УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТУРМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заседание МС МКОУ «Турманская СОШ» Протокол №___ от « » _________2020 г. Зам. Директора по УВР Онищук С.В. ____________ Приказ №_______ от « » _______ 2020 г. Директор МКОУ «Турманская СОШ» МО «Братский район» Московских Т.А. _________ Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью на 2020– 2021 учебный год Предметная область: «Трудовая подготовка» Разработала: учитель Чистякова Антонина Ильинична Турма 2020 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (1 вариант) для обучающейся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016г (3-9 классы) и «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов», под редакцией Бгажноковой И.М., 2013 (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 8-е издание, 2013 год). (5 час. в неделю, всего 170 часов) Цель: Формирование навыков социально-адаптивного поведения у детей. Задачи: • Расширять и углублять знания детей об основных правилах соблюдения гигиенических требований; • Учить детей осуществлять мелкий ремонт личной одежды; • Расширять и углублять знания о пользе и разнообразии продуктов питания; • Формировать основы здоровье сберегающего поведения Основные требования к знаниям и умениям учащихся. 1. Личная гигиена Обучающиеся должны уметь: • Содержать в чистоте и порядке свои личные вещи; • Содержать в чистоте и опрятности свой внешний вид; Обучающиеся должны знать: • Правила ухода за своим телом; • Правила гигиены зрения 2. Уход за одеждой и обувью Обучающиеся должны уметь: • уметь осуществлять стирку и мелкий ремонт одежды; • научиться испытывать чувство ответственности за собственные действия, оказывающие влияние на здоровье; • уметь соблюдать гигиенические требования; Обучающиеся должны знать: • Знать основные правила здоровье сберегающего поведения; • Научиться испытывать чувство ответственности за собственные действия, оказывающие влияние на здоровье. • Знать основные правила ухода за телом, уметь соблюдать гигиенические требования; 3. Уход за жилищем Обучающиеся должны уметь: • мыть подоконники; • поливать и опрыскивать растения; рыхлить почву; • удалять пыль соблюдать правила безопасной работы и использовать средства защиты при работе с землей; • работать с пылесосом; • выполнять повседневную уборку в помещении; складывать бельё в шкафу Обучающиеся должны знать : правила мытья оконных переплетов; правила мытья стен, покрытых краской; правила ухода за комнатными растениями; правила работы с пылесосом; Медицинская помощь Обучающиеся должны уметь: • Оказать первую простую медицинскую помощь Обучающиеся должны знать: • Виды медицинских учреждений • Номер 03 5. Приготовление пищи Обучающиеся должны уметь: • пользоваться столовой посудой и столовыми приборами; • мыть и чистить кухонное оборудование; • обращаться с горячими предметами; • готовить в соответствии с рецептурой: блины; изделия из замороженного теста; холодные напитки; заправочные овощные супы; сервировать стол к обеду. Обучающиеся должны знать: • санитарно-гигиенические требования к кухонной и столовой посуде; • правила пользования столовой посудой и столовыми приборами; • приемы безопасного обращения с горячими предметами; 6. Семья Обучающиеся должны уметь: • Оказывать помощь членам семьи Обучающиеся должны знать: • Место работы членов семьи 7. Культура поведения Обучающиеся должны уметь: • Вести себя в гостях, в общественных местах Обучающиеся должны знать: • Правила поведения в гостях, в общественных местах 8. Транспорт Обучающиеся должны уметь: • Оплачивать проезд в городском транспорте Обучающиеся должны знать: • Правила пешехода 9. Организации и учреждения 10. Средства связи Обучающиеся должны уметь: • Пользоваться телефоном; • Подписывать адрес на конверте, открытке Обучающиеся должны знать: • Почтовый адрес дома 11. Торговля Обучающиеся должны уметь: • Ходить в магазин и совершать покупки необходимых товаров Обучающиеся должны знать: • Правила покупки товара 12. Профессии • • • • 4. Обучающиеся должны знать: • 3-4 профессии Тематическое планирование по разделам № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема Личная гигиена Уход за одеждой и обувью Уход за жилищем Медицинская помощь Приготовление пищи Семья Культура поведения Транспорт Организации и учреждения Средства связи Торговля Профессии Итого Кол-во часов 25 13 22 12 43 9 7 10 4 8 9 8 170 Тематическое планирование 1-2 3-4 5 6-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33 34 35-36 37-38 Личная гигиена – 25 ч. Водное занятие. Знакомство с предметом. Средства личной гигиены. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Обсуждение. Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки. Закаливание организма Разучивание упражнений для укрепления здоровья Гигиена кожи. Практическое занятие. Мытье рук. Мытье волос, тела, ног (куклы) Гигиена зрения Вредные привычки: курение и алкоголь Просмотр фильма о вреде курения Гигиена воды. Средства фильтрации воды. Просмотр развивающего мультика про личную гигиену и чистоту. Обсуждение. Уход за одеждой и обувью – 13 ч. Опрятный вид челов6ека Гигиена одежды. Поддержание одежды в порядке Практическое занятие. Стирка носков, носовых платков, мелких предметов Правила пользования утюгом Утюжка вещей Дидактическая игра. Закрепление знаний. 2 2 1 3 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 39-40 41 42 43-44 45-46 47 48 49 50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61 62-63 64-65 66-67 68 69-70 71-72 73-74 75-76 77-78 79-80 81-82 83-84 85-86 87-88 89-90 91-92 93-94 95-96 97-98 99-100 101 102-103 104-107 108 109-110 111-112 113 114-115 116-117 Уход за жилищем – 22 ч. Гигиенические требования к жилому помещению Гигиена жилища. Протирание подоконников в кабинете Складывание кроватных покрывал Уборка в шкафу Ремонт книг. Складывание одежды в шкафу Уборка кровати Повседневная сухая и влажная уборка Пылесос. Техника безопасности в работе с пылесосом Практическая работа. Уборка помещения Виды мебели Уход за мебелью Уход за комнатными растениями. Полив, рыхление. Опрыскивание, подкормка. Дидактическая игра «С чего начинаю» Медицинская помощь – 12 ч. Дидактическая игра «Если кто-то заболел» Знакомство с предметами для оказания первой помощи. Виды медицинской помощи Основы оказания первой помощи. Виды медицинских учреждений Дидактическая игра «Скорая помощь» Экскурсия в медицинское учреждение. Аптека Приготовление пищи – 43 ч. Гигиена питания. Правила приема пищи. Режим питания Пирамида питания Рацион дня подростка Правила хранения продуктов Практическая работа. Составление меню: завтрак, обед, ужин Практическая работа. Составление меню: праздничный стол Приготовление холодных напитков Варка яиц, приготовление яичницы, омлета Приготовление салатов из овощей Приготовление салатов из консервированных продуктов Желудочно-кишечные инфекции и профилактика. О пользе витаминов. Первая помощь при отравлении Дидактическая игра «Полезная – вредная еда» Сервировка стола Правила поведения за столом Практическое занятие Дидактическая игра. Закрепление навыков. Жвачка-враг или друг? Просмотр мультфильма «Таня и Вика в стране продуктов» Обсуждение Семья – 9 ч. Что такое семья 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 4 1 2 2 1 2 2 118-119 120-121 122 123 124 125 126-127 128-129 130-131 132-133 134-135 136-137 138-139 140 141 142-143 144-145 146 147 148 149 150-151 152 153 154-155 156-157 158-159 160-161 162 163-164 165 166-167 168 169-170 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Место работы членов семьи Права и обязанности членов семьи Уход за младшим членом семьи Оказание помощи старшим членам семьи Дидактическая игра «Моя семья» Культура поведения – 7 Культура поведения. Что это? Правила поведения в общественных местах (кино, театр, цирк) Правила поведения в общественных местах (транспорт, стадион) Правила поведения в гостях Транспорт – 10 Виды транспорта Городской транспорт. Оплата проезда Маршруты городского транспорта Правила дорожного движения Дорога в школу и обратно Дидактическая игра «Мы пешеходы» Организации и учреждения – 4 Дошкольные учреждения Экскурсия в СДК Средства связи – 8 Телефон Интернет Почтовый адрес дома Письмо, открытка Составление письма, подписание открытки Экскурсия на почту Дидактическая игра «Почта» Торговля – 9 Виды магазинов Специализированные магазины. Их сотрудники Правила покупки товаров Экскурсия в магазин Дидактическая игра «Магазин» Профессии - 8 Все профессии важны, все профессии нужны Я хочу стать … Выбор профессии Дидактические игры Повторение пройденного за год. 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2