Рабочая программа РАЗВИТИЕ РЕЧИ для 1-4 классов-signed

МКОУ "Турманская СОШ"

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______________________
Полякова У.С.
Приказ №1 от «30» августа
2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
______________________
Онищук С.В.
Приказ№1 от «30» августа
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ
«Турманская СОШ» МО
«Братский район»
________________________
Московских Т.А.
Приказ №10-о от «01»
сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса «Развитие речи»
для обучающихся 1-4 классов

Турма 2023

Рабочая программа факультативного курса «Развитие речи»
для обучающихся 1-4 классов
Содержание курса
1 класс
Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности
устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп
речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой
текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. Слово. Слово.
Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова.
Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова,
противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова-«родственники» среди
других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их
значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность
написания слов-«родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том
числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое
значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить
синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение
отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным
графическим или звуковым» сходством. Предложение и словосочетание. Предложение.
Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение
членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в
словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять
порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова,
распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение
по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение
интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным,
восклицательным знаками).
Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений,
не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание.
Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста.
Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по
опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление
деформированного текста. Культура общения.
Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами - выражениями
приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с
учётом конкретной ситуации общения.
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и
высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для
выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить
логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы.
Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.
Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое
значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное
значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное
выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение
использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов
описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение
редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или
порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые
слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному
началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение
использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение,
эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
3 класс

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность,
богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог
и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение
выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.
Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка:
метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять
значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового
словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения
словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и
восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды
плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение
составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при
цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой
ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
4 класс

Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение
совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее
распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст –
диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать
диалог.
Слово.
Повторение изученного в 2 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение
определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;
отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение,
эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы ,
поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с
учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным
оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с
определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью.
Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения.
План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой),
художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов,
составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.
Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание
природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно –
публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические,
тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять

средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование
глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной
временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение
преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными
членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение
определять элементы
композиции в данном тексте, составлять текст заданной
композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой
на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое,
сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи
предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в
предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств
межфразовой связи.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метпредметные
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
-пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.\
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Тематическое планирование курса «Словесность» 1 класс. (33 часа)
№

Тема занятия.

Количество
часов

1

Речь.

1ч

1. 2

Тише, громче…

1ч

1. 3

Слова, слова, слова…

1ч

1. 4

Озорные буквы.

1ч

1. 5

Слова играют в прятки.

1ч

1. 6

Слово и его значение.

1ч

1. 7

Прямое и переносное значение слова.

1ч

1. 8

.Многозначные слова

1ч

1. 9

Омонимы

1ч

1. 10

Синонимы.

1ч

1. 11

Антонимы

1ч

1. 12

Тематические группы слов

1ч

1. 13

Наш цветной мир.

1ч

1. 14

Что на что похоже

1ч

1. 15

. Голоса природы

1ч

1. 16

Проверочная работа.

1ч

1. 17

Загадки.

1ч

1. 18

Культура речи. Вежливые слова

1ч

1. 19

Пословицы.

1ч

1. 20

Учимся рассуждать

1ч

1. 21

Учимся рассуждать

1ч

1. 22

Текст.

1ч

1. 23

Текст.

1ч

1. 24

Заглавие текста

1ч

1. 25

Тема текста

1ч

1. 26

Повторение пройденного

1ч

1. 27

Опорные слова

1ч

1. 28

. Мы строим текст

1ч

1. 29

Мы строим текст

1ч

1. 30

План текста

1ч

1. 31

План текста

1ч

1. 32

Проверочная работа. Изложение

1ч

1. 33

Обобщающий урок

1ч

2 класс (33 часа)
№ урока
1.

Речь. Устная и письменная речь.

Количество
часов
1ч

2.

Письменная речь . Воспоминание о лете

1ч

3.

Слово и его значение. Деление текста на предложения

1ч

4.

Изложение по вопросам. Опорные слова в тексте.

1ч

5.

1ч

7.

Определение лексического значения слова по словарю,
контексту, на основе словообразования.
Слова с прямым и переносным значением. определение
основы переносного значения слова
Текст Редактирование текста.

8.

Порядок слов в предложении.

1ч

9.

Восстановление деформированного текста …

1ч

10.

Текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять
основную мысль текста.
Типы текстов: рассуждение, описание, повествование
Текст повествование
Типы текстов: рассуждение, описание, повествование Текст
описание.

1ч

13.

Типы текстов: рассуждение, описание, повествование Текст
рассуждение

1ч

14.

Редактирование текста. Связь между предложениями в тексте.

1ч

15.

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

1ч

16.

Составление рассказа по плану

1ч

17.

Сжатое изложение .

1ч

18.

Сочинение по началу.

1ч

6.

11.
12.

19.

Тема урока

Редактирование текста.

Сочинение по концовке

1ч
1ч

1ч
1ч

1ч

20.

.
Изложение с элементами сочинения.

21.

Сочинение по наблюдению.

1ч

22.

Творческое редактирование текста

1ч

23.

Сочинение сказки

1ч

1ч

24.

Диалог.

1ч

25.

Крылатые выражения.

1ч

26.

Многозначные слова.

1ч

27.

Игры со словами

1ч

28.

Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова

1ч

29.
30.
31.
32.

Сочинение- описание

1ч

Лексическое значение слова.
…
Работа с текстом. Изобразительные средства языка
Редактирование текста

1ч
1ч
1ч

33.

Проект «Создаем книжку-малышку»

1ч

34

Обобщающий урок. Защита проектов

1ч

3 класс
№ урока
1.
2.

Тема урока
Речь. Устная и письменная речь. Дыхание в речи.
Выразительность речи.
Письменная речь « Ярко солнце светит, в воздухе тепло»
(Воспоминание о лете)

Количество
часов
1ч
1ч

3.

Слово и его значение. Деление текста на предложения.

1ч

4.

Опорные слова в тексте

1ч

5.

Конструирование образных выражений при составлении и 1ч
редактировании текста. Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора!

6.

Определение лексического значения слова по словарю,
контексту, на основе словообразования.

1ч

7.

Опорные слова в тексте. Как звери к зиме готовятся?

1ч

8.

Порядок слов в предложении.
Олицетворение.

Редактирование текста.

1ч

9.

Порядок слов в предложении. Точность речи. Антонимы.

1ч

10.

Текст. Изложение с языковым разбором текста

1ч

11.

Типы текстов: рассуждение, описание, повествование

1ч

12.

Тема и основная мысль текста. Сказки из портфеля.

1ч

13.

1ч

14.

Культура общения. Дерево держится корнями, а человек –
друзьями.
Редактирование текста Взбесилась ведьма злая…

15.

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

1ч

16.

Составление рассказа по заданной теме

1ч

17.

Сжатое изложение. Про братьев наших меньших

1ч

18.

Выразительные средства языка.

1ч

19.

Опорные слова в текст. Мы любим дни морозные.

1ч

20.

Лексическое значение слова.

1ч

21.

Связь между предложениями в тексте.

1ч

22.

1ч

23.

Творческое редактирование текста. Мы дарим вам
подснежники…
Сочинение сказки

24.

Диалог.

1ч

25.

Крылатые выражения.

1ч

26.

Многозначные слова. Слезы зимы

1ч

27.

Фонетические загадки. Игры со словами

1ч

28.

Цитатный план. Весна в окно стучится…

1ч

29.

Сочинение- описание

1ч

30.

1ч

31.

Лексическое значение слова
…
Работа с текстом. Изобразительные средства языка

32.

Типы текста. Редактирование текста. Скоро лето

1ч

33.

Справочники. Дополнительная литература

1ч

34

Обобщающий урок

1ч

Народный календарь.

1ч

1ч

1ч

4 класс
№ урока

Тема урока

Количество

1.

Выразительное чтение. Интонация.

1ч

2.

Дикция. Скороговорки.

1ч

3.

Слово и его значение. Работа с толковыми словарями.

1ч

4.

Прямое и переносное значения слова.

1ч

5.

Изобразительные средства языка. Явное и скрытое сравнение.

1ч

6.

Сочинение загадок.

1ч

7.

Культура общения. Слова благодарности.Правила хорошего тона

1ч

8.

Изложение с языковым разбором текста

1ч

9.

Редактирование описательного текста

1ч

10.

Сочинение- описание по готовому плану

1ч

11.

Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте. Пути их
устранения.

1ч

12.

Работа над выразительными средствами языка (эпитеты,
олицетворение).

1ч

13.

Типы текста: рассуждение – обьяснение.

1ч

14.

Типы текста: рассуждение- доказательство

1ч

15.

Сравнительное описание

1ч

16.

Деформированный текст

1ч

17.

Стилистика текста. Деловой и художественный текст.

1ч

18.

Тема текста. Заглавие. Основная мысль.

1ч

19.

Структура текста. Понятие о микротеме.

1ч

20.

Изложение по коллективно составленному плану.

1ч

21.

План текста. Виды планов.

1ч

22.

Картинный и мимический план

1ч

23.

Цитатный план.

1ч

24.

Сочинение по серии картинок

1ч

часов

25.

Стихотворный текст

1ч

26.

Сочинение считалок, потешек.Заглянем в истоки литературы

1ч

27.

Сочинение загадок

1ч

28.

Диалог. Как давать советы.

1ч

29.

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

1ч

30.

Сочинение- повествование с элементами рассуждения по циклу
сюжетных картинок.

1ч

31.

Текст- повествование. Цена хлеба

1ч

32.

Сочинение- повествование по началу текста.

1ч

33.

Проект « Хвалебное слово родному языку»

1ч

34

Обобщающий урок. защита проектов

1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».