Адаптированная рабочая программа ХБТ 6 класс (умерен)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2020 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2020 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Адаптированная рабочая программа учебного предмета
(курса)
«Хозяйственно-бытовой труд»
для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью
на 2020– 2021 учебный год

Разработала:
Вовчок Юлия Николаевна
учитель начальных классов

Турма 2020 г.

Пояснительная записка
Специальные коррекционные занятия по ХБТ направлены на практическую подготовку детей
к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих
социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Учебная программа по ХБТ строится по концентрическому принципу, что дает возможность
осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной
программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого
материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным
разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета.
Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более
сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом
прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами
предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные
занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке
навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно
решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение,
усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной
работы и гигиены труда.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование
соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа,
практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств
обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.
Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов,
используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового
материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках ХБТ
используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала;
рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий
материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения
новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель
выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой
части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся.
Беседа является одним из основных методов обучения на уроках ХБТ.
Практические работы – в зависимости от задач урока и оснащенности могут использоваться
разные формы организации практических работ.
Экскурсии – могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы
«Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на
железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления
определенного учебного материала.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими
организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические
работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с
другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов,
как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на
этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в
игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы
(например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом

сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может
применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
На занятиях по ХБТ следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать
пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за
полнотой устных ответов, последовательностью изложения.
На занятиях ХБТ используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки
и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения
служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.);
графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций,
таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).
Для занятий по ХБТ требуется разнообразный дидактический раздаточный материал.
Останавливаясь на каждом разделе программы (5-9 классы) отдельно, можно использовать
следующий минимальный перечень оборудования и методических пособий.
При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических
работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время.
Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно
обойтись одним образцом.
Желательно иметь:
• таблица о закаливание организма;
• демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;
• литература о пагубном влиянии курения и алкоголя;
• носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;
• образцы косметических средств и средств гигиены.
Изучение раздела «Уход за одеждой и обувью» требует наличия электробытового
оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина, а также:
• щетки для одежды;
• демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы;
• вешалки, пуговицы, нитки, иглы;
• фартуки, косынки.
Наибольшее количество практических работ содержит раздел «Кулинария». Хорошо
оборудованная зона кухни должна обеспечивать соблюдение всех правил техники безопасности и
санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:
• таблица продуктов, составляющая рацион питания;
• график режима питания в школе, школьное меню;
• методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз
чайный и сервиз столовый;
• набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;
• механические и электробытовые приборы.
При изучении раздела «Уход за комнатными растениями» необходимо
• определять декоративно-лиственные и декоративно-цветущие растения;
• использовать по назначению инвентарь для ухода за растениями;
• правильно поливать и опрыскивать растения, удалять с листьев пыль, мыть
поддоны.
Оборудование кабинета ХБТ по разделу «Уборка жилых помещений» определяется в целом
эстетическим оформлением кабинета: наличие ковра или паласа, настольные лампы, общая
цветовая гамма и т.д. Бывая дома, дети, как правило, не выполняют каких-либо постоянных
поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы,
подмести и вымыть пол. Условия для обучения должны обеспечить возможности школьников в
приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их
кругозор. При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является:
• кухня, санузел, жилая комната, прихожая;

• индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса;
• иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений;
• иллюстрированные журналы с различными видами мебели;
• демонстрационный материал моющих средств;
• Жилищный кодекс РФ.
Сельско-хозяйственный труд
Разнообразие видов труда (самообслуживание, бытовой труд, труд в природе) становится
источником приобретения новых представлений и умений. Конкретная и простая по
содержанию практическая деятельность является наиболее понятной и доступной. В
процессе занятий у обучающихся вырабатываются практические умения и навыки,
необходимые для их повседневной жизни; понимание личностной значимости посильного
труда.
Навыки культурного поведения
На уроках учащихся учат применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем
мире: -невербальные и вербальные средства общения, необходимые для
самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих
действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений).
Занятия по ХБТ тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда,
естествознания.
Для 6 класса отводится 170 часов учебного времени (5 часов в неделю).
Уровни социально-бытовой подготовленности:
1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;
2. Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях
нуждается в помощи со стороны.
3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только
в особо сложных критических обстоятельствах.
Тематическое планирование в 6 классе (170 ч)
№

Название раздела

Кол-во часов

1

Личная гигиена

18

2

Уход за одеждой

21

3

Уход за обувью

18

4

Кулинария

46

5

Уход за комнатными
растениями

11

6

Уборка жилых помещений

16

7

Сельско-хозяйственный труд

16

8

Навыки культурного
поведения

24

Список литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В
2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.

2. Практический материал к урокам ХБТ в специальной (коррекционной) общеобразовательной
школе VIII вида. 5-9 классы : пособие для учителя / С.А. Львова. – М.: Гуманитар. изд. Центр
ВЛАДОС, 2009
3. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС,
2003.-192с.

№
п/п

Тематическое планирование
Тема урока

Кол-во
часов

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА – 18ч
Правила личной гигиены в течение дня. Ежедневные гигиенические процедуры.
Средства и предметы личной гигиены. Режим дня.
Выбор полотенца (банного, для рук, для ног). Выбор мыла для гигиенических процедур. Назначение и уход за
5-8
предметами личной гигиены: расческой, зубной щеткой, мочалкой.
Уход за руками. Стрижка ногтей на руках. Периодичность и правила мытья рук в течение дня.
9-11
Нанесение крема на руки.
Предметы личной гигиены для индивидуального пользования. Выбор предметов личной гигиены для
12-14
индивидуального пользования.
15
Закаливание
16-17
Части тела
18
Складывание кроватных покрывал. Уборка кровати
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ – 21ч
Значение чистой одежды для здоровья человека. Виды одежды
19-22
Ежедневный уход за одеждой.
Виды и способы размещения одежды: на плечиках в шкафу; на полке в шкафу; на спинке стула. Инвентарь и
23-24
приспособления для ручной стирки (таз, прищепки, напольная сушка).
Средства для ручной стирки белья. Последовательность выполнения ручной стирки. Ручная стирка тонких носков.
25-28
Ручная стирка шерстяных носков
Особенности сушки тонких и шерстяных носков. Работа с тканью. Основные сведения о тканях. Организацией
29-33
рабочего места. Названия инструментов и приспособлений для шитья.
34-36
Правила безопасной работы с иглой и ножницами. Ручной стачной шов. Отработка ручного шва на образце.
37-39
Изготовление игольницы.
УХОД ЗА ОБУВЬЮ – 18 ч
40-43
Виды обуви. Место хранение обуви. Общие правила ежедневного ухода за обувью. Назначение обуви.
Уличная обувь. Домашняя обувь. Праздничная обувь. Сменная для школы обувь. Значение сменной обуви в школе и
44-48
дома
1-4

4
4
3
3
1
2
1

4
2
4
5
3
3
4
5

49-51
52-56
57

Выбор обуви в зависимости от ее функционального назначения (уличной, домашней, праздничной, сменной для
школы). Материалы для изготовления обуви.
Приспособления по уходу за обувью. Их подбор. Место их хранения. Уход за обувью. Особенности сушки мокрой
обуви. Подготовка обуви к сушке. Разновидности способов сушки мокрой обуви.
Набивание обуви газетной бумагой.

3
5
1

КУЛИНАРИЯ – 46 ч
58-60
61-63
64-67
68-72
73-76
77-81
82-83
84-89

Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Уборка кухонного помещения в соответствии с требованиями
санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки.
Моющие и чистящие средства. Способы применения. Спецодежда. Правила использования спецодежды.
Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Названия и назначение предметов кухонной мебели.
Уход за поверхностью предметов кухонной мебели.
Названия и назначение предметов кухонного оборудования. Уход за предметами кухонного оборудования. Электрический
чайник: назначение, эксплуатация. Чайная посуда. Назначение чайной посуды.
Средства и приспособления для мытья посуды. Последовательность мытья чайной посуды. Рабочее место.
Рациональное размещение инструментов на рабочих местах.
Правила ТБ при приготовлении пищи. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими
жидкостями. Правила безопасной работы с ножом, теркой, чайником, кипятком.
Кто и где готовит пищу.
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Виды бутербродов.
Разнообразие продуктов, необходимых для приготовления бутербродов.

3
3
4
5
4
5
2
6

90-92

Режим питания. Рацион дня подростка. Правила приема пищи.

3

93-94

О пользе витаминов.

2

95

Правила хранения продуктов

1

96

Желудочно-кишечные инфекции и профилактика.

1

97-98

Первая помощь при отравлении

2

99-101

Сервировка стола к завтраку. Заваривание чая в пакетиках. Технология приготовления простого и сложного бутерброда.

3

102-103

Технология приготовления закрытого и горячего бутерброда. Технология приготовления канапе.

2

УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ – 11 ч

Общие представления о комнатных растениях. Виды комнатных растений: декоративно-лиственные и декоративноцветущие.
Условия, необходимых для жизни и роста растений: свет, вода, температура воздуха. Отличительные особенности
107-109
поверхности листьев: гладкие; бархатистые; колючие.
Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями: полив, удаление пыли с
110-112
листьев, рыхление почвы, мытье поддонов.
Правила ухода за комнатными растениями: полив, удаление пыли с листьев, рыхление почвы, мытье поддонов.
113-114
Обобщающий урок.
УБОРКА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ – 16 ч
Виды уборки: ежедневная, еженедельная, генеральная. Последовательность действий при ежедневной, еженедельной,
115-118
генеральной уборке.
119-121 Сухая уборка. Влажная уборка. Инвентарь и приспособления для уборки.
Уход за инвентарем и приспособлениями, их хранение. Правила безопасной работы с инвентарем и
122-123
приспособлениями.
Инвентарь и приспособления для ухода за подоконниками и дверью. Значение ежедневной уборки помещения для
124-125
занятий.
Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия. Последовательность уборки помещения для занятий:
126-128
проветривание, промывание, подметание, удаление пыли с мебели. Сбор и вынос мусора,
129-130 Влажная уборка подоконника и двери. Уход за руками до и после уборки.
СЕЛЬСКО – ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД -16
131-132 Подготовка почвы для рассады
133-134 Выбор семян. Посадка семян на рассаду
135-136 Подкормка рассады. Пикировка
137-138 Подготовка почвы для грядок
139-140 Подготовка клумбы для цветов
141-142 Посев семян на грядку
143-144 Посадка рассады цветов на клумбу
145-146 Уборка территории от мусора
НАВЫКИ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ - 24
147-148 Поведение на уроке. Поведение на перемене.
149-151 Правила поведения в общественных местах.
152-153 Правила поведения в гостях.
104-106

3
3
3
2

4
3
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2

154-155
156-157
158-159
160-161
162-163
164-165
166-167
168-170

Соблюдение порядка в коридорах школьного здания.
Каждой вещи свое место.
Дежурство по классу. Уборка классной комнаты.
Уборка школьной территории.
Прогулка. Умение ходить попарно и знать свое место.
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.
Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам.
Умение содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности.

2
2
2
2
2
2
2
3

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».