Рабочая программа РОДНОЙ ЯЗЫК для 4 классов-signed

МКОУ "Турманская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Зам. Директора по УВР

______________________

______________________

Директор МКОУ
«Турманская СОШ» МО
«Братский район»

Полякова У.С.

Онищук С.В.

Приказ №1 от «30» августа Приказ№1 от «30» августа
2023 г.
2023 г.

________________________
Московских Т.А.
Приказ №10-о от «01»
сентября 2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Родной язык»
(базовый уровень)
для учащихся 4 классов

Предметная область: «Филология»

Разработала:

Вовчок Юлия Николаевна

учитель начальных классов

п. Турма

Пояснительная записка
Рабочая программа по составлена на основании Основной образовательной
программы начального общего образования МКОУ «Турманская СОШ» и авторской
программы по учебному предмету «Русский родной язык», на основании Федерального закона
от 3 августа 2018г №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации»,

Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часа (0,5 часа в неделю).
Целевыми установками данного курса являются:

• совершенствование у младших школьников как носителей языка

способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой
интуиции;

• изучение исторических фактов развития языка;
• расширение представлений о различных методах познания языка (учебное

лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

• включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает
содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о
происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный
блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа,
сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и
специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный
блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение
норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех
сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием
четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных
навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно
участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого
этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с
текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать

собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистической принадлежности.
Результаты обучения и усвоения содержания предмета
Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета, в
достижении обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных
результатов
•

приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей
русского народа,

•

формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и
других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных
традиций и культур народов России и мира;

•

расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения
к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного
отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;

•

формирование первоначальных представлений о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических
единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского
литературного языка и русском речевом этикете;

•

совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отражённой в языке;

•

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

•

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие
потребности к речевому самосовершенствованию;

•

приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
•

представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный
интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной
культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

•

осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека,
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития
языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка;

•

представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и
коммуникативный аспекты речевого высказывания;

•

увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский родной язык» во 4 классе
является формирование следующих умений:
•

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

•

владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели
предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить
самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью
предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде
рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;

•

овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности.

Предметными результатами изучения учебного предмета «Русский родной язык» в 4
классе являются формирование следующих умений:
В конце четвёртого года изучения курса «Русского родного языка» в начальной
школе обучающийся научится:
•

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

•

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с
качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

•

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и
сравнений в речи;

•

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;

•

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;

•

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения;

•

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

•

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

•

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);

•

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);

•

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

•

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

•

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

•

заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет
формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

•

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные
с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в
числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в
числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

•

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

•

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;

•

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;

•

пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения
слова;

•

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

•

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;

•

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

•

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

•

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

•

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

•

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;

•

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

•

пересказывать текст с изменением лица;

•

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

•

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;

•

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла;

•

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами
текста; приводить объяснения заголовка текста.

Обучающийся получит возможность научиться:
•

обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру
владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;

•

ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в
культурно-языковое поле своего народа,

•

умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативных задач;

•

позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

•

формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка,
братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями
людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение
толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова
в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии (3 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего
и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за
синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений
(на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование
предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт
использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 1 час.
№
1
2
3
4

Содержание курса
Тема раздела
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста

Количество часов
7

Резервное время

3
6
1

Итого

17
Тематическое планирование

№

Тема урока
Русский язык: прошлое и настоящее

Количество часов
7ч

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

2

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

3

Красна сказка складом, а песня – ладом.

1

4

Красное словцо не ложь.

1

5

Язык языку весть подаёт.

1

6

Язык языку весть подаёт.

1

7

Представление результатов проектных заданий,
выполненных при изучении раздела.
Язык в действии

1

3ч

8

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

9

Можно ли об одном и том же сказать по - разному?

1

10

Как и когда появились знаки препинания? Минисочинение «Можно ли про одно и то же сказать поразному?»
Секреты речи и текста
Задаём вопросы в диалоге.

1

11

6ч
1

12

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль
текста.

1

13

1

14

Учимся составлять план текста.
Учимся пересказывать текст.

15

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

16

Представление результатов выполнения проектного
задания «Пишем разные тексты об одном и том же».

1

17

Резерв

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».