Рабочая программа РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов-signed

МКОУ «Турманская СОШ»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Заседание ШМО учителей
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол № _______
От «
» _____________ 2021г.
Руководитель МО
Харченко Е. В. ___________

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2021г.
Зам. директора по УВР
Онищук С.В. ____________

УТВЕРЖДАЮ
Приказ №_______
от « » _______ 2021 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Родной русский язык»
для учащихся 5-9 классов
Предметная область: «Родной язык и родная литература»

Разработала:
Макарова Наталья Олеговна
учитель

Турма, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» для учащихся 5-9
классов разработана на основе требований к результатам ООП ООО МКОУ «Турманская СОШ »
в соответствии с ФГОС ООО.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
Регулятивные УУД

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной;
Познавательные УУД
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
смысловое чтение:
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
Предметные:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма),
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических
категорий родного языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в
речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно
ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка,
основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Содержание учебного предмета «Родной русский язык» в 5-9 классах
5 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека.
Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из
необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской
художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной
культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта
(национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным
компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народнопоэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь,
веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец,
Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и
литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных
сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни
пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и
др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские
пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей
национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности
жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть
щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительноласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов

с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях
художественной литературы разных исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов
с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и
художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как
изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической
образностью, в поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых
наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об
изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой
женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских,
символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена,
которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и
новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в
состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о
варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и
неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных,
глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки —
полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина —
же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний
(микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные
нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому
им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в
современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный,
общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных,
прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный
— международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем —
шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать –
брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория
рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню,
салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музейквартира);род имен собственных (географических названий);род аббревиатур. Нормативные и
ненормативные формы употребления имён существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚
различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа
(иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление
в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) –соболи (животные).

Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного
падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы
– выбора, тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в
общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском
языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени
родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как
показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к
незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства
выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания,
повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль.
Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки
(сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).
6 класс
Раздел 1. Язык и культура
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского)
языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как
часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях
слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения
хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование
диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика,
заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и
неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее
представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их
группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы
фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры
и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской
грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические
особенности
произношения
и
ударения
(литературные‚
разговорные‚
устарелые
и
профессиональные).Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов:
ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных;
подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в
возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить;
глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение –
обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и
точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических
омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория
склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов;
им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и
ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п.
мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п.мн.ч. существительных
III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚
порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён
существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в
санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного
платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть
на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок,
носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не
«самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен
существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых
формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой
этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы –
этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и
конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности.
Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция,
собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ).
Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные
виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые
средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная
презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
7 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в
обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели
истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие
из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в
том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке
синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой
контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как
проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы
ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚
деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами
(на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и
точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления,
функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚
связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего
времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов
очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и
несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи
однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚
деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать,
сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚
сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых
слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет
общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в
диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды
абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивноиндуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы.
Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство,
объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и
собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
8 класс
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского
(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова.
Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного
языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически
нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и
вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых
этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий,
традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные
орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и
шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердостимягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а]
после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;
произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология
и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления
терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚
связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем
составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным;
согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре
(два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).

Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер –
обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в
СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия.
Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии.
Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной
аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных
доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов,
критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия.
Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного),
страницы дневника и т.д.
9 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры
ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые
слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов,
песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные
тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум»
– рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования
иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных
орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚
связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по
с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш –
по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия
на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в
составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же
падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных
союзов( но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами
чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки.
Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое
поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных
сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем
для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и
интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Тематическое планирование 5 класс
№

Язык и культура

Тема урока

Кол.часов
10

1-2

Родной русский язык. Из истории русской письменности.
Роль родного языка в жизни человека.

2

3

Язык –зеркало мира и национальной культуры

1

4

История в слове: наименования предметов традиционной
русской одежды и русского быта

1

5-6

Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое
слово русского фольклора.

2

7-8

Слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.
Загадки. Метафоричность русской загадки.

2

9-10

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
О чем могут рассказать имена людей и названия городов

2

11-13

Культура речи

12

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения
Постоянное
и
подвижное
ударение
в
именах
существительных; именах прилагательных, глаголах.

3

Роль звукописи в художественном тексте.
14-18

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.
Лексические нормы употребления имён существительных.
Лексические нормы употребления прилагательных.
Лексические нормы употребления глаголов в современном
русском литературном

4

19-21

Речь правильная. Основные грамматические нормы.
Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен
существительных, род сложных существительных (плащпалатка, диван-кровать, музей-квартира);род имен
собственных (географических названий);род аббревиатур.
Формы существительных мужского рода множественного
числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу.

3

22-24

Речевой этикет: нормы и традиции.
Современные формулы обращения к незнакомому человеку.
Употребление формы «он».

2

Речь. Речевая деятельность. Текст

9

25

Язык и речь. Средства выразительной устной речи. Формы
речи: монолог и диалог.

1

26

Текст и его строение. Композиционные особенности
описания, повествования, рассуждения

1

27

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Просьба, извинение

1

28

Официально-деловой стиль. Объявление

1

29-30

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

2

31-32

Публицистический стиль.
Устное выступление.

2

33

Язык художественной литературы. Литературная сказка.
Рассказ.

1

34

Промежуточная аттестация

1
34ч.

Тематическое планирование 6 класс
№

Язык и культура

Тема урока

Кол.часов
5

1
2
3

Краткая история русского литературного языка.
Роль церковнославянского языка в развитии русского языка.
Диалекты как часть народной культуры.

1
1
1

4

Лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур.
Национально-культурная специфика русской фразеологии.

1

5

6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17

1

Культура речи

4

Русская орфоэпия. Стилистические особенности произношения
и ударения.
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы
Речь правильная. Основные грамматические нормы
Речевой этикет. Национальные особенности и устойчивые
формулы речевого этикета в общении.
Речь. Речевая деятельность. Текст

1

Язык и речь.Эффективные приёмы чтения.
Текст как единица языка и речи. Тематическое единство
текста.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение.
Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение
учебного сообщения.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности
человека.
Промежуточная аттестация

1
1

1
1
1
7

1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 7 класс
№
1
2
3

Тема урока
Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление.
Связь исторического развития языка с историей общества.
Факторы, влияющие на развитие языка.

Кол.часов
5
1
1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Устаревшая
лексика в новом речевом контексте
Лексические заимствования последних десятилетий.

1

Культура речи
Русская орфоэпия. Нормы ударения в причастиях,
деепричастиях, наречиях.
Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи.
Грамматические нормы современного русского литературного
языка.
Грамматические ошибки в образовании формы глагола,
причастий, деепричастий, наречий.
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст

6
1

Язык и речь. Традиции русского речевого общения.
Основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Беседа. Спор
Публицистический стиль. Путевые записки.
Язык художественной литературы. Притча

1
1

Промежуточная аттестация.
17

Промежуточная аттестация.

1

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1

Тематическое планирование 8 класс

№
1
2-3
4

5-6
7-8
9
10-11
12-13

Тема урока
Язык и культура

Кол.часов
4

Исконно русская лексика. Роль старославянизмов в развитии
русского литературного языка.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах,
современной публицистике.
Речевой этикет.

1

Культура речи

5

Орфоэпические и лексические нормы современного русского
литературного языка.
Грамматические нормы современного русского литературного
языка.
Активные процессы в речевом этикете.
Речь. Речевая деятельность. Текст

2

Основные методы, способы и средства получения,
переработки информации.Эффективные приёмы слушания.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Доказательство и

2

2
1

2
1
7

2

14
15-16
17

его структура.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация.
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация

1
2
1
1

Тематическое планирование 9 класс
№

Темы
Язык и культура

Кол-во
часов
6

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского
народа

1

2

Крылатые слова и выражения.

1

3

Развитие языка как объективный процесс.

1

4

Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум».

1

5

Изменение значений и переосмысление имеющихся в языке
слов.

1

6

Создание новой фразеологии

1

Культура речи
7

Нормы современного русского литературного языка.

5
1

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

8

Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость.

1

9

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.

1

10

Типичные грамматические ошибки. Управление: управление
предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с
количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш).
Типичные ошибки в построении сложных предложений

1

11

Речевой этикет в деловом общении
Речь. Речевая деятельность. Текст

1
5

12

.Русский язык в Интернете. Официально – деловой стиль.

1

13

Текст как единица языка и речи.

1

Виды преобразования
текстов:
аннотация,
конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для представления
информации.

14

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Анекдот, шутка.

1

15

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

1

16

Научно- учебный подстиль. Доклад, сообщение. Язык
художественной литературы. Текст и интертекст.

1

Промежуточная аттестация
17

Промежуточная аттестация

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».