Адаптированная рабочая программа по чтению и письму 5 класс (дом_умерен)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2020 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2020 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Адаптированная рабочая программа (курса)
«Чтение и письмо»

для учащихся 5 класса с умеренной умственной отсталостью
на 2020– 2021 учебный год
Предметная область: «Язык и речевая практика»

Разработала:
учитель
Лабутина Наталья Валентиновна

Турма 2020 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Чтение и письмо» в 5 классе VIII вида составлена в
соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида.
Программа рассчитана на 170 ч в год.
На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники
чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого
материала. Это связано с тем, что изучение каждого художественного произведения
вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. А так как
рекомендуемые произведения разножанровые, то при работе с ними требуется большая
методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные
писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте.
Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых
произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают
описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором
для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания
содержания художественного произведения, уделяется большое внимание развитию речи
учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно,
правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать
основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных
героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы,
обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому
художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного
воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным
ситуациям.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»
Личностными результатами обучающихся
являются
результаты,
обеспечивающие овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом. Личностными результатами являются:
1) основы персональной идентичности,
определенному полу, осознание себя как "Я";

осознание

своей

принадлежности

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

к

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметными результатами являются:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка.
•

Понимание слов, предложений и фраз.

•

Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал
в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
•

Качество сформированности
показаниями.

устной

речи

в

соответствии

•

Понимание обращенной речи, понимание
пиктограмм, других графических знаков.

•

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными
компьютерами и др.).

смысла

с

возрастными

рисунков,

фотографий,

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
•

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.

•

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные
и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

•

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
o

o

o

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем
указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо
другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).

4) Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла прочитанного слова,
предложения, текста. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ
текста.
5) Обучение письму.
•

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв.

•

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

•

Запись букв, слогов, слов, предложений и текста под диктовку.

•

Списывание с печатного и письменного текста.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»

Адаптированная программа 5 класса (обучение на дому) предполагает работу по
разделам: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное
имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе
внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом,
предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом,
предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом
(предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную
тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение
внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов
с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка,
пиктограмма).
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с
напечатанными
словами.
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся
класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние
(употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма

и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений.
Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию
текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии
сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа
о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями
(фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и
объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета
(цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного
устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой,
твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества
предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием
графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию
текста с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического
изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Чтение и письмо
Чтение.
Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла прочитанного текста.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста.
Начальные навыки письма.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Копирование с
образца отдельных букв, слогов, слов. Запись букв, слогов, слов, предложений и текста
под диктовку. Списывание с печатного и письменного текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (170 ч)
Чтение и письмо
№ п/п

Тема урока (письмо)

Кол.часов

1,2

Диагностический урок.Что умеем и помним.

2

3,4

Урок консультация. Что умеем и помним.

2

5

Дистанц. Урок. Что умеем и помним.

1

6,7

Строчная буква а.

2

8,9

Урок консультация. Строчная буква а.

2

10

Дистанц. урок. Строчная буква а.

1

11,12

Прописная буква А.

2

13,14

Урок консультация. Прописная буква А.

2

15

Дистанц. урок. Прописная буква А.

1

16

Строчная буква о.

1

17

Прописная буква О.

1

18,19

Урок консультация. Строчная буква о.

2

20

Дистанц. урок. Строчная буква о.

1

21

Строчная буква и.

1

22

Прописная буква И.

1

23 24

Урок консультация. Строчная буква и.

2

25

Дистанц. урок. Строчная буква и.

1

26 27

Строчная буква ы.

2

28 29

Урок консультация. Строчная буква ы.

2

30

Дистанц. урок. Строчная буква ы.

1

31

Строчная буква у.

1

32

Прописная буква У.

1

33 34

Урок консультация. Строчная буква у.

2

35

Дистанц. урок. Строчная буква у.

1

36

Строчная буква н.

1

37

Прописная буква Н.

1

38 39

Урок консультация. Строчная буква н.

2

40

Дистанц. урок. Строчная буква н.

1

41

Строчная буква с.

1

42

Прописная буква С.

1

43 44

Урок консультация. Строчная буква с.

2

45

Дистанц. урок. Строчная буква с.

1

46

Строчная буква к.

1

47

Прописная буква К.

1

48 49

Урок консультация. Строчная буква к.

2

50

Дистанц. урок. Строчная буква к.

1

51

Строчная буква т.

1

52

Прописная буква Т.

1

53 54

Урок консультация Строчная буква т..

2

55

Дистанц. урок. Строчная буква т.

1

56

Строчная буква л.

1

57

Прописная буква Л.

1

58 59

Урок консультация. Строчная буква л.

2

60

Дистанц. урок. Строчная буква л.

1

61

Строчная буква р.

1

62

Прописная буква Р.

1

63 64

Урок консультация. Строчная буква р.

2

65

Дистанц. урок. Строчная буква р.

1

66 67

Строчная буква в

1

68

Прописная буква В.

1

69 70

Урок консультация. Строчная буква в

2

71

Дистанц. урок. Строчная буква в

1

72

Строчная буква е.

1

73

Прописная буква Е.

1

74 75

Урок консультация. Строчная буква е.

2

76

Дистанц. урок. Строчная буква е.

1

77

Строчная буква п.

1

78

Прописная буква П.

1

79 80

Урок консультация. Строчная буква п.

2

81

Дистанц. урок. Строчная буква п.

1

82

Строчная буква м.

1

83

Прописная буква М.

1

84 85

Урок консультация. Прописная буква М.

2

86

Дистанц. урок. Прописная буква М.

1

87

Строчная буква з.

1

88

Прописная буква З.

1

89 90

Урок консультация. Строчная буква з.

2

91

Дистанц. урок. Строчная буква з.

1

92

Строчная буква б.

1

93

Прописная буква Б.

1

94 95

Урок консультация. Строчная буква б.

2

96

Дистанц. урок. Строчная буква б.

1

97

Строчная буква д.

1

98

Прописная буква Д.

1

99 100

Урок консультация. Прописная буква Д.

2

101

Дистанц. урок. Прописная буква Д.

1

102

Строчная буква я.

1

103

Прописная буква Я.

1

105 106 Урок консультация. Прописная буква Я.

2

107

Дистанц. урок. Прописная буква Я.

1

108

Строчная буква г.

1

109

Прописная буква Г.

1

110 111 Урок консультация. Строчная буква г.

2

112

Дистанц. урок. Строчная буква г.

1

113

Строчная буква ч.

1

114

Прописная буква Ч.

1

115 116 Урок консультация. Строчная буква ч.

2

117

Дистанц. урок. Строчная буква ч.

1

118

Строчная буква ь.

1

119

Строчная буква ь.

1

120 121 Урок консультация. Строчная буква ь.
122

Дистанц. урок. Строчная буква ь.

2
1

123

Строчная буква ш.

1

124

Прописная буква Ш.

1

125 126 Урок консультация. Строчная буква ш.

2

127

Дистанц. урок. Строчная буква ш.

1

128

Строчная буква ж.

1

129

Прописная буква Ж.

1

130 131 Урок консультация. Прописная буква Ж.

2

132

Дистанц. урок. Прописная буква Ж.

1

133

Строчная буква ё.

1

134

Прописная буква Ё.

1

135 136 Урок консультация. Прописная буква Ё.

2

137

Дистанц. урок. Прописная буква Ё.

1

138

Строчная буква й.

1

139

Строчная буква й.

1

140 141 Урок консультация. Строчная буква й.

2

142

Дистанц. урок. Строчная буква й.

1

143

Строчная буква х.

1

1464

Прописная буква Х.

1

145 146 Урок консультация. Прописная буква Х.

2

147

Дистанц. урок. Прописная буква Х.

1

148

Строчная буква ю.

1

149

Прописная буква Ю.

1

150 151 Урок консультация. Строчная буква ю.

2

152

Дистанц. урок. Строчная буква ю.

1

153

Строчная буква ц.

1

154

Прописная буква Ц.

1

155 156 Урок консультация. Прописная буква Ц.
157

Дистанц. урок. Прописная буква Ц.

1

158

Строчная буква э.

1

159

Прописная буква Э.

1

160 161 Урок консультация. Прописная буква Э.

2

162

Дистанц. урок. Прописная буква Э.

1

163

Строчная буква щ.

1

164

Прописная буква Щ.

1

165 166 Урок консультация. Строчная буква щ.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

2

2

167

Дистанц. урок. Строчная буква щ.

1

168

Строчная буква ф. .

1

169

Прописная буква Ф. Урок контроль.

1

170

Урок консультация. Строчная буква ф.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».