Рабочая программа РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ для 1-4 классов-signed

МКОУ "Турманская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Зам. Директора по УВР

______________________

______________________

Директор МКОУ
«Турманская СОШ» МО
«Братский район»

Полякова У.С.
Онищук С.В.
________________________
Приказ №1 от «30» августа Приказ№1 от «30» августа
2023 г.
2023 г.
Московских Т.А.
Приказ №10-о от «01»
сентября 2023 г.

Рабочая программа
факультативного курса
«Развивающие игры»
(базовый уровень)
для учащихся 1-4 классов

Разработала:

Иванова Регина Михайловна

учитель начальных классов

п. Турма

2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Развивающие игры» для учащихся 1-4
классов разработана на основе требований к результатам ООП НОО МКОУ «Турманская
СОШ » в соответствии с ФГОС НОО. В основе данной рабочей программы лежит
программа развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А.
Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического
пособия Развивающие задания и тесты-Языканова Е.В., Никольская И.Л., Тигранова Л.И.
Программа направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших
школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию
и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе
учебной,

изобразительной

и

представленных на занятиях

игровой

деятельности.

Таким

образом,

система

задач и упражнений позволяет решать все три аспекта

учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Цель: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного
формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся .
Задачи:
1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для
успешного обучения в начальной школе.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции
детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для
установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых
отношений с педагогами.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
3. Каждое занятие рассчитано на 30—40 мин., темп и продолжительность занятий
выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей класса.
4. Принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются;

5. Наращивание темпа выполнения заданий;
6. Смена разных видов деятельности.
Так же в структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно
используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость
включения таких упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения
тренируют и развивают главным образом левое полушарие.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Развивающие игры» в 1 классе отводится 1 ч в неделю. За год
33 часа (33 учебные недели). Во вторых - четвёртых классах 34 часа (1 час в неделю).
Продолжительность занятий во втором, в третьих-четвертых классах – 40 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат
возможность формирования
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
• Сравнение и оценивание выполнения своей работы,
• устойчивый познавательный интерес к новым видам деятельности,
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности в ходе выполнения
заданий.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
• Учиться работать по предложенному учителем плану,
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом,
• Составление плана решения проблемы совместно с учителем,
• В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
• Продолжение узора по приведённому образцу
• Деление слов на группы, нахождение лишнего
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
• Умение работать в паре,
(лидера,исполнителя)
• Умение договариваться,
деятельности,

малых

приходить

группах,
к

выполнять

общему

различные

решению

в

роли

совместной

• Задавать вопросы
• Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, владение монологической, диалогической формами речи.

В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов:
•учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
•учиться выражать свои мысли, аргументировать;
•овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Регулятивные УУД:
•учиться отличать факты от домыслов;
•овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности.
•формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной
задачей.
Познавательные УУД:
•овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным
понятиям;
•перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражен
•находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
•учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
•развивать доброжелательность и отзывчивость;
•развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся
получат возможность формирования
Личностных результатов:
•уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
•сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях
Регулятивные УДД:
•формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
•формировать умение планировать и контролировать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
•осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
•овладевать современными средствами массовой информации: сбор,
преобразование, сохранение информации;
•соблюдать нормы этики и этикета;
•овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по
родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
•учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
•учиться аргументировать, доказывать;
•учиться вести дискуссию.
В результате изучения курса в четвёртом классе обучающиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов:
•развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной
деятельности;
•формировать личностный смысл учения;
Регулятивные УДД:
• осваивать способы решения проблем поискового характера;

•определять наиболее эффективные способы решения пост
•формировать целостный взгляд на окружающий мир.
• формировать умение планировать и контролировать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
• осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД;
• осознанно строить речевое высказывание;
• овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение
рассуждения;
• учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации
информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
•учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
•формировать мотивацию к работе на результат;
•учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или
компромисса.
Формы организации
1.Проектные уроки
2.Практические занятия
3.Групповые занятия
Виды деятельности
 Игры в парах и малых группах
 Тестирование
 Игры-соревнования
 Викторины
 Практические работы
 Графический диктант

№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
Тема урока

Кол-во

п/п

часов

1

Пространственно-ориентационные задания.

1

2

Воспроизведение периодически повторяющегося узора.
Мозаика. Разгадывание загадок

1

3

Графический диктант. Игра «Продолжи узор». Рисование по точкам.

1

4

Рисование по точкам. Разгадывание загадок

1

5

Подбор слов по аналогии. Игра «Исключи лишнее». Решение логических задач.

1

6

1

7

Рисование фигуры по клеточкам, по приведенному образцу. Продолжение
закономерности.
Графические диктанты. Игра «Дорисуй девятое».

8

Рисование по точкам. Игра «Восстанови порядок».

1

9

Нахождение лишнего слова. Разгадывание загадок.

1

10
11

Продолжение цепочки слов. Игра «Внимательный художник».
Графический диктант. Рисование по точкам. Игра « Сложи квадрат»

1

1
1

12

Тренировка зрительной памяти. Подбор антонимов к данным словам.

1

13

Развитие логического мышления. Игра «Шифровальщик», «В зоопарке»

1

14

Игра «Четыре стихии», «Что можно сделать?»

1

15

Игра «Восстанови слова». Рисование подобной фигуры.

1

16

Нахождение подходящих слов к определениям. Дополнение до целого слова.

1

17

1

18

Невербальные задачи, предполагающие активизацию мышления. Нахождение
закономерности в составлении узора.
Выбор правильного ответа. Нахождение слова в слове.

19

Нахождение слов среди букв в таблице. Нахождение лишнего слова.

1

20

1

24,25

Нахождение недостающей фигуры. Нахождение общего названия. Игра
«Вставь по аналогии»
Классификация и деление слов на группы. Устанавливать связи между
понятиями
Тренировка внимания. Соединение половинок слов. Раскрашивание картинки в
соответствии с цифрами.
Тренировка внимания. Нахождение пар слов.

26

Подбор слов-антонимов. Раскрашивание картинки в соответствии со значками.

1

21
22,23

27

1

Превращение одних слов в другие. Игра «Составь слова».

1
2
2
1
2

30

Выбор правильного ответа. Нахождение в таблице названий фруктов.
Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.
Игры «Собери слова», «Шифровальщик», «Аналогии».

31

«Допиши по аналогии». Соедини выражения.

1

32

Обобщение, анализирование, сопоставление.

1

33

Итоговое занятие

1

28,29

1

Тематическое планирование 2 класс
№п/п
1.
2.
3
4
5
6
7
8

Тема урока
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления на начало года.
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.

Количество
часов
1ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

№п/п
1
2
3

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
Тренировка слуховой памяти.
Логические задачи на развитие способности рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи.

1ч
1ч

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности
рассуждать.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
Развитие логического мышления. Логические задачи.
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие
внимания.

1ч

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
Поиск закономерностей. Логические задачи.

1ч

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи.

1ч
1ч

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года.

1ч

Тематическое планирование в 3 классе
Тема урока

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч

1ч
1ч

1ч

Количество
часов
1ч
1ч
1ч

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций.

1ч

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
Мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
Мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование

1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

29
30
31
32
33
34

мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Тематическое планирование 4 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать задачи.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных

Количество
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать задачи.
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».