Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение пообразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинистерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В МКОУ "Турманская СОШ" специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);

В школе создана универсальная безбарьерная среда дляинклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Специально оборудованные учебные кабинеты


Хочу такой сайт

Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575991 Директор/Заведующий Московских Татьяна Александровна Дата подписания документа 31.03.2023 08:03:03 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Практические занятия по предметам учебного плана проводятся в кабинетах: информатики (1 кабинет), биологии и химии (1 кабинет), технологии (1 кабинет). В школе оборудованы помещения для проведения практических занятий для всех обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, кроме инвалидов-колясочников.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Школьная библиотека расположена на первом этаже основного здания школы. Она занимает изолированное, приспособленное помещение .В библиотеке имеется отдельное хранилище для учебников площадью.Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено. Доступк имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.Хочу такой сайт

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школеимеется спортивный зал,оснащенный оборудованием и инвентарем по всем разделам учебной программы по физической культуре. Имеются кабинки для переодевания для мальчиков и девочек. Имеется отдельное помещение для лыжной подготовки, спортивная площадка на открытом воздухе, где имеются турник, параллельные брусья.

Спортивно-оздоровительная деятельность нацелена на формирование у обучающихся осознанного отношения к своему физическому здоровью, повышению физической активности.

В школе имеются объекты, которые доступны всем обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ, кроме инвалидов-колясочников

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых осуществляется обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Реализация адаптированных образовательных программ предусматривает использование в образовательной деятельности учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перечень учебников (в том числе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ЗПР) для использования в образовательной деятельности в 2022-2023 учебном году:

УМК адаптированных классов на 2022-2023 год (скачать)

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

---
Паспорт доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575991 Директор/Заведующий Московских Татьяна Александровна Дата подписания документа 31.03.2023 08:02:54 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Специальные условия питания

Питание обучающихся осуществляется в соответствии с нормами СанПиНа. Школа располагает столовой, которая оснащена всем необходимым технологическим оборудованием, инвентарем. Оборудование находится в рабочем состоянии и отвечает нормам СанПиНа.

Контроль качества приготовления пищи осуществляется бракеражной комиссией и общественной комиссией. Питание учащихся осуществляется за родительскую плату или в соответствии с предоставленными льготами на бесплатное питание. Учащиеся начальной школы обеспечены бесплатным горячим питанием. Условия организации питания обучающихся осуществляется для всех обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме инвалидов-колясочников.

17.04.2018 г. 22-ОЗ и 13.07.2018 г. 69-ОЗ внесены следующие изменения в Закон Иркутской области от 23 октября 2006 года № 63-оз «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей»: обеспечение бесплатного питания для учащихся, посещающих муниципальные общеобразовательные организации, предоставляется многодетным семьям без учета дохода семьи.

Специальные условия охраны здоровья

Для осуществления медико-профилактической работы Школой заключен договор Б/Н от 22.01.2021 г. с ОГБУЗ «Братская РБ» о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию обучающихся (детей). В Школе имеются кабинет педагога-психолога, социального педагога, учителялогопеда и учителя-дефектолога. В течение учебного года проводится контроль над санитарным состоянием Школы, физическим воспитанием обучающихся, организацией питания. Организована информационно-просветительская работа, диспансеризация школьников, осуществляется мониторинг физического развития детей. В течение года, согласно национальному календарю прививок, проводится прививочная работа с информированного согласия родителей. Контроль над состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся осуществляется при первичном медицинском обследовании в ФАП п. Турма, а, в дальнейшем, при ежегодных осмотрах обучающихся врачами-специалистами. По результатам диспансерного обследования создается банк данных групп здоровья. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся, нормам пожарной безопасности. Для обеспечения безопасности жизни школьников Школа оснащена противопожарной сигнализацией, установлено видеонаблюдение: 3 камеры внутри школы, 3 камеры по внешнему периметру. В Школе организован пропускной режим за счет работы охранника, который обеспечен кнопкой срочного вызова группы быстрого реагирования ФГКУ «УВО ВНГ России по Иркутской области» (договор № 1537 К «По охране объектов путем применения технических средств»). Имеется 20 огнетушителей. Охранник имеет журнал регистрации, где фиксирует, при предъявлении паспорта входящих, посетителей Школы. Территория Школы огорожена, имеется хозяйственная зона, оборудованная площадка для мусора. В Школе созданы условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме инвалидов-колясочников.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

МКОУ «Турманская СОШ» обеспечена выходом в Интернет (50 Мбит/сек). Доступ к сети Интернет осуществляется компанией ПАО «Ростелеком» со всех компьютеров входящих в локальную сеть. Обучающиеся имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе. В свободное от уроков время, каждый (учитель или ученик) может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач. Создана локальная сеть, объединяющие персональные компьютеры участников образовательного процесса. Работает электронная почта. В школе функционируют электронные классные журналы. Защита от интернет-угроз и контентфильтрация имеются. Доступ к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям организован для всех обучающихся, в том числе для детей с ОВЗ.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В связи с отсутствием среди учащихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с тяжелой степенью заболеваемости, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Школа не имеет. С учащимися работают педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед. Образовательный процесс для инвалидов и лиц с ОВЗ реализуется в полном объеме в соответствии с адаптированными образовательными программами.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат не предусмотрены

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернат не предусмотрены

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».