Положение о библиотеке от 30.08.2022 г.

Myuaqvtna,rbHoe Ka3eHHoe o6rqeo6pa:onarelr,Hoe yqpexAeHHe 
(nporoxo,r or 25.08.2022 Nb 1)

COtll>

llo,roxesue o Ou6,ruorene
1. O6urue troJroxeHnfl

l. Hacrosuee rrotroxeHne pefnaMeHTup]'er Aeqrenr,Hocru 6z6laorerpt
MKoy >.
1.3. Ba6nnoreKa tBJlsercs crpylcypHbrM noApa3AeneHr4eM o6pasonaremHo[ opfaHr43arrr4H,
co3IaHHbIM B Ilentx o6ecne.IeHur, rrpaBa ylracrHuKoe o6pa:onarerr[,Horo npouecca Ha

6ecnlarsoe ronr 3oBa:nue 6u6nuoreqHo-r4HSopnraur.rouHbrMr.r pecypcaMpr.

i.

1,4. flopraoK noJ'tb3oBaHnt Hcror{HHKaMr4 nusopn,tauan, [epeqeHb ocHoBHbrx ycnyf H
yCnoBI4t I{X [peAoCTaBJ'IeHI4.f, OIIpeAentnTCt HaCTotUIaM rr0noxeHueM O 6z6laorexe a
npaBr4IraMrr rroJrb3oBaHus 6u6xuorercoft, yTBep)r{AeHHbIMA pyr(oBoAHTelev o6pa:osareJrtHofi
opfaHH3arIH14.

1.5. opraHH3au:afl o6cryxueaHr4r yqacrHllxoe o6pa:oBarerrbHoro npoqecca [poa3BoAurel'
coorBercrBuu c npaBLrJIaMIr rexHr4Ka 6esoilacHocrr4 r4 [porr4Bono]KapHbrMr4. caHilTapHorr4f r4eHr,rqecKr.rMpr rpe6oBaHusMa.

2. I{e,ru, 3aAaqrr, Qynrcqnn 6u6.nr.rorexu
2.1. {elu 6u6,ruorexl4 coorBercrBy}or IIer.f,M o6pa:oaare,nsofi opraHr43aUur{ H BKJrroqa}or
e ce6s e rbM qvcre: SopuvponaHne o6qeii Kynbrypbr JrnqHocrrr o6yvarounxbs na ocgoBe
ycBoeH14r o6s:areltH oro M H HMyM a coAepxaH hq o6qeo6pa^:oearerrbHbrx nporpaMM, HX
aAanraUlr.fl K XI'I3HI{ n o6rqecree, co3AaHae ocHoBbr Ant oco3HaHHoro er,t6opa u
rlocneAyloUIero ocBoeHux upo$eccuoHaJILHbx o6pa:oeareJTbHbrx nporpaMM, Bocrrr,rraHue
14

B

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Турманская средняя
общеобразовательная школа»
(МКОУ «Турманская СОШ»)

СОГЛАСОВАНЫ
Советом родителей
МКОУ «Турманская СОШ»
(протокол от 25.08.2022 № 1)

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МКОУ «Турманская СОШ»
от 30.08.2022 № 107

)
Положение о библиотеке
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки
МКОУ «Турманская СОШ» (далее – образовательная организация).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета
документов, входящих в состав библиотечного фонда» с учетом письма
Минобразования России от 23.03.2004 № 14-51-70/13 «О Примерном положении о
библиотеке общеобразовательного учреждения».
1.3. Библиотека является структурным подразделением образовательной организации,
созданным в целях обеспечения права участников образовательного процесса на
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются настоящим положением о библиотеке и
правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем образовательной
организации.
1.5. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. Цели, задачи, функции библиотеки
2.1. Цели библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают
в себя в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание

гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются:








обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации,
знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации;
привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной,
художественной, научно-популярной литературы;
содействие развитию познавательных интересов и способностей
обучающихся;
обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической
литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной
среды.

2.3. Библиотека выполняет следующие функции:
2.3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной
организации:
комплектует основной фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами;
 участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа
входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, и учебными пособиями, допущенными к использованию при
реализации указанных образовательных программ;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю образовательной организации.


2.3.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности
обучающихся;



организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности;
 содействует педагогическим работникам в организации образовательного
процесса и досуга обучающихся.


2.3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные
с обучением, воспитанием обучающихся;
 содействует профессиональной компетенции педагогов, повышению
квалификации, проведению аттестации;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций);
 способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры обучающихся, является базой для проведения практических занятий
по работе с информационными ресурсами.


2.3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.


3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
образовательной организации.
3.2. Непосредственное руководство библиотекой осуществляет педагогбиблиотекарь, который назначается руководителем образовательной организации.
3.3. Педагог-библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции за
организацию и результаты деятельности библиотеки.
3.4. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю
образовательной организации на утверждение следующие документы:



положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
планово-отчетную документацию.

3.5. В состав библиотеки входит
:




абонемент;
читальный зал;
отдел учебников;

отдел информационно-библиографической работы;
3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с
планами работы библиотеки и режимом работы образовательной организации.


3.7. Режим работы библиотеки определяется педагогом-библиотекарем с учетом
режима работы образовательной организации. Один раз в месяц предусматривается
санитарный день, в который обслуживание пользователей не производится.
4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
4.1. Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции:
сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт),
включающим список поступивших документов;
 составление первичного учетного документа для поступлений без
сопроводительной документации;
4.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать
требования Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности». Документы, включенные в перечень экстремистских
материалов, приобретать запрещено, при выявлении их в фонде – изымать из доступа.


4.3. Учет и обработка документов библиотечного фонда.
4.3.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным
способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу
суммарного учета документов основного фонда».
Поступившим документам присваивают индивидуальный регистрационный номер
(инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера,
системный номер для электронных документов) и шифр хранения.
Регистрационные номера и шифры отмечают в регистрах индивидуального учета
документов – инвентарной книге, картотеке регистрации газет, журналов, учетной базе
данных.
Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель с наименованием
образовательной организации должен быть прямоугольной формы, размером не
больше чем 1,5?4 см.
Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа —
на первой странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом
нижнем углу и на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель
ставится только на обложке или на первой странице текста.
Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в
электронной базе данных библиотеки.
4.3.2. Учет и обработка специализированного фонда. Специализированный фонд
учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда.

Учет документов специализированного фонда, как многоэкземплярной литературы,
осуществляется групповым способом и отражается в «Книге суммарного учета
учебного фонда».
Техническая обработка документов предусматривает следующие операции:
проставление на каждом документе штемпеля библиотеки в соответствии с
пунктом 4.3.1 настоящего положения;
4.4. Выбытие документов библиотечного фонда.


4.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава библиотечного
фонда, включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость по содержанию,
утрату. Исключение документа из библиотечного фонда проводится на основании
анализа состава библиотечного фонда и результатов его проверки.
4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения или
физического износа документа.
4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную утрату
эксплуатационных качеств документа в результате внешнего воздействия.
4.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности тематики,
подтверждаемую отсутствием спроса читателей, невостребованностью в
перераспределении и реализации.
4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки по
причинам потери, хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе
хакерской атаки и невосстановимого сбоя электронного оборудования) или
социального характера, по неустановленной причине.
4.4.6. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в
соответствии с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда,
утвержденным приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077.
4.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их
списания комиссией, созданной руководителем образовательной организации.
4.4.8. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Проверка документов библиотечного фонда
5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с
периодичностью один раз в пять лет на основании графика проверки, утвержденного
педагогом-библиотекарем.
5.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в
обязательном порядке:


при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
 при реорганизации или ликвидации образовательной организации.


5.3. По итогам проверки педагог-библиотекарь составляет акт, подписывает и хранит
его в библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой дел. Если какие-то
документы отсутствуют по неустановленной причине, то к акту прикладывается их
список, в котором фиксируются сведения о количестве документов библиотечного
фонда в наличии и количестве отсутствующих документов, в том числе по
неустановленной причине. В акте также указывается номер и дата акта предыдущей
проверки.
5.4. Во время проверки документов библиотечного фонда работники отслеживают
наличие экстремистских материалов, которые входят в федеральный список,
опубликованный Минюстом России на своем сайте.
Если педагог-библиотекарь найдет экстремистский материал, то должен ограничить к
нему доступ со стороны пользователей.
5.5. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и
невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в
соответствии с действующим законодательством.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».