Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 6 класс (умерен_дом)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол № _______
От «
» _____________ 2020 г.
Руководитель МО
Вовчок Ю.Н.. ___________

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2020 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2020 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Адаптированная рабочая программа
«Развитие психомоторики и сенсорных
процессов»

для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью
Предметная область: коррекционно – развивающая .

Разработала:

Тарасова Ирина Евгеньевна

педагог-психолог

п. Турма

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Старший школьный возраст детей, имеющих отклонения в умственном
развитии – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка,
этап становления его социализации, освоения общественных отношений,
обогащения мировосприятия. Наукой доказано, что из всех функциональных
отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям
умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым
дефектом развития. Современные требования общества к развитию детей,
имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость
более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая
степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально –
типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания
комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на
преодоление трудностей овладения социальными и познавательными
компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более
успешной адаптации и интеграции их в общество. Теоретической основой
программы коррекционных занятий явились концептуальные положения
теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномально и нормально
развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможности его
компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального
ребенка, учѐте зон его актуального и ближайшего развития при организации
психологической помощи; об индивидуализированном и
дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной
психолого-педагогической программы. Сенсорное развитие предполагает
формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах,
объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие умственно
отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит
неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема
восприятия, нарушения аналитикосинтетической деятельности,
специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим
миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за
объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме
этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств
данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик
должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились
исторически, - сенсорными эталонами. Только тогда появиться точность
восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов,
сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение
сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкала величины,
цветового спектра и предусматривает данная программа.Выявив уровень
сформированности и доступности тех или иных видов деятельности,
психолог может судить об уровне развития психических процессов, их
обеспечивающих, т. е., критерии доступности и сформированности тех или
иных видов деятельности позволяет оценить зону актуального развития
ребенка, что является основанием для выбора содержаниякоррекционной

работы по разделам программы, которые наиболее сложны для усвоения и,
подобрать соответствующие коррекционные приемы обучения. Главная
задача психолога при обследовании: психолого – педагогическая
дифференциация учащихся на группы по возможностям обучения для
проведения коррекционных занятий в соответствии с предложенным курсом.
Таким образом, календарно – тематический план курса занятий «Развитие
психомоторики и сенсорных процессов» имеет адресную направленность на
подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения.
Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком
каждого объекта, его свойств, качеств, признаков дать правильное
многогранное представление об окружающей действительности,
способствующее оптимизации психического развития ребенка и более
эффективной социализации его в обществе.
Задачи: - Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью путем систематического и
целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в
пространстве.
- Формирование пространственно – временных ориентировок.
- Развитие слухоголосовой координации.
- Совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности.
- Обогащение словарного запаса детей с глубокой умственной отсталостью на
основе использования соответствующей терминологии.
- Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно –
двигательной координации.
- Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики
и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
• Развитие общей и мелкой моторики; графомоторных навыков.
• Тактильно – двигательное восприятие.
• Кинестетическое и кинетическое развитие.
• Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
• Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
• Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
• Восприятие пространства.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию
психомоторики и сенсорных процессов дети могут научиться:
• ориентироваться на сенсорные эталоны;
• узнавать предметы по заданным признакам;
• сравнивать предметы по внешним признакам;
• классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
• составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным
признакам;
• практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
• давать полное описание объектов и явлений;

• различать противоположно направленные действия и явления;
• определить последовательность событий;
• ориентироваться в пространстве;
• целенаправленно выполнять действия по инструкции;
• самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
• опосредовать свою деятельность речью (если речь не отсутствует)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1.Обследование детей, комплектование групп для коррекционных
занятий (2 часа)
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков ( 9
часов)
Раздел 3. Тактильно – двигательное восприятие (4 часа.)
Раздел 4.Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа.)
Раздел 5.Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (6
часов.)
Раздел 6.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов.)
Раздел 7.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часа.)
Раздел 8.Восприятие пространства (4 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (34 часа)
№

Тема

1-2

Обследование детей, комплектование групп для
коррекционных занятий
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных
навыков
Развитие крупной моторики
Целенаправленность выполнения действий и движений по
инструкции психолога (броски в цель, ходьба по «дорожке
следов»).
Согласованность действий и движений разных частей тела
(повороты и броски, наклоны и повороты).
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.
Пальчиковая гимнастика
Специальные упражнения для удержания письменных
принадлежностей
Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание
бус, завязывание узелков, бантиков)
Обводка, штриховка по трафарету. Сгибание бумаги.
Вырезание ножницами прямых полос.

3
4

5
6
7
8
9

Кол-во
часов
2
9
1
1

1
1
1
1
1

10-11 Работа в технике «рваной» аппликации
Тактильно – двигательное восприятие
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их
12
величины
Работа с пластилином (раскатывание).
13
Игры с крупной мозаикой.
14
Игры с крупной мозаикой.
15
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений
16
тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение
упражнений по заданию психолога, обозначение, словом
положения различных частей своего тела..
Выразительность движений (имитация повадок зверей,
17
птиц)
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных
18
геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник) на эмпирическом уровне в процессе
выполнения упражнений.
Выделение признака формы; называние основных
19
геометрических фигур
Классификация предметов и их изображений по форме по
20
показу.
Работа с геометрическим конструктором. Различие и
21
выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый,
синий, черный, белый).
Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по
22
высоте, длине, ширине, толщине; обозначением словом
Конструирование геометрических фигур и предметов из
23
составляющих частей (2-3 детали).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза
24
(обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по
инструкции педагога).
Дифференцированное зрительное восприятие 2-х
25
предметов: нахождение общих и отличительных признаков
Определение изменений в предъявленном ряду
26
Нахождение «лишней» игрушки, картинки.
27
Упражнение для профилактики и коррекции зрения.
28
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон,
29
гудение, жужжание)
Различие речение и неречевых звуков. Подражание
30

2
4
1
1
1
1
2
1

1
6
1

1
1
1

1
1
5
1

1
1
1
1
2
1
1

31
32
33

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация
правой/левой/руки/ноги, правой/левой/ части тела.
Определение расположения предметов в пространстве
(справа – слева, вверху – внизу и др.).
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед,
назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции
психолога
Пространственная ориентировка на листе бумаге (центр,
верх, низ, правая, левая сторона).
Всего

4
1
1
1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».