Рабочая программа ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для 6-9 классов-signed

МКОУ "Турманская СОШ"
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заседание ШМО учителей
предметов гуманитарного
цикла МКОУ" Турманская
СОШ"
Руководитель ШМО
Харченко Е.В.
Протокол №1 от «30» 08
2023 г.

Заседание МС
МКОУ " Турманская СОШ"
Зам.директора по УВР
Онищук С.В.
Приказ №10-о от «30.» 08
2023 г.

Директор МКОУ
"Турманская СОШ"
МО " Братский район"
Московских Т.А.
Приказ №10-о от «30» 08
2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Обществознание»
для учащихся 6 - 9 классов
Предметная область: «Общественно-научные предметы»

Разработала:
Разгуляева Валерия Валерьевна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для учащихся 6-9
классов разработана на основе требований к результатам ООП ООО МКОУ «Турманская
СОШ » в соответствии с ФГОС ООО.
Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, 6-9 классы, М.,
«Просвещение», 2019 г.
Результаты обучения:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные
ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере: познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых
в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности; трудовой; трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия.
• знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных
праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять
им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
Регулятивные универсальные учебные действия.
• научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании
практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое
время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по
способам действия;
• актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его
реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать
ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения
совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для оппонентов образам;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
• владеть устной и письменной речью;
• строить монологическое контекстное высказывание;
• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
• научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• давать определения понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с
большим объемом;
• строить логическое
рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
• объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
•

Содержание курса
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)
1. Человек в социальном измерении (18 ч) Природа человека. Интересы и потребности.
Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение.
Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и
особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и
самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы.
Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит.
Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения.

Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Тендер как
«социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная
принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое
положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от
рождения.
2. Ближайшее социальное окружение (9 ч) Семья и семейные отношения. Роли в семье.
Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический
коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные
конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)
3. Общество — большой «дом» человечества (12 ч) Что связывает людей в общество.
Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ.
Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ
жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в
обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего
складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание,
сохранение, распространение, усвоение.
4. Общество, в котором мы живём (15 ч) Мир как единое целое. Ускорение мирового
общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в
современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI
века. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед
отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что
значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского
народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место
России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)
5. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч) Социальные нормы и правила
общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и
ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло.
Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные
чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность
человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации —
Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах
человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и
культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются
права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина.
Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам.
Защита Отечества — долг и обязанность.
6. Основы российского законодательства (9 ч) Гражданские правоотношения. Гражданскоправовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения.
Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения
несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения.
Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность
несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)
7. Мир экономики (12 ч) Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и
потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное
производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и
их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы
рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль
государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и
безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического
развития России.
8. Человек в экономических отношениях (6 ч) Основные участники экономики —
производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в
современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая
этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика
семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.
9. Мир социальных отношений (9 ч) Социальная неоднородность общества: причины и
проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных
общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в
постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества.
Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место
в современном обществе. Основные социальные группы современного российского
общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные
отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие
толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)
10. Политическая жизнь общества (16 ч) Власть. Властные отношения. Политика.
Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное
управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская
Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и
избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство
права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное
самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти.
Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и
вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность.
Патриотизм.

11. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч) Информация и способы
её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие
и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль
религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение
религиозной жизни в нашей стране.
12. Человек в меняющемся обществе (3 ч) Можно ли предвидеть будущее? Как
приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера.
Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся
молодыми

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№
Тема урока
урока
1.
Вводный урок. Как работать с учебником.
Глава 1. Человек в социальном измерении.
2.
Человек в социальном измерении.
3.
Человек – личность.
4.
Индивид. Индивидуальность, личность. Биологические и
социальные черты человека.
5.
Человек познает мир.
6.
Познание и его виды. Самопознание и самооценка.
7.
Человек и его деятельность.
8.
Основные формы деятельности человека.
9.
Потребности человека. Виды потребностей. Что человеку
нужно.
10.
Мир мыслей и чувств.
11.
Как стать успешным. Слагаемые жизненного успеха.
12.
На пути к жизненному успеху.
13.
Практикум по теме: «Человек в социальном измерении».
Глава 2. «Человек среди людей».
14.
Человек среди людей.
15.
Межличностные отношения.
16.
Виды межличностных отношений.
17.
Человек в группе.
18.
Групповые нормы и лидерство.
19.
Общение.
20.
Как люди общаются, каналы и средства общения. Учимся
взаимодействовать с окружающими.
21.
Конфликты в межличностном общении. Учимся общаться.
22.
Повторение «Общение».
23.
Конфликты в межличностных отношениях. Что такое
конфликт.
24.
Структура конфликта. Способы разрешения конфликта.
25.
Как не проиграть в конфликте. Правила разрешения конфликта
через посредника.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26.
Практикум по 2 главе «Человек среди людей».
Глава 3. Нравственные основы жизни.
27.
Человек славен добрыми делами.
28.
Будь смелым.
29.
Будь смелым. Учимся преодолевать страх.
30.
Человек и человечность.
Итоговое повторение.
31.
Итоговое повторение.
32.
Итоговое повторение.
33.
Итоговое повторение.
34-35. Итоговое повторение.

п

№

Тема урока

1-2
3-4
5
6-7
8-9
10-11
12-13
14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27
28
29
30
31
32
33-34
35
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
1
1
1
1
1
1
1
2

7 класс

Кол-во
часов
Что значит жить по правилам
2
Права и обязанности граждан
2
Почему важно соблюдать законы
1
Защита Отечества
2
Что такое дисциплина
2
Виновен - отвечай
2
Кто стоит на страже закона
2
Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»
1
Экономика и ее основные участники
2
Золотые руки работника
2
Производство: затраты, выручка, прибыль
1
Виды и формы бизнеса
2
Обмен, торговля, реклама
2
Деньги и их функции
2
Экономика семьи
1
Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях» (Урок-квест) 1
Воздействие человека на природу
1
Охранять природу – значит охранять жизнь
1
Закон на страже природы
1
Практикум по теме: «Человек и природа»
1
Итоговое повторение
2
РЕЗЕРВ
1
8 класс
Тема урока

Количество
часов
Введение. Что делает человека человеком
1
Человек, общество и природа.
1
Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. 1
Развитие общества
1
Как стать личностью
1
Контрольная работа
Итоговое занятие
Сфера духовной жизни
1
Мораль. Моральный выбор - это ответственность
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Долг и совесть
Образование
Наука в современном обществе
Религия как одна из форм культуры
Подведение итогов главы
Итоговое занятие
Социальная структура общества
Социальные статусы и роли. Социальная сфера
Нации и межнациональные отношения
Отклоняющееся поведение
Итоговое тестирование
Экономика и ее роль в жизни общества
Главные вопросы экономики Собственность
Рыночная экономика
Производство- основа экономики
Предпринимательская деятельность
Роль государства в экономике
Распределение доходов
Потребление
Инфляция и семейная экономика
Безработица, ее причины и последствия
Мировое хозяйство и международная торговля
Подготовка к тестированию по итогам главы
Контрольная работа
Работа над ошибками
Подведение итогов года
9 класс
Тема урока

№

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
3-4
5
6-7

Введение.
Политика и власть.
Государство.
Политические режимы.
Правовое государство.

Количество
часов
1
1
2
1
2

810
1112
13
14
1516
17
18
19
20-

Гражданское общество и государство.

2

Участие граждан в политической жизни.

2

Политические партии и движения.
Практикум по теме: «Политика».
Роль права в жизни общества и государства.

1
1
2

Правоотношения и субъекты права.
Правонарушения и юридическая ответственность
Правоохранительные органы.
Конституция РФ.

1
1
1
2

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
3132
3334

Права и свободы человека и гражданина.
Гражданские правоотношения.
Право на труд. Трудовые правоотношения.
Семейные правоотношения.
Административные правоотношения.
Уголовно-правовые отношения.
Социальные права.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Практикум по теме: «Право»( Деловая игра).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Итоговое повторение.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».