Адаптированная рабочая программа по рисованию 5 класс (дом_умерен)

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2020 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2020 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Адаптированная рабочая программа (курса)
«Рисование»

для учащихся 5 класса с умеренной умственной отсталостью
на 2020– 2021 учебный год
Предметная область: «Изобразительное искусство»

Разработала:
учитель
Лабутина Наталья Валентиновна

Турма 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительная деятельность для обучающихся имеет важное коррекционно-развивающее
значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у
него положительных навыков и привычек.
Основной целью обучения предмета «Изобразительная деятельность» является формирование
умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Исходя из основной цели, задачами обучения предмета «Изобразительная деятельность» являются:
1) развитие интереса к изобразительной деятельности;
2) формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их
использование в организации обыденной жизни и праздника;
3) освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
4) формирование умений пользоваться инструментами;
5)обучение доступным приемам работы с различными материалами;
6) исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем
использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением
разнообразного изобразительного материала;
7) развитие художественно-творческих способностей;
Адаптированная рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительная
деятельность» 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) составлена н основе Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Адаптированная
рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» 5 класса (обучение на дому) обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения Адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» 5 класса (обучение на
дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатываются на
основе: требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП;
программы формирования базовых учебных действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной
деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия,
воображение, память, зрительно-двигательная координация. Особенности психофизического развития
школьников с умственной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В процессе работы у
детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к
успехам или неуспеху товарища.

На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность,
проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить
выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов
и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие
используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много
положительных эмоций.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную
эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать
самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамки,
участвуя в выставках, творческих показах, помогая оформлять классную комнату своими поделками. Ему
важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. В
процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи,
сопричастности к успехам или неуспеху товарища.
Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство
собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки
необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении
полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Материал по предмету «Изобразительная деятельность» представлен в адаптированной рабочей
программе 5 класса образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разделами: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 218» в 5 классе (обучение на дому) обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета
«Изобразительная деятельность» отводится 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Личностными результатами обучающихся являются результаты, обеспечивающие овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностными результатами являются:
1) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с
ней и эстетическому ее восприятию;
3) формирование уважительного отношения к окружающим;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.),
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания
и сопереживания чувствам других людей;
Предметными результатами являются:
1) освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы
в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); умение использовать
различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2) способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: положительные
эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к
собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое
отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой
деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; умение использовать полученные навыки для
изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (17 ч)
Адаптированная программа 5 класса (обучение на дому) предполагает работу по разделам: «Лепка»,
«Рисование», «Аппликация».
Лепка (2 ч)
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение)
инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма,
подложка, штамп. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка
материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в
руках). Катание шарика на доске (в руках). Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом
и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х)
колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между
пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей
изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие.
Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением
растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
Аппликация (9 ч)
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации:
ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы
(размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по
прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание
листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей,
сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка

орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание
сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание
деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Аппликация геометрическая (геометрический конструктор),
из осенних листьев, из ватных дисков.
Рисование (6 ч)
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки,
карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа.
Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с
красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в
краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы.
Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование
точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование
геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура
(заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо
(сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по
опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных
(геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими)
элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате).
Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.
Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование
сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (17 ч)
Лепка (2 ч)
Аппликация (9 ч)
Рисование (6 ч)
№ п/п Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Рисование (6 ч)

1

Вводный инструктаж

2

Урок консультация.

3

Урок консультация.

Освоение
доступных
изобразительной
деятельности:
рисование, аппликация.

средств
лепка,

Использование различных изобразительных
технологий.
Формирование

умений

пользоваться

4

Дистанционное занятие

5

Рисование красками «Лето»

6

Урок консультация.

7

Урок консультация.

8

Дистанционное занятие

9

Рисование «Осень. Листопад»

10

Урок консультация.

11

Урок консультация.

12

Дистанционное занятие

13

Рисование «Овощи»

14

Урок консультация.

15

Урок консультация.

16

Дистанционное занятие

17

Рисование «Фрукты»

18

Урок консультация.

19

Урок консультация.

20

Дистанционное занятие

21

Рисование «Ягоды"

22

Урок консультация.

23

Урок консультация.

24

Дистанционное занятие

инструментами.
Обучение доступным приемам работы с
различными материалами.
Формирование учебного поведения, умения
выполнять задания от начала до конца в
течение определенного периода времени,
умения самостоятельно переходить от
одного действия (операции) к другому в
соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действий. Накопление опыта
самовыражения в процессе изобразительной
деятельности.
Формирование
инструментами.

умений

пользоваться

Обучение доступным приемам работы с
различными материалами.
Обучение изображению
отдельных элементов.

(изготовлению)

25

Рисование
орнамента
из
растительных и геометрических форм
в квадрате

26

Урок консультация.

27

Урок консультация.

28

Дистанционное занятие
Лепка (2 ч)

29

Фрукты

30

Урок консультация.

31

Урок консультация.

32

33

Овощи

34

Урок консультация.

35

Урок консультация.

36

Дистанционное занятие

Закреплять прием раскатывания прямыми
движениями ладоней. Учить детей по –
разному
свертывать
получившуюся
колбаску. Соединять концы. Формировать
умение рассматривать работы. Замечать
разнообразие созданных работ.
Продолжать учить детей отщипывать
комочки пластилина, от большого куска;
раскатывать
комочки
круговыми
движениями.
Закреплять
умение
сплющивать шар, сдавливая его ладонями.
Учить украшать вылепленные поделки с
помощью палочки. Закрепление умения
лепить шарики. Учить сплющивать шар,
сдавливать его ладошками.

Аппликация (9 ч)

37

Аппликация из обрывков цветной
бумаги.

38

Урок консультация.

39

Урок консультация.

40

Дистанционное занятие

Накопление впечатлений и формирование
интереса
к
доступным
видам
изобразительного искусства.

41

Аппликация из кругов.

42

Урок консультация.

43

Урок консультация.

44

Дистанционное занятие

45

Аппликация из крупы и семян.

46

Урок консультация.

47

Урок консультация.

48

Дистанционное занятие

49

Аппликация из мятых салфеток.

50

Урок консультация.

51

Урок консультация.

52

Дистанционное занятие

53

Аппликация из ватных дисков.

54

Урок консультация.

55

Урок консультация.

56

Дистанционное занятие

57

Аппликация из геометрических фигур

58

Урок консультация.

59

Урок консультация.

Корректировать недостатки познавательной
деятельности
обучающихся
путем
воспитания и развития у них правильного
восприятия формы, конструкции, величины,
цвета
предметов,
их
положения
в
пространстве.
Освоение
доступных
средств
изобразительной
деятельности:
лепка,
рисование,
аппликация;
Формирование
учебного поведения, умения выполнять
задания от начала до конца в течение
определенного периода времени.
Развивать интерес к изобразительной
деятельности.
Накопление
опыта
самовыражения в процессе изобразительной
деятельности.
Обучение доступным приемам работы с
различными материалами.
Использование различных изобразительных
технологий.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

60

Дистанционное занятие

61

Аппликация из бумажных комочков.

62

Урок консультация.

63

Дистанционное занятие

64

Аппликация из спичек.

65

Урок консультация.

66

Дистанционное занятие

67

Аппликация из пуговиц.

68

Урок консультация.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».