия по данной предметной области в последующих классах проводятся с учетом планов внеурочной деятельности и программы воспитания. В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, введен учебный предмет «Словесность» в объеме 1 час в неделю. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС АООО внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, физкультурно-спортивное и оздоровительное) посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в МКОУ «Турманская СОШ». Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной направленности с целью коррекции и ослабления нарушений в психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР, формирования жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО обучающихся с ЗПР. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 5 часов отводится на коррекционно-развивающие курсы, 5 часов – на другие направления внеурочной деятельности. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5-дневной учебной неделе. Максимальная учебная нагрузка в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 не превышает 30 часов в неделю на одного обучающегося. В день возможно проведение шести уроков. Продолжительность урока – 40 минут. Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы 5 6 7 8 9 Итог ов6 кл. 5 6 4 3 3 6 Литература 3 3 2 2 3 3 Иностранные языки Иностранный язык 3 3 3 3 3 3 Математика и информатика Математика 5 5 Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Общественно-научные предметы Алгебра 3 3 3 Геометрия 2 2 2 Вероятность и статистика 1 1 1 Информатика 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 История 2 Обществознание География Естественно-научные предметы 5 Физика Химия 1 Биология 1 1 1 Основы духовнонравственной культуры народов России Основы духовнонравственной культуры народов России 1 Искусство Музыка 1 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 Технология Технология 2 2 1 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности Адаптивная физическая культура Итого 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 _2 2 2 2 2 27 28 30 31 32 28 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Основы духовнонравственной культуры народов России Словесность ИТОГО Максимально допустимая недельная нагрузка (при пятидневной учебной неделе) 1 1 _ 1_ 1_ 2 2 2 29 30 32 33 33 30 Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) Коррекционноразвивающая область Логопедические занятия 2 2 2 2 2 2 Ритмика 1 1 1 1 1 1 Развитие сенсорных и психомоторных процессов 2 2 2 1 2 2 Внеурочная деятельность ИнформационноИнтенсив «Разговоры просветительские занятия о важном» 1 патриотической, нравственной и экологической направленности 1 1 1 1 1 Занятия по функциональной обучающихся формированию грамотности Курс «Финансовая грамотность» Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Культура речи Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Подвижные игры Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся Интенсив Профминимум «Россия- мои горизонты» Итого 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 9 10 10 9 9 10 1 1 1 1