Адаптированная рабочая программа по развитию речи 6 класс (умерен)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2020 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2020 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Адаптированная рабочая программа (курса)
«Развитие речи»

для учащегося 6 класса с умеренной умственной отсталостью
на 2020– 2021 учебный год
Предметная область: «Язык и речевая практика»

Разработала:
учитель
Чистякова Антонина Ильинична

Турма 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы (2 вариант) для обучающейся с умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательные отношения с которыми
возникли до 01.09.2016г (3-9 классы) и «Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений для 5-9 классов», под редакцией Бгажноковой И.М.,
2013 (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 8-е
издание, 2013 год).
(1 час в неделю, всего 34 часов)
(1 – 7 классы)
Речь умеренно и тяжело умственно отсталых детей исключительно скудна и
дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они
ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя
короткие слова и фразы. Для их устной речи характерен резкий аграмматизм, т.е. ошибки
в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических
конструкций. В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения и служебные
части речи. Имея в запасе небольшое число слов, дети часто повторяют их или вторят
чужим словам, от этого их речь получается однообразными, повторными оборотами.
Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в
спальне и т.д.
Каждый урок по развитию речи посвящён одной теме, взятой из окружающей
действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно
быть ограничено, в противном случае воспитанники их не запомнят.
Занятия по развитию речи направлены не на механическое заучивание детьми
новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению
практического опыта, приобретённого детьми на предметных уроках и экскурсиях.
Для обучения и воспитания детей даются первоначальные сведения о живой и
неживой природе. Ознакомление с жизнью растений и животных учащиеся получают на
предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за
жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей (в зависимости от
местных условий необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного
и животного мира).
Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и
различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся
знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке.
Практические работы помогают закреплению определённых умений и навыков. Для
развития различных органов чувств полезно заниматься лепкой из глины или пластилина,
изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Экскурсии, наблюдения,
практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, логическое
мышление детей.
Повторение материала V класса. Расширение словаря учащихся. Индивидуальные
занятия по коррекции недостатков произношения. Выработка умений связно

высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам; последовательно рассказывать о
выполнении поручений или законченном трудовом процессе, об интересном случае из
своей жизни (с помощью вопросов учителя); группировать предметы по определенным
признакам: по цвету, по величине, по форме, по материалу; словесно обозначать признаки
предметов; самостоятельно описывать предметы и явления природы, используя вновь
усвоенные слова и обороты речи. Расширение знаний учащихся о словах, обозначающих
предметы и действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов (цвет, вкус,
величина, материал и другие) по вопросам: какой? какая? какое? какие? Устное
составление изложений по плану учителя. Систематические упражнения: разговор по
телефону, диалоги в магазине, на улице, в транспорте
•
•
•
•
•

Основные требования к знаниям и умениям учащимся
участвовать в беседе
отвечать на вопросы и задавать их
устно пересказывать по сюжетным картинкам после разбора
знать 1-2 названия деревьев, комнатных растений, цветов
знать сезонные приметы

Содержание
Обогащение
словаря
учащихся.
Устный
пересказ
сюжетных
картин
после
коллективного разбора.
Драматизация простых
рассказов
и
сказок.
Умение участвовать в
беседе. Умение отвечать
на вопросы и задавать
их: Откуда? Куда? К
кому? К чему? Кто?
Что? О ком? О чем? С
кем? С чем? Где? (на,
под, перед, за, между).
Что делаю? делаешь?
делал? делала? делали?
сделают?
Примерные
вопросы
и
ответы:
Когда? Утром, днём,
вечером, весной, летом.
В какое время? В 2 часа
дня.
Употребление
возвратной
формы
глаголов, обозначающих
элементарные действия:
«Я
умылась»,
«Я
причёсываюсь» и т.д.

Тематика
Ягоды (рябина, клюква). Сравнение по окраске, форме и
вкусу.
Деревья (липа, берёза и др.). Распознавание. Умение назвать и
показать корень, ствол, ветви, листья. Выделение липы, берёзы
из группы изученных деревьев по форме листа.
Кустарники (крыжовник, смородина, малина). Умение
назвать, показать, различать. Отличие деревьев от кустарников.
Комнатные растения (герань душистая, алоэ). Название,
распознавание, различие. Уход за комнатными растениями.
Домашние животные (овца). Внешний вид, какую пользу
приносит человеку. Птицы (снегирь, дятел). Внешний вид,
сравнение, различение, польза.
Рыбы (щука). Чем покрыто тело рыбы. Как рыбы
передвигаются, чем и как питаются.
Ежедневные наблюдения за погодой. Наблюдения за
изменениями в природе по временам года. Ведение календаря
погоды, графическое обозначение состояния погоды.
Лето: жарко, на небе бывают облака, тучи, идёт дождь, гроза сверкает молния, гремит гром
Осень: становится холоднее, листья на деревьях желтеют,
опадают, на ветках остаются почки. Птицы: грачи, скворцы собираются в стаи, улетают в тёплые края.
Зима: солнце поздно восходит, дни короче, ночи длиннее,
птицам голодно, забота людей о птицах
Весна. Весной на улицах и в садах сажают деревья и
кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются
насекомые, прилетают птицы.
Экскурсия в лес.
Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

Тематическое планирование по разделам
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тематическое планирование по разделам
Ягоды
Деревья
Кустарники
Комнатные растения
Домашние животные
Птицы
Рыбы
Наблюдение за погодой
Лето
Осень
Зима
Весна
Всего:

Кол-во
часов
2 ч.
3 ч.
3 ч.
3 ч.
3 ч.
4 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
7 ч.
34 ч.

Тематическое планирование (34 ч.)
№

Тема урока

1

Составление таблицы для наблюдения за погодой (в течение года,
графическое обозначение состояния погоды)
Рябина, клюква. Сравнение по окраске, форме и вкусу
Обобщающее слово «ягоды»

2
3
4

Деревья (липа, берёза и др.). Распознавание. Умение назвать и показать
корень, ствол, ветви, листья. Выделение липы, берёзы из группы
изученных деревьев по форме листа.

Кол-во
час.
1
1
1
1

5-6
7-8

Экскурсия, рисование с натуры

2
2

9
10

Рисование кустарника по представлению

1
1

Кустарники (крыжовник, смородина, малина). Умение назвать, показать,
различать. Отличие деревьев от кустарников.
Комнатные растения (герань душистая, алоэ). Название, распознавание,
различие.

Уход за комнатными растениями (обмывание листьев от пыли,
поливка).
12
Рисование с натуры комнатного цветка
13-14 Домашние животные (овца). Внешний вид, чем питается, какую пользу
11

приносит человеку.

15
16

Рисование домашнего животного по представлению

Птицы (снегирь, дятел). Внешний вид, сравнение, различение, польза.

Описание с помощью вопросов учителя.
17
Экскурсия. Подкормка птиц
18-19 Изготовление кормушки для птиц
Рыбы (щука). Чем покрыто тело рыбы. Как рыбы передвигаются, чем и
20
21
22

как питаются.
Мозаика - рыбы

Лето: жарко, на небе бывают облака, тучи, идёт дождь, гроза сверкает молния, гремит гром

1
1
2
1
1
1
2
1
1
1

23
24

25
26
27
28
29
30
31
32

Рисование на тему «Лето» по представлению
Осень: становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают,
на ветках остаются почки. Птицы: грачи, скворцы - собираются в
стаи, улетают в тёплые края.
Рисование на тему «Осень» по представлению
Зима: солнце поздно восходит, дни короче, ночи длиннее, птицам
голодно, забота людей о птицах
Рисование на тему «Зима» по представлению

1
1

Рисование на тему «Весна» по представлению

1
1
1
1

Весна. Весной на улицах и в садах сажают деревья и кустарники, в
огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают
птицы.
Экскурсия в лес.

Посев в классе семян гороха в ящик
Уход за комнатными растениями (обмывание листьев от пыли,
поливка).
33-34 Изготовление скворечника

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

1
1
1
1

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».