Адаптированная рабочая программа по развитию психомотрики и сенсорных процессов 5 класс (дом_умерен)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2020 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2020 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Адаптированная рабочая программа учебного предмета
(курса)
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 5 класса с умеренной умственной отсталостью
на 2020– 2021 учебный год

Разработала:
Лабутина Наталья Валентиновна
учитель начальных классов

Турма 2020 г.

Пояснительная записка
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в
развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения,
учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья,
индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания
комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей
овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
имеет цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в
совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное
полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее
оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в
обществе. Составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие
психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 4-5 классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида.
Достижение цели предусматривает решение ряда
задач, основная из которых следующая:
обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать,
сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать в речи, нацеленное на
развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия
явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и
целенаправленного воспитания у них
полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их
положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии
свойств и признаков его объектов(цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептинной деятельности;
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии
— исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий;
— оптимизация психофизического состояния, формирование саморегуляции.
Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих
способностей предполагается исправление присущих детям с ограниченными интеллектуальными
способностями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно
сложных видов психической деятельности. Работа, осуществляется в процессе индивидуальной и
групповой коррекции недостатков. Есть учащиеся, требующие разных мер индивидуальной
коррекции. В этом случае эффективность работы будет зависеть, в частности, от правильного
подбора детей на индивидуальные занятия. Главная задача на начальном этапе работы полноценное
обследование учащихся с позиций системного подхода; выделение видимых затруднений ребенка в
процессе учебной деятельности, определение их первичного и вторичного характера, установление
причинности.
Проводя обследование детей на основе стандартных психологических методик (Забрамная С.д.,
Рогов Е.И., Усанова О.Н., др.), выявляется наличие сенсорных навыков и умений в контексте разных
видов деятельности применительно к различному сенсорному содержанию, организуя психологопедагогическое наблюдение за детьми в процессе урока, анализируя совместно с учителем
особенности овладения структурой учебной деятельности и запас имеющихся у них программных
•

знаний, умений и навыков, я как педагог-психолог отмечаю какая конкретная помощь нужна
данному ребенку, определяю содержание коррекционной работы, и подбираю соответствующие
коррекционные приемы обучения.
Таким образом, календарно-тематический план курса занятий «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного
ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения, и определяет основную цель
занятий:
— подготовить ребенка к усвоению учебного материала;
— восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях, умениях, навыках.
На коррекционные индивидуально-групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую,
так и во вторую половину дня.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и
представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с
готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия
окружающей действительности, для полноценного сенсорного развития необходимо осуществление
целенаправленного сенсорного воспитания.
Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования
и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема
восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти
затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному
наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого
необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и
качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками,
которые сложились исторически, — сенсорными эталонами. Только тогда появится точность
восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать,
сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов системы геометрических форм,
шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех
видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового,
осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т.д.) является необходимой предпосылкой
развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также
обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом
практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и д. Развитие сенсорной
системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи
совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой
моторики при выполнении специальных упражнений, также для того чтобы ребенок полноценно
развивался и чувствовал себя членом общества, для сохранения здоровья необходимостью стало
включить в программу обучение учащихся навыкам саморегуляции.
Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии,
которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на
психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчают восприятие: показ
предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога,
игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они
видят, к ознакомлению с объектом определенным образом организованной деятельности и к
формулированию полученных результатов. Разные направления деятельности предоставляют
большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
Особое внимание должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению
контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что несомненно трудно для
умственно отсталых учащихся начальных классов и без специального обучения, как показывают
научные исследования, не формируется.
Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал небольшими
дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество
закрепляющих упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ.
Учащиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснить все, что они

делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить
не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов
умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку
движение, изобразительную деятельность, творчество и т.д. в процессе преимущественно
коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и
чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением.
Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Структура программы коррекционных занятий
по развитию психомоторики и сенсорных процессов
разделы программы:
— формирование навыков саморегуляции и контроля действий.
— развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений,
вкусовых качеств 4-5кл.)
— восприятие пространства;
—развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 кл)
Прохождение разделов программного материала строиться в соответствии психологической
значимости
Вся работа начинается с исследования возможностей учащихся - психоэмоционального,
интеллектуального развития ребенка, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
В ходе чего собираются сведения о каждом учащемся данного класса. Полученная информация
помогает наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной
информации, а также наблюдения составляется психолого-педагогическая характеристика
(отражается в картах индивидуального сопровождения), которая помогает не только в работе с
данным учащимся, но и является указанием направлений работы для других специалистов.
Раздел «Формирование навыков саморегуляции и контроля действий»
содержание работы данного раздела предусматривает развитие способностей в учащихся навыков
общения и контроля за собственными действиями, формированию способностей работать в
коллективе, умению выслушать другого и выразить свою собственную мысль и идею, донести ее до
сознания слушателя. Работа над формированием адекватной самооценки.
Работа рассчитана на школьников как соматически ослабленных, астеничных, так и с проявле
ниями
синдрома
дефицита
внимания
и
гиперактивностью. Используется несколько методов работы:
•

•
•
•
•
•

релаксация (произвольное расслабление мышц) основанная на способности человека
мысленно
при
помощи
образного
представления
отключать
мышц
и от импульсов. Десятиминутный отдых, сочетаемый с правильным дыханием, восстанав
ливает силы и трудоспособность так же, как и сон;
игра,
как
метод,
соответствует
возрастным
особенностям
детей
и
является для них эмоционально привлекательной;
рисование – используется как метод выражения и материализация своих чувств;
слушание музыки - эффективное средство воздействия на настроение и психологическое
состояние человека, а через него на весь организм;
артерапивтические методы;
в начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного
дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких,
массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению

самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших
целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых
составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания - единственный из всех
телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны
человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным,
регулируемым непроизвольно.
Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков»
решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения
согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и
серии действий по инструкции педагога, что является в свою очередь основой для формирования у
учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает
также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
Для умственно отсталых учащихся характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость
мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная
сформированность праксиса и т.д. Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на
уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при
обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой,
угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное
недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит и овладение ориентировкой в
окружающем мире. Пальчиковую гимнастику, специальные упражнения для удержания письменных
принадлежностей (движения карандашом в воздухе, письмо ручкой в воздухе, обводка лекал др.),
упражнения на координацию движений рук («кулак- ладонь» поочередно и одновременно, др.)
следует проводить 2—З раза на каждом занятии по 2—З минуты. Допустимо проведение
коррекционных занятий (особенно в первом-втором классах), полностью посвященных развитию
мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями.
Для полноты представлений об объектах окружающего мира в программу включены занятия,
основной целью которых является
Развитие тактильно-двигательного восприятия.
Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только,
например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов
на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий, др.), определении их температурного режима (горя
чий, холодный, др.), вибрационных качеств и возможностей. Тактильные ощущения, которые
возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема),
поверхности позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах,
сформировать обобщенное представление о самом объекте. Поскольку формирование ощущений
этого вида у умственно отсталых детей значительно затруднено, особенно важно соблюдать
последовательность в работе:
— ощупывание предметов с различной поверхностью, обучение специальным обследующим
движениям (поглаживание, разминание, постукивание, др.), обозначение словом свойств и качеств
используемых материалов;
— ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глазами, обозначение
словом свойств и качеств используемых материалов;
— ощупывание отдельных предметов с закрытыми глазами, обозначение словом свойств и качеств
используемых материалов;
— ощупывание предметов с контрастными поверхностями с закрытыми глазами, обозначение словом
свойств и качеств используемых материалов;
— нахождение на ощупь необходимого предмета по описанию свойств и качеств материала, из
которого он изготовлен (выбор из 2-х предметов);
— нахождение на ощупь необходимого предмета по описанию свойств и качеств материала, из
которого он изготовлен (выбор из 3—5 предметов).
Целесообразно использование различных видов деятельности, прямо или косвенно способствующих
развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка из глины, пластилина, игры с крупной и мелкой
мозаикой, др.

Раздел
«Кинестетическое и кинетическое развитие»
предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или
отдельных его частей (верх них и нижних конечностей, головы, туловища, др.) в пространстве.
Кинетический фактор (моторная составляющая) является ведущим при осуществлении зрительномоторных, слухомоторных, речемоторных, ритмикомоторных, координационно-моторных факторов.
Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и
мыслительных процессов, формировании речи, письма и др.
Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и
движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных
подкреплений сложных комплексов рук, ног, кисти, пальцев, органов артикуляции, глаз и т.д. В
чувственном познании осязательно-двигательное восприятие преобладает над чисто зрительным.
Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела формируется исключительно на
кинестетической основе. Исследования, проведенные сотрудниками Центра здоровье сберегающих
педагогических технологий РАО, гуманитарно-художественного института НГАСУ (2001 г.)
убедительно доказали, что формирование у детей образа своего телесного (физического) «Я» без
специального обучения не формируется. Необходимо проведение специальных упражнений на
развитие зрительно-моторной координации с предметами без них, физических упражнений на
развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию верхних и нижних
конечностей, других частей тела. Это влияет на улучшение адаптации в пространстве и его более
уверенном освоении, повышение работоспособности ребенка, статической и динамической
выносливости.
Умение
сосредотачивать
внимание,
мобилизовывать
сенсорно-двигательную
память,
сформированные зрительно-моторные и вестибулярно-моторные координации также служат основой
формирования познавательной деятельности ученика.
Основной задачей раздела
«Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»
является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Не удивительно, что и в
первом, и в четвертом, и даже в последующих классах педагог коррекционной школы занимается
решением этих задач. Ученые констатируют, что в детских возрастах не обнаружено оптимумов
развития даже по отношению к самым элементарных сенсомоторным функциям, что свидетельствует
о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития. Однако
существуют данные, подтверждающие отдельные эталоны сенсорного оптимума: максимальная
чувствительность к внешним воздействиям на глаз наблюдается у человека в норме в возрасте 20 лет,
наивысшая слуховая чувствительность обнаруживается также в этом возрасте, музыкальный слух
развивается с накоплением опыта музы кально-исполнительской деятельности, сен сорный оптимум
светочувствительности складывается к 25 годам.
С учетом особенностей психофизиологического развития умственно отсталых детей становится ясно,
что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа
предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов
(формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе
самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—З), составлять все рационные ряды,
сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Для правильного узнавания отдельных объектов большое значение имеет форморазличение. Именно
форма является ведущим признаком при анализе и сравнении предметов. Умственно отсталые дети
затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в
последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность,
обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения (З.А. Апацкая, Т.Н.
Голо вина). Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.
У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается снижение цветовой чувствительности.
Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но
недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства с насыщенными цветами,
не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру (Т.И. Головина, И.А. Грошенков, Ж.И. Шиф).
дети путают названия цветов; в активном словаре отсутствуют названия многих цветовых оттенков.
Исследования показывают, что лишь к третьему классу цветоразличение становится более точным.

Особую трудность вызывает у детей конструктивная деятельность. Недостаточная
сформированность аналитико-синтетической деятельности, образного мышления проявляются при
конструировании по образцу и, особенно — по нерасчлененному образцу. Выполнение заданий на
конструирование связанно с воссозданием объекта из готовых деталей. Умственно отсталые
учащиеся не могут установить последовательность действий, представить будущие действия и их
результат, не могут дать отчет о работе, если она все же вы полнена.
Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для
более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной
деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению
программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд).
Раздел «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти»
обусловлен рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия умственно отсталых
школьников, которые значительно затрудняют ознакомление ребенка с окружающим миром:
замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения,
что особенно мешает восприятию мелких объектов или близко друг к другу расположенных (Э.С.
Бейн, К.И. Вересотская, И.М. Соловьев). дети с трудом выделяют в объекте составляющие его части,
пропорции, своеобразие строения; не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе
узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту проявляется обобщенное узнавание,
отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, неадекватность представлений о реальной
действительности. Множество не- точностей проявляется при восприятии в измененных условиях
(новый ракурс предмета). Представления, возникшие без регулирующего участия педагога бедны,
нечетки, ошибочны. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов;
оно не формируется без специального обучения.
При этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается
в том, что это дефицит не только отдельно зрительной или моторной функции, а дефицит
(несформированность) интегративного взаимодействия этих функций.
Общеизвестно, что зрение более, чем какой-либо другой анализатор, позволяет получать широкую,
многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Чем совершеннее зрительное
восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит тем полнее, точнее и
дифференцированнее они отражают раздражители.
Решение задач раздела
«Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических
ощущений, вкусовых качеств»
способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов,
запахов.Особое значение придается развитию осязания, т.к. недостатки его развития отрицательно
сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и, в дальнейшем, оперировании
образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная
другими анализатора ми, а взаимодействие зрения и осязания дают более высокие результаты в
познании. Органом осязания служит рука. Осязание осуществляется целой сенсорной системой
анализа- торов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного
Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности у умственно отсталых
детей, асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность,
недостаточная сосредоточенность всей деятельности провоцируют большое количество ошибок при
распознании объекта. Осязательные движения при обследовании зачастую хаотичны и не могут дать
представления
об
исследуемом
объекте;
характерна
ориентировка
на
отдельные,
часто несущественные признаки объекта.
Исследования (А.П. Гозова, Р.Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются
умственно отсталыми учащимися проще, чем плоские, т.к. плоскостные изображения объектов
лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания для полноты
формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов.
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности умственно отсталого
ребенка, имеют в своей основе, в том числе и недостатки слухового восприятия вследствие их малой
дифференцированности. дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к
ним взрослого, но поздно начинают понимать об ращенную к ним речь. Причина — в задержанном
созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих.

Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности,
неустойчивость внимания, мо торное недоразвитие. У умственно отсталых детей отсутствует
должное соответствие между словом, обозначающим предмет и конкретным образом (Р.М. Боскис,
Р.Е. Левина, В.Г. Петрова). Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления
окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении.
Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений осуществляется
значительно медленнее, чем в норме. Для решения указанных недостатков в программу включен
Раздел: «Восприятие пространства»
имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности
пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую
очередь — на уроках русского языка, математики, ручного труда), но и во внеурочное время, когда
остро встает вопрос ориентировки в школьном здании и на участке, на близлежащих улицах.
Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее
распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости (Т.И.
Головина, И.М. Соловьев).
Пространственные характеристики есть нечто иное, как установление отношений и взаимосвязей
между предметами и явлениями. Особенно значим данный фактор при понимании отношений
сравнений, сложных логических конструкций, пространственном анализе и синтезе информации от
органов чувств раз личной модальности. В процессе формирования пространственных представлений
единство всех признаков у детей устанавливается не сразу, а постепенно через движения тела,
конечностей, повороты головы, глаз и т.д., при условии словесного опосредования деятельности.
Таким образом, единство кинетических и кинестетических ощущений, единство визуального и
слухового восприятия способствуют формированию у ребенка целостного пространственного образа.
В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционных
занятиях у ребенка формируются следующие умения:
1) ориентироваться в схеме собственного тела;
2) определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве;
З) моделировать пространственное расположение предметов;
4) ориентироваться на поле листа бумаги;
5) двигаться в заданном направлении и изменять его.
Знакомство со схемой собственного тела начинается по вертикальной оси. Анализируется
расположение непосредственно составляющих тело (голова, шея, плечи, туловище, руки, ноги); и
отдельных частей тела: рук (ладонь, пальцы); ног (колено, стопа, т.д.).
Ориентировка в окружающем пространстве первоначально проводится по параметру
относительности предметов к самому ребенку и его местоположению. Для этого важно
сформировать у учеников четкое различение право лево сторонней организации среды.
Ориентируясь в пространстве, ребенок изначально овладевает дифференциацией отношений
предметов и их частей по вертикали («на», «над», «под», «вверху», «внизу»). Второй этап
формирования пространственных отношений заключается в анализе горизонтального пространства
(«впереди», «позади», «сзади»). Также, начиная с собственного тела, анализируются позиции
близости: «близко», «ближе», «далеко», «дальше». Одновременно обучаем детей передвижению в
пространстве, ориентируясь на схему собственного тела. Следующий этап работы — формирование
квазипространственных представлений (определение месторасположения предметов по отношению
друг к другу: на столе, под сто лом, в шкафу, около окна, за дверью, т.д.) и их вербализация в виде
ответов на отдельные вопросы, отчетов о проведенных действиях, планирование своей практической
деятельности. Это наиболее трудный раздел для умственно отсталых учащихся начальных классов,
поэтому значительная часть занятий должна быть посвящена обучению учащихся моделированию
пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем, и по собственному замыслу.
Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве листа и на
поверхности парты. С первых дней пребывания в школе ученикам даются понятия о разных
сторонах, углах и частях листа, идет обучение ориентировке на плоскости листа. В процессе
коррекционных занятий эти понятия закрепляются через выполнение различных заданий
(расположение фишек, геометрических фигур на листе бумаги по инструкции педагога, перемещение
их в пространстве листа /парты). Самое главное — ученик должен понять, что лист бумаги (любого
размера и даже по- разному расположенный) — это определенное ограниченное пространство,

имеющее свой верх и низ, середину и стороны, центр и углы; на нем можно отразить реальные
пространственные отношения между предметами.
Овладение пространственными категория ми не только в практической деятельности, но и в речи,
несомненно, будет способствовать оптимизации потенциальных возможностей умственно отсталых
учащихся в овладении программными требованиями.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение
заданий от первого к четвертому классу. В основе предложенной системы лежит комплексный
подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из
нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка
(например: развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие
осязательных ощущений; или: упражнения на развитие крупной моторики, пространственная
ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти, др.) Исходя из особенностей подбора
детей в группу, педагог-психолог вправе самостоятельно определить круг задач, решаемых на
каждом конкретном занятии и выделить из них приоритетную.
для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметнопространственная развивающая среда:
— функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций
(строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и
объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и
ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
— игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной
моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный
коврик, полусфера и др.);
— оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью, релаксацией
(магнитофон, набор аудио-видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты,
изобразительные материалы и коврики, подушки.);
— разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы
одежды.). Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ребенок
активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.
5 класс (68ч.)
Обследование детей
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной
моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность
движений. Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер,
материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
Формирование навыков саморегуляции и контроля действий. (10 часов)
Релаксация
(произвольное
расслабление
мышц);
отдых,
сочетаемый с правильным дыханием; игра, рисование, слушание музыки,
обучение учащихся навыкам общения через специально организованные упражнения.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (3 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по
инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога,
опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.
Совершенствование точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических фигур,
дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным
заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела;
вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить
мяч, наколоть дров, т.д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (3 часов)
Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом.
Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление
сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов. Использование
простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение

постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец, т.д.). Узнавание предмета по одному элементу.
Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных
изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5—6
предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. На хождение
отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—З предметные или сюжетные
картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения.
Гимнастика для глаз.
Восприятие пространства (4 часов)
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение
заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного
отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и
дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка
мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Ориентировка на листе бумаги
разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально,
вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем
предметов, игрушек.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4 часов)
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте
тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук.
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма.
Различение по голосу ребенка и взрослого.
Учащиеся должны уметь:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвети функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— ориентироваться в пространстве и на листе;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— опосредовать свою деятельность речью;
- используя полученные знания (по степени возможности), регулировать свое поведение;
- использовать дыхательные техники, и способы мышечной релаксации, уметь применять их в
повседневную жизнь.
Своевременная психолого-педагогическая помощь умственно отсталым учащимся начальных
классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Тематический план
№
1
2
3
4

Тема
Знакомство детей с психологом. Определение правил совместной работы.
Коммуникативные игры. Игры на создание успеха.
Урок консультация. Игры на создание успеха.
Развитие внимания и коммуникативных навыков. Занятие № 3
Урок консультация. Игры на создание успеха.

Кол.
часов
1
1
1
1

5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Развитие умения контролировать импульсивные действия. Занятие № 4
Урок консультация. Игры на создание успеха.
Упражнения,направленные на снятие раздражения, страха(кляксы, нарисуй свой стра
х)
Работа с красками – снятие эмоционального напряжения, формирование положительноэмоционального настроя.
Урок консультация. Работа с красками – снятие эмоционального напряжения,
формирование положительно-эмоционального настроя.
Игры на преодоление импульсивности, тренировка навыков саморегуляции
через игровые приемы
( сборник игр). Упражнения для формирования правильной осанки.
Урок консультация. Работа с красками – снятие эмоционального напряжения,
формирование положительно-эмоционального настроя.
Программа «Я учусь владеть собой»
Занятие №1
Урок консультация. «Я учусь владеть собой»
Программа «Я учусь владеть собой»
Занятие №3 «Я учусь владеть собой»
Урок консультация
Программа «Я учусь владеть собой»
Занятие № 4
Урок консультация. «Я учусь владеть собой»
Программа «Я учусь владеть собой»
Занятие №5
Урок консультация. «Я учусь владеть собой»
Программа «Я учусь владеть собой» занятие № 6
Урок консультация. «Я учусь владеть собой»
Психогимнастика – развитие согласованности движений на разные группы мышц
при выполнении упражнений по инструкции педагога.
Урок консультация. «Я учусь владеть собой»
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Упражнения, направленные
на формирование согласованности движений.
Урок консультация. . Упражнения, направленные на
формирование согласованности движений.
Совершенствование точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических
фигур, Дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант
с усложненным заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.
Урок консультация. . Упражнения, направленные на
формирование согласованности движений.
Занятие по коррекция когнитивных процессов
"Как научиться учиться".Тема "Растения"
Урок консультация. Занятие построение на кинезиологических упражнениях
Психогимнастика – развитие согласованности движений на разные группы мышц
при выполнении упражнений по инструкции педагога.
Урок консультация. Как научиться учиться
Занятие построение на кинезиологических упражнениях
Урок консультация. Занятие построение на кинезиологических упражнениях
Занятие с элементами тренинга – использование Релакс мультимедиа арттерапия
Урок консультация. Игрушки из бумаги (оригами) проведение занятий с применение
речевого материала.
Арттерапия, рисование песком
Урок консультация. Игрушки из бумаги (оригами) проведение занятий с применение
речевого материала.

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

37
38
39
40
41
42
43
44

45

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Занятие по коррекция когнитивных процессов
"Как научиться учиться". Тема "Растения"
Урок консультация. Игрушки из бумаги (оригами) проведение занятий с применение
речевого материала.
Группировка предметов и их изображений по форме(круглый, квадратный,
треугольный, прямоугольный, многоугольник, овал, призма) сравнение величин
больше-меньше, большой маленький - через аппликацию
Урок консультация. Игрушки из бумаги (оригами) проведение занятий с применение
речевого материала.
Игрушки из бумаги (оригами) проведение занятий с применение речевого материала.
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
Урок консультация . Игрушки из бумаги (оригами) проведение занятий с применение
речевого материала.
Аппликация «украшение калмыцких поясков» работа с геометрическими формами –
выкладывание узора на плоскости. (аппликации по мотивам народного орнамента стр.
34)
Урок консультация. Дорисовывание незаконченных изображений.
Задания на узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка упр
№4
Составление фигур из разрезанных деталей упр№5 (см. Ануфриева стр 133)
Упражнения для профилактики и коррекции
зрения. Нахождение отличительных и общих признаков 4-х предметов
«Сравни предмет»
Урок консультация. Дорисовывание незаконченных изображений.
Занятие по коррекция когнитивных процессов
"Как научиться учиться".Тема "Школа".
Урок консультация. Дорисовывание незаконченных изображений.
Дорисовывание незаконченных изображений. Упражнения на развитие зрительной
памяти в процессе рисования по памяти.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Урок консультация. Дорисовывание незаконченных изображений.
занятие по курсу программа по психокоррекции "Как научиться учиться".
Тема: "Времена года".
Урок консультация. Использование методики для развития слуховой памяти «Запомни
10 слов»
Игры, упражнения на заданный звук. ( Громкий звук потопаем громко, тихий –
тихо) (Высокий – поднимись высоко и т.д.)
Урок консультация. Использование методики для развития слуховой памяти «Запомни
10 слов»
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов – ложки –
железные, ложки – деревянные. ПИ «Колокольчик»
Урок консультация. Использование методики для развития слуховой памяти «Запомни
10 слов»
Использование методики для развития слуховой памяти «Запомни 10 слов»
Психогимнастика
Урок консультация. Использование методики для развития слуховой памяти «Запомни
10 слов»
Составление портрета из частей лица человека – формирование(основы детской
психопатологии – приложение рис 25.2)
Урок консультация. . Психогимнастика.
Игры на движение в заданном направлении в пространстве.
Урок консультация. Психогимнастика.
Ориентировка на собственном теле – правая, левая, рука,

1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

64
65
66
67
68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

нога. Психогимнастика. Игровые упражнения на закрепление.
Игра «Зеркало» - со
сменой ведущего - педагог - ребенок (создание ситуации успеха и принятия в группе)
Урок консультация. Психогимнастика.
Программа Озеркова формирование
Урок консультация. Психогимнастика.
Психогимнастика
Урок консультация. . Психогимнастика.

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».