МКОУ "Турманская СОШ" РАССМОТРЕНО Методическим объединением математики и информатики МКОУ «Турманская СОШ» Веселова Т.И _________ №1от «30» 08 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО МКОУ «Турманская СОШ» Московских Т.А___________ Онищук С.В.___________ №1 от «30» 08 2023 г. №1 от «30» 08 2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Черчение» для учащихся 8-9 класса Разработала: Суходольская Е.В. учитель черчения первая квалификационная категория п. Турма ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Черчение» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: Н.Г. Преображенская, И.В. Кодукова, Москва, «Просвещение», 2023 год В ней раскрыты задачи и структура курса, объем и содержание теоретических графических знаний, а также перечислены практические навыки и умения, которые должны быть сформированы у учащихся в итоге изучения. Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа составлена с учетом знаний геометрии, изобразительного искусства, информатики, технологии и опыта трудовой деятельности, полученных учащимися при обучении в начальной и основной школе. Курс «Черчение» входит в предметную область «Технология», но по своему содержанию изучает также вопросы областей «Геометрия» и «Информатика». Основными целями предметной области «Техно- логия» в системе основного общего образования являются: • обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития; • формирование мышления обучающихся; • технологической культуры и проектно-технологического формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. Основными целями курса «Черчение» предметной области «Технология» являются: — развитие пространственного и образного мышления школьника; привитие интереса к технике и техническому творчеству; осознание роли техники и технологии в социальном развитии общества; осмысление истории, перспектив и социальных последствий развития техники и технологии; – ознакомление с методами технической, творческой и проектной деятельности; — формирование знаний основ государственной стандартизации и основных стандартов выполнения чертежей; — формирование умений выполнять геометрические построения и пользоваться чертежными инструментами; оптимизировать трудовые и временные затраты при выполнении чертежей выбором минимально достаточного количества изображений на чертеже; — формирование умений читать и выполнять чертежно-графические изображения (чертежи, эскизы, технические рисунки); — формирование умения выражать свои конструкторские замыслы посредством универсального языка техники — чертежа; — формирование умения работать с технической и справочной литературой, организовать и планировать свою трудовую деятельность на рабочем месте; — формирование знаний основ компьютерной графики и умений выполнять геометрические по- строения средствами компьютерной графики. Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач: — формирование у школьников мотивации изучения черчения, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета и последующему получению специального образования; — формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; — формирование специфических для черчения стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического, пространственного и эвристического; — освоение в ходе изучения черчения специфических видов деятельности, таких как выполнение чертежей, использование геометрических построений различной сложности, выполнение вычислений, овладение символьным языком предмета в виде обозначений на чертежах в соответствии с государственными стандартами; — формирование умения, в зависимости от поставленных задач, использовать информацию таблиц и графических изображений и представлять ее в виде конкретных конструктивных решений; — овладение учащимися языком черчения как средством описания техногенной составляющей окружающего мира; — овладение черчением как языком техники для решения повседневных жизненных задач, связанных с использованием бытовой техники, и самостоятельного технического творчества; — выработка аккуратности и ответственности при выполнении чертежей; — овладение информационными компьютерными технологиями, связанными с их графическими возможностями; — развитие интереса к технике и техническому творчеству. Изучение курса черчения основывается на использовании системно-деятельностного подхода, который обеспечивает: — формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; — проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; — активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; — построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. При построении курса черчения соблюдается общая закономерность процесса обучения — на первоначальном этапе изучения предмета или темы, перед учащимися должна стоять только одна задача. Две задачи могут быть поставлены одновременно лишь тогда, когда для решения одной из них у учащихся уже выработан автоматизированный навык. Формирование у школьников чертежно-графического умения осуществляется последовательно в три этапа: • • получение знаний о действии (демонстрация и объяснение учителя); овладение отдельными элементами (операциями) действия (аналитический этап) — предварительные упражнения; • объединение отдельных операций в целостное действие (синтетический этап) — упражнения, выполняемые под непосредственным контролем учителя, и самостоятельные упражнения. В курсе черчения используется алгоритмизация в качестве обобщённого приема деятельности, кото- рая обеспечивает обучающимся условия последовательного формирования умений и навыков решения всех типовых задач курса черчения, содействует переносу сформированных умений и навыков в новые условия, то есть способствует подготовке учащихся к самостоятельной трудовой и творческой деятельности. Сочетание алгоритмизации, элементов программированного обучения, обратной связи и контроля позволяет проверить уровень приобретённых знаний, умений, навыков и степень развития школьников, способствует повышению эффективности обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся, научить школьников читать и выполнять чертежи деталей, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием; научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах: -формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков; -научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения; -развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами; -воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда; -получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. В изучении курса черчения используются следующие формы организации учебной деятельности: Рассказ, объяснение, беседа, лекции, моделирование и конструирование, выполнение практических и графических работ, работа с учебником и справочным материалом. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ЧЕРЧЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс черчение изучается в 8,9 классе по 1 часу в неделю, общий объем составляет 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 класс Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы Формат, рамка, основная надпись. Сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел). Понятие о симметрии. Виды симметрии. Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах. Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей. Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета. Анализ графического состава изображений. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей. Раздел 5. Эскизы. Выполнение эскизов деталей. Повторение сведений о способах проецирования. Перечень упражнений и практических работ в 8 классе: Вычерчивание линий чертежа. 2. Анализ правильности оформления чертежа. 3. Деление окружности, углов, отрезков на равные части. 4. Выполнение сопряжений (углов, двух окружностей, двух параллельных прямых, окружности и прямой). 5. Построение овала. 6. Выполнение чертежей плоских деталей с применением геометрических построений. 7. Вычерчивание аксонометрических проекций несложных деталей. 8.Определение и построение недостающих проекций точек по заданным проекциям. 9. Построение третьей проекции по двум заданным с нанесением размеров. 10. Выполнение эскиза и технического рисунка. 11. Анализ геометрической формы предмета. 12. Чтение чертежа детали. Обязательный минимум графических работ в 8 классе: 1. Линии чертежа. 2.Чертеж «плоской» детали. 3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений). 1. Построение трёх видов детали по её наглядному изображению. 2. Построение аксонометрической проекции детали по её ортогональному чертежу и нахождение проекций точек. 3. Построение третьего вида по двум данным. 7.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета). 8.Эскиз и технический рисунок детали. 9.Чертеж предмета по аксонометрической проекции или с натуры (контрольная). 1. 9 класс Раздел 6. Сечения и разрезы. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о сечениях и разрезах. Раздел 7. Определение необходимого количества изображений. Выбор количества изображений и главного изображения. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих. Раздел 8. Сборочные чертежи. Общие сведения о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение и обозначение резьбы. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании. Раздел 9. Чтение строительных чертежей. Основные особенности строительных чертежей. Понятие об архитектурностроительных чертежах, их назначении. Разтличия между строительными чертежами и машиностроительными. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. - - Перечень упражнений и практических работ в 9 классе: выбор необходимого сечения и его изображения. определение названия материала по типу штриховки в сечениях. выбор необходимого разреза и его изображения. чтение и выполнение чертежей деталей с применением соединения половины вида и половины разреза. выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений. выполнение и чтение чертежей нерезьбовых соединений. выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы. решение творческих задач с элементами конструирования. Обязательный минимум графических работ в 9 классе: эскиз детали с выполнением сечений. эскиз детали с выполнением необходимого разреза. чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали). эскиз с натуры (с применением необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений). чертеж резьбового соединения. чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1—2 деталей). деталирование (выполняются чертежи 1—2 деталей). решение творческих задач с элементами конструирования (контрольная). чертёж плана своего дома (квартиры). Учебно-тематический план Раздел 1. 2. 3. 4. 5. б. 7. 8. 9. 10. Тема Техника выполнения чертежей и правила их Чертежи в системе прямоугольных проекций Аксонометрические проекции. Технический рисунок Чтение и выполнение чертежей Эскизы Сечения и разрезы. Определение необходимого количества изображений Сборочные чертежи. Чтение строительных чертежей Резервные уроки Итого Количество часов 8 кл. 9 кл. б 4 б 8 10 13 4 12 3 2 34 34 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧЕРЧЕНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСМТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по учебному курсу «Черчение» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. На уровне основного общего образования у учащегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданского воспитания: знание и принятие своей российской гражданской принадлежности (идентичности) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе; понимание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания; проявление уважения к государственным символам России, праздникам; проявление готовности к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей; выражение неприятия любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе; участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированность на участие в социально значимой деятельности. патриотического воспитания: осознание своей национальной, этнической принадлежности, любовь к своему народу, его традициям, культуре; уважение исторического и культурного наследия своего и других народов России, символов, праздников, памятников, традиций народов, проживающих в родной стране; проявление интереса к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России; знание и уважение достижений нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности; участие в мероприятиях патриотической направленности. духовно-нравственного воспитания: знание и уважение духовно-нравственной культуры своего народа, ориентированного на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности); готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков; неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям; осознание соотношения свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умение общаться с людьми разных народов, вероисповеданий; проявление уважения к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей; проявление интереса к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. эстетического воспитания: понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве; проявление эмоционально-чувственной восприимчивости к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей; осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве; ориентированность на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении здоровья, знание и соблюдение правил безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде; выражение установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность); неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья; умение осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремление управлять собственным эмоциональным состоянием; способность адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. трудового воспитания: уважение труда, результатов своего труда, труда других людей; проявление интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний; осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; участие в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; выражение готовности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей. экологического воспитания: понимание значения и глобального характера экологических проблем, путей их решения, значения экологической культуры человека, общества; осознание своей ответственности как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; выражение активного неприятия действий, приносящих вред природе; ориентированность на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирование своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; участие в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. ценности научного познания: выражение познавательных интересов в разных предметных областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений; ориентированность в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; развитие навыков использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде); демонстрация навыков наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию учащегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают: освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность учащихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Метапредметные результаты освоения ООП ООО, в том числе адаптированной Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных сужден проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое сследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: -приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; -развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений; -развитие визуально – пространственного мышления; -рациональное использование чертежных инструментов; -освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения; -развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; -приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); -формирование стойкого интереса к творческой деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс № п/п 1 2 3 4 5-6 7 8 9 10 11 12 13-14 15 16 17 18 19 20-21 22 23 24 25 26 Наименование тем Учебный предмет «черчение» Стандарты ЕСКД. Форматы. Масштабы. Линии чертежа. Графическая работа № 1 «Линии чертежа» Нанесение размеров на чертежах. Шрифты чертежные. Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали». Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Деление окружности на равные части при помощи циркуля. Сопряжения. Графическая работа № 3 «Чертеж детали с использованием геометрических построений» Проецирование. Расположение видов на чертеже. Местные виды. Получение и построение аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок. Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Закрепление знаний о чертежах в системе прямоугольных проекций и аксонометрических проекциях. Графическая работа № 4 «Построение трёх видов детали по её наглядному изображению». Графическая работа № 5 «Построение аксонометрической проекции детали по её ортогональному чертежу и нахождение проекций точек» Порядок построения изображений на чертежах Нанесение размеров с учетом формы предмета. кол. часов 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 Развёртки поверхностей геометрических тел. Графическая работа № 6 «Построение третьего вида по двум данным» Порядок чтения чертежей деталей Графическая работа № 7 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» Выполнение эскизов деталей. Графическая работа № 8 «Эскиз и технический рисунок детали» Графическая работа № 9 (контрольная) «Чертеж предмета по аксонометрической проекции или с натуры». Практическая работа «Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования». 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8-9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Наименование разделов и тем Чертежи в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений Правила выполнения сечений Графическая работа № 1 «Эскиз детали с выполнением сечений» Назначение разрезов Правила выполнения разрезов Практическая работа (выполнение заданий и упражнений) Соединение вида и разреза. Местный разрез. Графическая работа № 2 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза» Тонкие стенки и спицы на разрезе Другие сведения о разрезах и сечениях Графическая работа №3 «Чертеж детали с применением разреза» Обобщающее повторение темы «Сечения и разрезы». Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах Графическая работа №4 «Эскиз с натуры» (с применением необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений). Общие сведения о соединении деталей. Изображение и обозначение резьбы Чертежи болтовых и шпилечных соединений Графическая работа №5 «Чертеж резьбового соединения» Чертежи шпоночных и штифтовых соединений Общие сведения о сборочных чертежах изделий кол. часов 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Порядок чтения сборочных чертежей Графическая работа №6 «Чтение сборочных чертежей» (с выполнением технических рисунков 1—2 деталей) Условности и упрощения на сборочных чертежах Деталирование. Графическая работа №7 «Деталирование» (выполняются чертежи 1—2 деталей). Обобщающее повторение темы «Сборочные чертежи» Графическая работа №8 (контрольная) «Решение творческих задач с элементами конструирования» Основные особенности строительных чертежей Условные обозначения на строительных чертежах Графическая работа №9 «Чертёж плана своего дома (квартиры)» Порядок чтения строительных чертежей 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Астрель, 2020. 2. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Астрель, 2019. 3. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,2011. 4. Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Кат10. 5. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: Астрель, 2019 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Астрель, 2020. 2. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ: Астрель,2019. 3. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,2011. 4. Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,2010. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,2010. Учебные Макарова М.Н. Таблицы по таблицы: черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2010 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Сферум; РЭШ resh.ru; Инфоурок infourok.ru; Просвещение; МЭШ www mos.ru 1. "Школьное" черчениеhttp://www.oamarkova.ru/shkola.html 2. КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия.https://bhv.ru/product/kompas-3d-dlya-studentov-i-shkolnikovcherchenie-informatikageometriya/ 3. Черчение - уроки, презентации, конспекты, планирование.https://www.arttalant.org/publikacii/cherchenie 4. Черчение – You Tube https://www.youtube.com/watch?v=t4hj-VTCUNI 5. Яндекс,видеоурокиhttps://yandex.ru/video/preview/7667493928650346420 6. Быстрое обучение созданию чертежей в компас 3d https://www.youtube.com/watch?v=alCF23F3Kps МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска; документ камера; ноутбук; учебные плакаты; образцы моделей для выполнения чертежей, 3D принтер, компьютерные программы: Компас 3D, AutoCAD/ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ: чертежные инструменты: карандаши, линейка, транспортир, циркуль, угольники, шаблоны