Адаптированная рабочая программа по развитию речи 5 класс (дом_умерен)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2020 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2020 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Адаптированная рабочая программа (курса)
«Развитие речи»
для учащихся 5 класса с умеренной умственной отсталостью
на 2020– 2021 учебный год
Предметная область: «Язык и речевая практика»

Разработала:
учитель
Лабутина Наталья Валентиновна

Турма 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью обучения является формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Исходя из основной цели, задачами обучения окружающего социального мира являются:
1) знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы
поведения);
2) формирование представлений о предметном мире, созданном
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

человеком

(многообразие,

Адаптированная рабочая программа основного общего образования МКОУ «Турманская
СОШ» по учебному предмету «Окружающий социальный мир» 5 класса (обучение на дому)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 2 составлена на
основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениямиАдаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий социальный мир» 5 класса (обучение на дому) обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения Адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МКОУ «Турманская СОШ» . Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий
социальный мир» 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разрабатываются на основе: требований к личностным и предметным
результатам (возможным результатам) освоения АООП; программы формирования базовых учебных
действий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем
социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу
различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития испытывают трудности в осознании социальных явлений. В
связи с этим учебный предмет «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать
осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь
общества.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он
проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и
социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные
признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая
представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и
поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами
поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он
проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и
социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные
признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая
представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и
поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами

поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Материал по предмету представлен в адаптированной рабочей программе 5 класса образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разделами: «Школа»,
«Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Продукты питания», «Предметы и материалы, изготовленные
человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции, обычаи», «Страна».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала
по окружающему социальному миру, необходимы ему для формирования умения соблюдать нормы
поведения в обществе. Для этого необходима совместная целенаправленная последовательная работа
специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных
ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Личностными результатами обучающихся являются результаты, обеспечивающие овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностными результатами являются:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении.
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности.
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни

Предметными результатами являются освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Адаптированная программа 5 класса (обучение на дому) предполагает работу по разделам:
«Школа», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Продукты питания», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции, обычаи», «Страна».
Школа
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение
помещений школы. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков
школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание
(различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Узнавание (различение) школьных
принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка,
резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения
школьных принадлежностей. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Умение
выражать свой интерес к другому человеку
Квартира, дом, двор
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание
(различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский,
дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд,
лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в
лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил
пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение)
помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел,
балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Узнавание (различение) частей
территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки
автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором,
газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными
удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок,
трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка,
свет, электричество). Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка,
нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные,
настенные), электронные (наручные, настенные). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и
средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Соблюдение
последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение,
использование (связь, игра и т.п.), выключение.
Предметы быта
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание
назначения электроприборов. Телефон. Назначение телефона. Умение слушать телефонный разговор.
Знание номера домашнего телефона, номеров экстренного вызова (01,02, 03). Радио. Радиоприёмники.
Телевизор. Умение пользоваться телевизором. Знание правил техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка,

кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели
(кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов
посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг,
половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза,
статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы).
Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Продукты питания
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов
(молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание
упаковок с молочным продуктом. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению
(колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица),
сосиска, сарделька, котлета, фарш). Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению
(крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления)
мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Узнавание (различение) муки и
мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари),
требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Узнавание
(различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

Предметы и материалы, изготовленные человеком
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по
плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.).
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание
(различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги,
фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда
горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание
предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств ткани
(мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть,
штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с
помощью которых работают с тканью (ножницы, игла).
Город
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы, улицы, площади, здания,
парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный,
автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта),
магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и
др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель,
парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей
разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание
(различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических
средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»),

светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на
улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.
Транспорт
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения
наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства.
Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание
(различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного
транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного
транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения
космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного
средства. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в
общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая
помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание места посадки и
высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.)
Традиции, обычаи
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23
февраля, Пасха). Знание нравственных традиций.
Страна (
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной
символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных
праздников. Знание названия столицы России. Знание прав и обязанностей гражданина России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (34 ч)
Школа (5 ч)
Квартира, дом, двор (4 ч)
Предметы быта (7 ч)
Продукты питания (5 ч)
Предметы и материалы, изготовленные человеком (3 ч)
Город (3ч)
Транспорт (3 ч)
Традиции, обычаи (2 ч)
Страна (2 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34ч.)

№п
/п

Тема урока
Школа (5 ч)

Кол.
часов
1

1

Школа и школьная территория. Класс.

1

2

Школьные принадлежности.

1

3

Учитель и ученик.

1

4

Школьные помещения: спортзал, столовая, музыкальный зал, гардероб, библиотека.

1

5

Работники школы: директор, завуч, врач, медсестра, повар, библиотекарь, уборщица.

1

Квартира, дом, двор (4 ч)
6

Квартира, дом, двор.

1

7

Домашний адрес. Дом. Подъезд. Этаж.

1

8

Правила пользования лифтом.

1

9

Правила безопасного поведения в доме и пользования мусоропроводом.

1

Предметы быта (7 ч)
10,
Предметы мебели. Предметы интерьера.
11

2

12,
Предметы посуды. Кухонный инвентарь.
13

2

14 Телефон. Правила пользования телефоном.

1

15 Радио. Радиоприёмник.

1

16 Телевизор.

1

Продукты питания (5 ч)
17 Напитки.

1

18 Молочные продукты.

1

19 Мучные и кондитерские изделия.

1

20 Мясные продукты.

1

21 Рыбные продукты.

1

Предметы и материалы, изготовленные человеком (3 ч)
22 Предметы, изготовленные из бумаги.

1

23 Предметы, изготовленные из дерева.

1

24 Предметы, изготовленные из резины и ткани.

1

Город (3 ч)
25 Город. Правила поведения на улицах города.

1

26 Город. Улицы города.

1

27 Город. Главная площадь города. Парки и скверы.

1

Транспорт (3 ч)
28 Транспорт: наземный, подземный, воздушный, водный и космический.

1

29 Общественный и специальный транспорт.

1

30 Правила поведения в общественном транспорте.

1

Традиции, обычаи (2 ч)
31,
Традиции и атрибуты праздников. Нравственные традиции.
32

2

Страна (2 ч)
33 Россия – наша Родина.

1

34 Государственная символика РФ. Президент РФ. Москва – столица РФ.

1

Итоговое занятие

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».