Рабочая программа ЧЕРЧЕНИЕ 8-9 классы на 2023-2024 учебный год (2 вариант)-signed

МКОУ "Турманская СОШ"

РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
математики и информатики
МКОУ «Турманская СОШ»
Веселова Т.И _________
№1от «30» 08 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР

УТВЕРЖДЕНО
МКОУ «Турманская СОШ»
Московских Т.А___________

Онищук С.В.___________
№1 от «30» 08 2023 г.

№1 от «30» 08 2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета
«Черчение»
для учащихся 8-9 класса

Разработала:
Суходольская Е.В.
учитель черчения
первая квалификационная категория

п. Турма

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Черчение» разработана на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для
общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: Н.Г. Преображенская, И.В.
Кодукова, Москва, «Просвещение», 2023 год
В ней раскрыты задачи и структура курса, объем и содержание теоретических
графических знаний, а также перечислены практические навыки и умения, которые должны
быть сформированы у учащихся в итоге изучения.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области
изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других
учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический
язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве,
содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного
мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на
уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному
развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного
материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить
представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития
учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание
образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам
курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Программа составлена с учетом знаний геометрии, изобразительного искусства,
информатики, технологии и опыта трудовой деятельности, полученных учащимися при
обучении в начальной и основной школе.
Курс «Черчение» входит в предметную область «Технология», но по своему
содержанию изучает также вопросы областей «Геометрия» и «Информатика».
Основными целями предметной области «Техно- логия» в системе основного общего
образования являются:

• обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных,
информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития;
• формирование
мышления обучающихся;
•

технологической

культуры

и проектно-технологического

формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых
для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте
построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей
профессиональной деятельности.
Основными целями курса «Черчение» предметной области «Технология» являются:
—
развитие пространственного и образного мышления школьника; привитие
интереса к технике и техническому творчеству; осознание роли техники и технологии в
социальном развитии общества; осмысление истории, перспектив и социальных последствий развития техники и технологии;
– ознакомление с методами технической, творческой и проектной деятельности;
—
формирование знаний основ государственной стандартизации и основных
стандартов выполнения чертежей;
—
формирование умений выполнять геометрические построения и пользоваться

чертежными инструментами; оптимизировать трудовые и временные затраты при
выполнении чертежей выбором минимально достаточного количества изображений на
чертеже;
—
формирование умений читать и выполнять чертежно-графические
изображения (чертежи, эскизы, технические рисунки);
—
формирование умения выражать свои конструкторские замыслы посредством
универсального языка техники — чертежа;
—
формирование умения работать с технической и справочной литературой,
организовать и планировать свою трудовую деятельность на рабочем месте;
—
формирование знаний основ компьютерной графики и умений выполнять
геометрические по- строения средствами компьютерной графики.
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
—
формирование у школьников мотивации изучения черчения, готовности и
способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению
индивидуальной траектории в изучении предмета и последующему получению специального
образования;
—
формирование у учащихся способности к организации своей учебной
деятельности посредством освоения познавательных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий;
—
формирование специфических для черчения стилей мышления, необходимых
для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического,
алгоритмического, пространственного и эвристического;
—
освоение в ходе изучения черчения специфических видов деятельности, таких
как выполнение чертежей, использование геометрических построений различной сложности,
выполнение вычислений, овладение символьным языком предмета в виде обозначений на
чертежах в соответствии с государственными стандартами;
—
формирование умения, в зависимости от поставленных задач, использовать
информацию таблиц и графических изображений и представлять ее в виде конкретных
конструктивных решений;
—
овладение учащимися языком черчения как средством описания техногенной
составляющей окружающего мира;
—
овладение черчением как языком техники для решения повседневных
жизненных задач, связанных с использованием бытовой техники, и самостоятельного
технического творчества;
—
выработка аккуратности и ответственности при выполнении чертежей;
—
овладение информационными компьютерными технологиями, связанными с их
графическими возможностями;
—
развитие интереса к технике и техническому творчеству.
Изучение курса черчения основывается на использовании системно-деятельностного
подхода, который обеспечивает:
—
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
—
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся
в системе образования;
—
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
—
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
При построении курса черчения соблюдается общая закономерность процесса
обучения — на первоначальном этапе изучения предмета или темы, перед учащимися
должна стоять только одна задача. Две задачи могут быть поставлены одновременно лишь
тогда, когда для решения одной из них у учащихся уже выработан автоматизированный
навык. Формирование у школьников чертежно-графического умения осуществляется
последовательно в три этапа:

•
•

получение знаний о действии (демонстрация и объяснение учителя);

овладение отдельными элементами (операциями) действия (аналитический
этап) — предварительные упражнения;

•

объединение отдельных операций в целостное действие (синтетический этап)
— упражнения, выполняемые под непосредственным контролем учителя, и самостоятельные упражнения.
В курсе черчения используется алгоритмизация в качестве обобщённого приема
деятельности, кото- рая обеспечивает обучающимся условия последовательного
формирования умений и навыков решения всех типовых задач курса черчения, содействует
переносу сформированных умений и навыков в новые условия, то есть способствует
подготовке учащихся к самостоятельной трудовой и творческой деятельности.
Сочетание алгоритмизации, элементов программированного обучения, обратной
связи и контроля позволяет проверить уровень приобретённых знаний, умений, навыков и
степень развития школьников, способствует повышению эффективности обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития
мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся, научить
школьников читать и выполнять чертежи деталей, а также применять графические знания
при решении задач с творческим содержанием; научить школьников читать и выполнять
чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении
задач с творческим содержанием.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:
-формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три
плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также
способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
-научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы;
аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
-развивать статические и динамические пространственные представления, образное
мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей,
мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным
изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными
материалами;
-воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность,
предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное
отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
-получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.
В изучении курса черчения используются следующие формы организации
учебной деятельности:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, моделирование и конструирование,
выполнение практических и графических работ, работа с учебником и
справочным материалом.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ЧЕРЧЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс черчение изучается в 8,9 классе по 1 часу в неделю, общий объем
составляет 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории
черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных
программ. Цели и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные
приёмы работы инструментами.
Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая,
сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками.
Форматы Формат, рамка, основная надпись. Сведения о нанесении размеров на чертежах
(выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины,
расположение размерных чисел).
Понятие о симметрии. Виды симметрии.
Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и
знаки на чертежах.
Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных
видах.
Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций.
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.
Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции
предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее
построения.
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей.
Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на
геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи и
аксонометрические проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел.
Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже вершин, ребер,
образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на чертежах с
учетом формы предмета. Анализ графического состава изображений.
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Выполнение
чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка,
окружности и угла на равные части; сопряжений.

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей
деталей.
Раздел 5. Эскизы.
Выполнение эскизов деталей.
Повторение сведений о способах проецирования.
Перечень упражнений и практических работ в 8 классе:
Вычерчивание линий чертежа.
2. Анализ правильности оформления чертежа.
3. Деление окружности, углов, отрезков на равные части.
4. Выполнение сопряжений (углов, двух окружностей, двух параллельных прямых,
окружности и прямой).
5. Построение овала.
6. Выполнение чертежей плоских деталей с применением геометрических построений.
7. Вычерчивание аксонометрических проекций несложных деталей.
8.Определение и построение недостающих проекций точек по заданным проекциям.
9. Построение третьей проекции по двум заданным с нанесением размеров.
10.
Выполнение эскиза и технического рисунка.
11.
Анализ геометрической формы предмета.
12.
Чтение чертежа детали.
Обязательный минимум графических работ в 8 классе:
1. Линии чертежа.
2.Чертеж «плоской» детали.
3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).
1. Построение трёх видов детали по её наглядному изображению.
2. Построение аксонометрической проекции детали по её ортогональному чертежу и
нахождение проекций точек.
3. Построение третьего вида по двум данным.
7.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).
8.Эскиз и технический рисунок детали.
9.Чертеж предмета по аксонометрической проекции или с натуры (контрольная).
1.

9 класс
Раздел 6. Сечения и разрезы.
Общие сведения о сечениях и разрезах.
Назначение сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение
сечений предметов.
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Различия между разрезами и
сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения
части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи
разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный).
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о сечениях и разрезах.
Раздел 7. Определение необходимого количества изображений.
Выбор количества изображений и главного изображения. Определение необходимого и
достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Условности и
упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение
графических задач, в том числе творческих.

Раздел 8. Сборочные чертежи.
Общие сведения о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые,
шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями
изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных,
клеевых). Изображение и обозначение резьбы. Изображение резьбы на стержне и в
отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых
соединений.
Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых
соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Обобщение и систематизация
знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных
учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Порядок
чтения сборочных чертежей. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных
чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании.
Раздел 9. Чтение строительных чертежей.
Основные особенности строительных чертежей. Понятие об архитектурностроительных чертежах, их назначении. Разтличия между строительными чертежами и
машиностроительными. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных
чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического
оборудования. Чтение несложных строительных чертежей.
-

-

Перечень упражнений и практических работ в 9 классе:
выбор необходимого сечения и его изображения.
определение названия материала по типу штриховки в сечениях.
выбор необходимого разреза и его изображения.
чтение и выполнение чертежей деталей с применением соединения половины вида и
половины разреза.
выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений.
выполнение и чтение чертежей нерезьбовых соединений.
выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы.
решение
творческих
задач с элементами
конструирования.
Обязательный минимум графических работ в 9 классе:
эскиз детали с выполнением сечений.
эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).
эскиз с натуры (с применением необходимых разрезов, сечений и других условностей и
упрощений).
чертеж резьбового соединения.
чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1—2 деталей).
деталирование (выполняются чертежи 1—2 деталей).
решение творческих задач с элементами конструирования (контрольная).
чертёж плана своего дома (квартиры).

Учебно-тематический план
Раздел
1.
2.
3.
4.
5.
б.
7.
8.
9.
10.

Тема
Техника выполнения чертежей и правила их
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Аксонометрические проекции. Технический рисунок
Чтение и выполнение чертежей
Эскизы
Сечения и разрезы.
Определение необходимого количества изображений
Сборочные чертежи.
Чтение строительных чертежей
Резервные уроки
Итого

Количество часов
8 кл.
9 кл.
б
4
б
8
10
13
4
12
3
2
34
34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
«ЧЕРЧЕНИЕ» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСМТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования
по учебному курсу «Черчение» достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
На уровне основного общего образования у учащегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:

знание и принятие своей российской гражданской принадлежности
(идентичности) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;

понимание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;

проявление уважения к государственным символам России, праздникам;

проявление готовности к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей;

выражение неприятия любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;

участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированность на участие в социально значимой деятельности.
патриотического воспитания:

осознание своей национальной, этнической принадлежности, любовь к своему
народу, его традициям, культуре;

уважение исторического и культурного наследия своего и других народов
России, символов, праздников, памятников, традиций народов, проживающих в родной
стране;

проявление интереса к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России;


знание и уважение достижений нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности;

участие в мероприятиях патриотической направленности.
духовно-нравственного воспитания:

знание и уважение духовно-нравственной культуры своего народа,
ориентированного на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной,
религиозной принадлежности);

готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм
с учѐтом осознания последствий поступков;

неприятие
антигуманных
и
асоциальных
поступков,
поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;

осознание соотношения свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умение общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;

проявление уважения к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей;

проявление интереса к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
эстетического воспитания:

понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве;

проявление эмоционально-чувственной восприимчивости к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей;

осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций
в искусстве;

ориентированность на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий
в сохранении здоровья, знание и соблюдение правил безопасности, безопасного поведения, в
том числе в информационной среде;

выражение установки на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность);

неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья;

умение осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других
людей), стремление управлять собственным эмоциональным состоянием;

способность адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
трудового воспитания:

уважение труда, результатов своего труда, труда других людей;

проявление интереса к практическому изучению профессий и труда

различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;

осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе;

участие в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;

выражение готовности к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов,
потребностей.
экологического воспитания:

понимание значения и глобального характера экологических проблем, путей
их решения, значения экологической культуры человека, общества;

осознание своей ответственности как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

выражение активного неприятия действий, приносящих вред природе;

ориентированность на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирование своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;

участие в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
ценности научного познания:

выражение познавательных интересов в разных предметных областях с учѐтом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;

ориентированность в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

развитие навыков использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде);

демонстрация навыков наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию учащегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды, включают:

освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;

способность учащихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,

выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать
понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность
обучающихся
осознавать стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты освоения ООП ООО, в том числе адаптированной
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)
базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2)
базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;

формировать гипотезу
об
истинности собственных сужден

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое
сследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;

3)
работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1)
общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2)
совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
"мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1)
самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;
2)
самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;
3)
эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;

регулировать способ выражения эмоций;
4)
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на
ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основные предметные образовательные
результаты, достигаемые в
процессе подготовки школьников в области черчения:
-приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества
в области освоения графических способов передачи информации;
-развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических,
динамических
и пространственных представлений;
-развитие визуально – пространственного мышления;

-рациональное использование чертежных инструментов;
-освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
-развитие творческого мышления и формирование элементарных умений
преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
-приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования,
в том числе базирующихся на ИКТ;
применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
-формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5-6
7
8
9
10
11
12
13-14
15
16
17
18
19
20-21
22
23
24

25
26

Наименование тем
Учебный предмет «черчение»
Стандарты ЕСКД. Форматы. Масштабы.
Линии чертежа. Графическая работа № 1 «Линии чертежа»
Нанесение размеров на чертежах.
Шрифты чертежные.
Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали».
Геометрические построения, необходимые при выполнении
чертежей.
Деление окружности на равные части при помощи циркуля.
Сопряжения.
Графическая работа № 3 «Чертеж детали с использованием
геометрических построений»
Проецирование.
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
Получение и построение аксонометрических проекций.
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые
поверхности.
Технический рисунок.
Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и проекции
геометрических тел.
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Закрепление знаний о чертежах в системе прямоугольных
проекций и аксонометрических проекциях.
Графическая работа № 4 «Построение трёх видов детали по её
наглядному изображению».
Графическая работа № 5 «Построение аксонометрической
проекции детали по её ортогональному чертежу и нахождение
проекций точек»
Порядок построения изображений на чертежах
Нанесение размеров с учетом формы предмета.

кол.
часов
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1

1
1

27
28
29
30
31
32
33
34

Развёртки поверхностей геометрических тел.
Графическая работа № 6 «Построение третьего вида по двум
данным»
Порядок чтения чертежей деталей
Графическая работа № 7 «Выполнение чертежа предмета в трех
видах с преобразованием его формы»
Выполнение эскизов деталей.
Графическая работа № 8 «Эскиз и технический рисунок детали»
Графическая работа № 9 (контрольная) «Чертеж предмета по
аксонометрической проекции или с натуры».
Практическая работа «Выполнение эскизов деталей с
включением элементов конструирования».

1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8-9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23

Наименование разделов и тем
Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
Общие сведения о сечениях и разрезах.
Назначение сечений
Правила выполнения сечений
Графическая работа № 1 «Эскиз детали с выполнением сечений»
Назначение разрезов
Правила выполнения разрезов
Практическая работа (выполнение заданий и упражнений)
Соединение вида и разреза. Местный разрез.
Графическая работа № 2 «Эскиз детали с выполнением
необходимого разреза»
Тонкие стенки и спицы на разрезе
Другие сведения о разрезах и сечениях
Графическая работа №3 «Чертеж детали с применением разреза»
Обобщающее повторение темы «Сечения и разрезы».
Выбор количества изображений и главного изображения.
Условности и упрощения на чертежах
Графическая работа №4 «Эскиз с натуры» (с применением
необходимых разрезов, сечений и других условностей и
упрощений).
Общие сведения о соединении деталей.
Изображение и обозначение резьбы
Чертежи болтовых и шпилечных соединений
Графическая работа №5 «Чертеж резьбового соединения»
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений
Общие сведения о сборочных чертежах изделий

кол.
часов
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Порядок чтения сборочных чертежей
Графическая работа №6 «Чтение сборочных чертежей»
(с выполнением технических рисунков 1—2 деталей)
Условности и упрощения на сборочных чертежах
Деталирование.
Графическая работа №7 «Деталирование»
(выполняются чертежи 1—2 деталей).
Обобщающее повторение темы «Сборочные чертежи»
Графическая работа №8 (контрольная)
«Решение творческих задач с элементами конструирования»
Основные особенности строительных чертежей
Условные обозначения на строительных чертежах
Графическая работа №9 «Чертёж плана своего дома (квартиры)»
Порядок чтения строительных чертежей

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.:Астрель, 2020.
2. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. –
М.: Астрель, 2019.
3. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,2011.
4. Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф.
Кат10.
5. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение.
7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.:
Астрель, 2019
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: Астрель, 2020.
2. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. –
М.: АСТ: Астрель,2019.
3. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,2011.
4. Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А.
Василенко и др. – М.: Просвещение,2010.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф.
Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,2010.
Учебные
Макарова М.Н. Таблицы по таблицы: черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 2010
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сферум; РЭШ resh.ru; Инфоурок infourok.ru; Просвещение; МЭШ www mos.ru
1. "Школьное" черчениеhttp://www.oamarkova.ru/shkola.html
2. КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика,

геометрия.https://bhv.ru/product/kompas-3d-dlya-studentov-i-shkolnikovcherchenie-informatikageometriya/
3. Черчение - уроки, презентации, конспекты,
планирование.https://www.arttalant.org/publikacii/cherchenie
4. Черчение – You Tube https://www.youtube.com/watch?v=t4hj-VTCUNI
5. Яндекс,видеоурокиhttps://yandex.ru/video/preview/7667493928650346420
6. Быстрое обучение созданию чертежей в компас 3d
https://www.youtube.com/watch?v=alCF23F3Kps
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска; документ камера; ноутбук; учебные
плакаты; образцы моделей для выполнения чертежей, 3D принтер, компьютерные
программы: Компас 3D, AutoCAD/
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ: чертежные
инструменты: карандаши, линейка, транспортир, циркуль, угольники, шаблоны


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».