Адаптированная рабочая программа по трудовому обучению 5 класс (дом_умерен)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2020 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2020 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Адаптированная рабочая программа (курса)
«Трудовое обучение»

для учащихся 5 класса с умеренной умственной отсталостью
на 2020– 2021 учебный год
Предметная область: «Технология»

Разработала:
учитель
Лабутина Наталья Валентиновна

Турма 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Предметно – практические действия» является одним из важных
общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих
обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения является ознакомление с основными принципами трудовой
деятельности, усвоение знаний о трудовой деятельности. Предметно-практическая
деятельность является первым этапом системы трудового обучения учащихся.
Исходя из основной цели, задачами обучения предмета являются:
1) выработать у детей трудовые навыки;
2) формировать общетрудовые умения, воспитывать культуру труда;
3) развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
4) развивать пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий
"вверху", "внизу", "справа", "слева";
5) способствовать развитию речи;
6) развивать творческие способности.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования МОУ «СОШ №
218» по предмету «Предметно-практические действия» 5 класса (обучение на дому)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 2
составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практические действия»
5 класса (обучение на дому) обеспечивает достижение планируемых результатов
освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ
«Турманская СОШ». Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметнопрактические действия» 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатываются на основе: требований к
личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП;
программы формирования базовых учебных действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«»
С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ППД — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая
деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в
наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает

разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения
учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в
различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной,
самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями
с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными
действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом,
закрепленным за ними в человеческом опыте.
Целью уроков ППД является формирование у детей данной категории житейских
понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для
овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных
действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной
координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, нагляднообразного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр,
действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природными
материалами, элементарного конструирования, ручного труда.
Уроки ППД создают базу в виде общего и речевого развития учащихся и готовят их к
усвоению материала по другим учебным предметам. Предметно-практическая деятельность
имеет богатые возможности для воспитания у детей эмоций и умения выражать свои
чувства; учит учащихся терпению, настойчивости, аккуратности, трудолюбию, умению
помогать друг другу, делиться материалами, инструментами, радоваться успехам своим и
товарищей. Эти уроки способствуют развитию и совершенствованию активности и
самостоятельности учащихся, навыков взаимоотношений и опыта совместной
деятельности, формированию положительных качеств личности. Предметно-практическая
деятельность является первым этапом системы трудового обучения учащихся.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и
назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их
обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают
правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой
культуры. Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к
трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать
действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять
свои действия заданному правилу).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МКОУ «Турманская СОШ» в 5 классе (обучение
на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
изучение учебного предмета «Предметно-практические действия» отводится 204 ч. в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Личностными результатами обучающихся являются результаты, обеспечивающие
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом. Личностными результатами являются:
1) основы персональной идентичности,
определенному полу, осознание себя как "Я";

осознание

своей

принадлежности

к

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметными результатами являются:
фиксировать взор на предметно-манипулятивной деятельности педагога.
-выполнять простые подражательные движения за учителем по инструкции, со
сменой вида движения.
- воспроизводить по подражанию действий с предметами.
-знать основные цвета
-знать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
-группировать предметы по форме, цвету, величине.

-складывать простейшие фигуры из счетных палочек по показу и по образцу.
-уметь правильно обращаться с мозаикой. Выкладывать простейшие рисунки по
показу и образцу.
-уметь работать с бумагой: мять, разглаживать, разрывать, отрывать, сгибать.
Изготавливать изделия из бумаги: коллекции цветной бумаги (2-3 цвета); «книжечка»,
«закладка».
-раскладывать готовые геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат,
треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке; на листе бумаги, образуя
определенный рисунок.
-складывать изделия, состоящие из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т.
д., правильно соотнося части.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Адаптированная программа 5 класса (обучение на дому) предполагает работу по
разделам: «Предметно-практические действия»,
«Действия с материалами»: «Работа с бумагой и фольгой», «Лепка».
«Действия с предметами»: «Работа с мозаикой», «Конструирование»
Предметно-практические действия:
Формирование умения
деятельности педагога.

фиксировать

взор

на

предметно-манипулятивной

Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции, со
сменой вида движения.
Действия с материалами:
Работа с бумагой и фольгой: определение основных цветов.
Формирование умений сминать материал, разглаживать. Разрывать, отрывать,
сгибать материал. Изготавливать изделия из бумаги: коллекции цветной бумаги (2-3 цвета);
«книжечка», «закладка».
Лепка. Размазывать материал. Разминать материал.
Пересыпать материал.
Переливать материал. Наматывать материал.
Действия с предметами:

Воспроизведение по подражанию действий с предметами: захватывать, удерживать,
отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на
предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой,
пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать
предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.
Работа с мозаикой. Выкладывание простейших рисунков по показу и образцу.
Складывание изделий, состоящих из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т.
д., правильно соотнося части.
Конструирование.
Определение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Раскладывать готовые геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат,
треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке; на листе бумаги, образуя
определенный рисунок.
Группировка предметов по форме, цвету, величине.
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тематическое планирование
№

Тема

1
2
3,4
5,6
7,
8
9,10,
11,12
13
14

Фото-Экскурсия
, перьев и палочек.
Урок консультация. Изготовление по образцу птички из жёлудя
Дистанционное занятие. Изготовление по образцу птички из жёлудя
Самостоятельное изготовление рыбки, черепахи.
Самостоятельное изготовление по иллюстрации. Свинья.
Урок консультация. Изготовление рыбки
Дистанционное занятие. Изготовление рыбки,свиньи.
Составление композиции по образцу из природных материалов.
Повторение действий с бумагой. Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо.

15,16

Урок консультация. Составление композиции по образцу из природных
материалов.
Дистанционное занятие. . Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо.

17,18

Ко
лво
ча
со
в
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2

19
20
21,22
23,24
25
26
27,28
29,30
31-32
33,34
35,36
37,38
39,40
41,42
43,44
45,46
47,48
49,50
51,52
53,54
55,56
57,58
59,60
61
62
63,64
65,66
67
68

Сгибание листа бумаги по диагонали с проглаживанием рукой.
Разрывание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 2, 3, 4, 6, 8 частей
Урок консультация. Сгибание листа бумаги по диагонали
Дистанционное занятие. Разрывание листа бумаги по прямым линиям сгиба
на 2, 3, 4, 6, 8 частей
Отгиб кромки с одной, двух, трех, четырех сторон листа бумаги.
Сгибание листа гармошкой.
Урок консультация. Отгиб кромки с одной, двух, трех, четырех сторон листа
бумаги.
Дистанционное занятие. Сгибание листа гармошкой.
Разметка листа бумаги по ширине линейки.
Урок консультация. Разметка листа бумаги по ширине линейки.
Дистанционное занятие. Разметка листа бумаги по ширине линейки.
Резание листа бумаги ножницами по намеченным линиям (по следу сгиба)
на полоски широкие, узкие, долевые, поперечные.
Урок консультация. Резание листа бумаги ножницами по намеченным
линиям
Дистанционное занятие. Резание листа бумаги ножницами по намеченным
линиям
Резание белой и цветной полос бумаги на квадраты, треугольники,
прямоугольники.
Урок консультация. Резание белой и цветной полос бумаги на квадраты,
треугольники, прямоугольники.
Дистанционное занятие. Резание белой и цветной полос бумаги на квадраты,
треугольники, прямоугольники.
Вырезывание картинок из журналов и газет. Составление коллективных
тематических работ из этих картинок.
Урок консультация. Вырезывание картинок из журналов и газет.
Дистанционное занятие. Составление коллективных тематических работ из
этих картинок.
Упражнения в резании по прямым и кривым линиям, округление углов
прямоугольников, квадратов на глаз.
Урок консультация. Упражнения в резании по прямым и кривым линиям,
округление углов прямоугольников, квадратов на глаз.
Дистанционное занятие. Упражнения в резании по прямым и кривым
линиям, округление углов прямоугольников, квадратов на глаз.
Симметричное вырезывание из кругов и овалов, сложенных пополам,
изображений овощей и фруктов по нарисованному контуру.
Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерок.
Урок консультация. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью
мерок.
Дистанционное занятие. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью
мерок.
Изготовление дидактического материала по предмету элементарная
математика.
Выполнение вертушки. Ознакомление с образцами вертушек.

1
1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1

69,70
71,72
73
74
75,76
77,78
79
80
81,82
83,84
85,86
87,88
89,90
91,92
93,94
95,96
97,98
99,100
101,102
193,104
105,106
107,108
109,110
111,112
113,114
115,116
117,118
119,120
121,122
123,124
125,126
127,128
129,130
131,131
132,133
134,135

Урок консультация. Выполнение вертушки.
Дистанционное занятие. Выполнение вертушки.
Повторение порядка предварительного планирования трудовых действий по
образцу.
Выполнение елочной гирлянды из полос цветной бумаги (цепочка).
Урок консультация. Выполнение елочной гирлянды из полос цветной
бумаги (цепочка).
Дистанционное занятие. Выполнение елочной гирлянды из полос цветной
бумаги (цепочка).
Разметка бумаги по шаблону. Работа с ножницами.
Сборка гирлянды.
Урок консультация. Сборка гирлянды.
Дистанционное занятие. Сборка гирлянды.
Выполнение гирлянды «змейка».
Урок консультация. Выполнение гирлянды «змейка».
Дистанционное занятие. Выполнение гирлянды «змейка».
Резание полосы бумаги по длине попеременно с обеих сторон, не дорезая до
края.
Урок консультация. Резание полосы бумаги по длине попеременно с обеих
сторон, не дорезая до края.
Дистанционное занятие. Резание полосы бумаги по длине попеременно с
обеих сторон, не дорезая до края.
Выполнение флажков из цветной бумаги
Урок консультация. Выполнение флажков из цветной бумаги
Дистанционное занятие. Выполнение флажков из цветной бумаги
Вырезание флажков. Нанизывание на нить.
Урок консультация. Вырезание флажков. Нанизывание на нить.
Дистанционное занятие. Вырезание флажков. Нанизывание на нить.
Выполнение закладки для книг.
Урок консультация. Выполнение закладки для книг.
Дистанционное занятие. Выполнение закладки для книг.
Разметка по шаблону; вырезывание ножницами, фальцовка.
Урок консультация. Разметка по шаблону; вырезывание ножницами,
фальцовка
Дистанционное занятие. Разметка по шаблону; вырезывание ножницами,
фальцовка
Выполнение веера из бумаги.
Урок консультация. Выполнение веера из бумаги.
Дистанционное занятие. Выполнение веера из бумаги.
Ознакомление с образцами изделий; заготовка листов бумаги по заданному
размеру.
Урок консультация. Выполнение веера из бумаги.
Дистанционное занятие. Выполнение веера из бумаги.
Выполнение веера из бумаги, разметка по шаблону; вырезывание
ножницами, фальцовка
Урок консультация. Выполнение веера из бумаги, разметка по шаблону;

2
2
1
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

136,137
138
139
140,141
142,143
144,145
146,147
148,149
150,151
152,153
154,155
156,157
158,159
160,161
162,163
164,165
166,167
168,169
170,171
172,173
174.175
176,177
178,179
180,181
182,183
184,185
186,187
188,189
190,191
192,193
194,195
196,197

вырезывание ножницами, фальцовка
Дистанционное занятие. Выполнение веера из бумаги, разметка по шаблону;
вырезывание ножницами, фальцовка
Выполнение гармошки. Ознакомление с образцами изделий; заготовка
листов бумаги по заданному размеру.
Выполнение гармошки. Разметка по шаблону; вырезывание ножницами,
фальцовка
Урок консультация. Выполнение гармошки.
Дистанционное занятие. Выполнение гармошки.
Выполнение конвертов для писем. Ознакомление с образцами изделий;
заготовка листов бумаги по заданному размеру.
Урок консультация. Выполнение конвертов для писем.
Дистанционное занятие. Выполнение конвертов для писем.
Выполнение конвертов для писем. Разметка по шаблону; вырезывание
ножницами, фальцовка
Урок консультация. Разметка по шаблону; вырезывание ножницами,
фальцовка
Дистанционное занятие. Разметка по шаблону; вырезывание ножницами,
фальцовка
Выполнение часового циферблата. Ознакомление с образцами изделий.
Заготовка листов бумаги по шаблону (круг).
Урок консультация. Выполнение часового циферблата.
Дистанционное занятие. Выполнение часового циферблата.
Выполнение часового циферблата. Вырезывание ножницами.
Урок консультация. Ознакомление с образцами изделий. Заготовка листов
бумаги по шаблону (круг).
Дистанционное занятие. Ознакомление с образцами изделий. Заготовка
листов бумаги по шаблону (круг).
Выполнение часового циферблата. Оформление изделия.
Урок консультация. Ознакомление с образцами изделий. Заготовка листов
бумаги по шаблону (круг).
Дистанционное занятие. Ознакомление с образцами изделий. Заготовка
листов бумаги по шаблону (круг).
Выполнение коврика из цветных полосок бумаги. Ознакомление в
образцами изделий. Заготовка листов и цветных полосок бумаги.
Урок консультация. Выполнение коврика из цветных полосок бумаги.
Дистанционное занятие. Выполнение коврика из цветных полосок бумаги.
Плетение коврика.
Урок консультация. Плетение коврика.
Дистанционное занятие. Плетение коврика.
Выполнение апликацион.работы.
Урок консультация. Выполнение апликацион.работы.
Дистанционное занятие. Выполнение апликацион.работы.
Герои сказок .Аппликация
Урок консультация. Герои сказок .Аппликация
Дистанционное занятие. Герои сказок .Аппликация

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

198,199 Герои сказок,Пластилин.
200,201 Урок консультация. Герои сказок,Пластилин
202,203 Дистанционное занятие. Герои сказок,Пластилин

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».