Рабочая программа Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ для 5 классов-signed

МКОУ «Турманская СОШ»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2021 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2021 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
для учащихся 5 класса
Направление деятельности : «Общеинтеллектуальное»

Разработала:
Семенова Анастасия Викторовна
учитель математики
первая квалификационная категория

Турма 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я -исследователь»
для учащихся 5 класса разработана на основе требований к результатам ООП НОО МКОУ
«Турманская СОШ » в соответствии с ФГОС НОО
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
• адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешностивнеучебной
деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
• различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные
Школьник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире
и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Ученик получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся: альбом, газета,
журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм,макет, модель, плакат,
серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие,
фотоальбом, экскурсия,презентация.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в
группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия
проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность
включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными
людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут
быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также
другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые
занятия
(объяснения
и
практические
работы),уроки-тренинги,
групповые
исследования,игры-исследования, творческие проекты.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита
исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,
выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская
конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (5 ч) Что такое исследование. Методы исследования. Наблюдение и
наблюдательность. Что такое эксперимент. Работа с источниками
Гипотеза и проблема (4 ч) Гипотеза. Проблема и пути ее решения. От проблемы к
цели.
Учимся исследовать (7 ч) Составляем план исследования. Знакомство с примерным
исследовательским проектом. Учимся вырабатывать гипотезы. Цели и задачи исследования.

Индивидуальная работа по собственному мини-исследованию. Коллективное исследование.
Защита мини-исследований через презентацию
Индивидуальная практическая работа (7 ч). Просмотр книг о том, что
исследуешь. Консультирование по проведению самостоятельных исследований. План.
Индивидуальные консультации по проведению самостоятельных исследований. Как
раскрыть тему. Индивидуальные консультации по проведению самостоятельных
исследований. Гипотеза и способы их конструирования. Искусство задавать вопросы.
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Ассоциация и аналогия.
Суждения, умозаключения, выводы.
Подготовка к защите проектов (7 ч). Искусство делать сообщения. Как
подготовиться к защите собственной исследовательской работе. Урок-конференция.
Подпрограмма «Мониторинг». Участие в защитах исследовательских работ и творческих
проектах учащихся. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектах
учащихся. Подготовка собственных работ к защите.
Защита проектов (2 ч). Собственная защита работ и проектов.
Подведение результатов. Анализ (2 ч). Индивидуальная и консультационная
работа по проведению самостоятельных исследований
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема
ВВЕДЕНИЕ (5 ч)

Что такое исследование
Методы исследования
Наблюдение и наблюдательность
Что такое эксперимент?
Работа с источниками
ГИПОТЕЗА И ПРОБЛЕМА (4 ч)
Гипотеза
Проблема и пути ее решения
Проблема и пути ее решения
От проблемы к цели
УЧИМСЯ ИССЛЕДОВАТЬ (7 ч)
Составляем план исследования
Знакомство с примерным исследовательским проектом
Учимся вырабатывать гипотезы
Цели и задачи исследования
Индивидуальная работа по собственному мини-исследованию
Коллективное исследование
Защита мини-исследований через презентацию
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (7 ч)
Просмотр книг о том, что исследуешь. Консультирование по проведению
самостоятельных исследований. План
Индивидуальные консультации по проведению самостоятельных
исследований. Как раскрыть тему
Индивидуальные консультации по проведению самостоятельных
исследований. Гипотеза и способы их конструирования
Искусство задавать вопросы
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
Ассоциация и аналогия
Суждения, умозаключения, выводы

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТОВ (7 ч)
Искусство делать сообщения
Как подготовиться к защите собственной исследовательской работе
Урок-конференция
Подпрограмма «Мониторинг»
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектах
учащихся
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектах
учащихся
Подготовка собственных работ к защите
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ (2 ч)
Собственная защита работ и проектов
Собственная защита работ и проектов
ПОДВЕДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, АНАЛИЗ (2 ч)
Индивидуальная и консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований
Индивидуальная и консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».