МКОУ «Турманская СОШ» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заседание МС МКОУ «Турманская СОШ» Протокол №___ от « » _________2021 г. Зам. Директора по УВР Онищук С.В. ____________ Приказ №_______ от « » _______ 2021 г. Директор МКОУ «Турманская СОШ» МО «Братский район» Московских Т.А. _________ Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» для учащихся 5 класса Направление деятельности : «Общеинтеллектуальное» Разработала: Семенова Анастасия Викторовна учитель математики первая квалификационная категория Турма 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я -исследователь» для учащихся 5 класса разработана на основе требований к результатам ООП НОО МКОУ «Турманская СОШ » в соответствии с ФГОС НОО РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: Личностные и метапредметные результаты Личностные У школьников будут сформированы: • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Ученик получит возможность для формирования: • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные Школьник научится: • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные Школьник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Ученик получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; Коммуникативные Школьник научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Возможные результаты проектной деятельности учащихся: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм,макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия,презентация. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы),уроки-тренинги, групповые исследования,игры-исследования, творческие проекты. Основные методы и технологии. Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение (5 ч) Что такое исследование. Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент. Работа с источниками Гипотеза и проблема (4 ч) Гипотеза. Проблема и пути ее решения. От проблемы к цели. Учимся исследовать (7 ч) Составляем план исследования. Знакомство с примерным исследовательским проектом. Учимся вырабатывать гипотезы. Цели и задачи исследования. Индивидуальная работа по собственному мини-исследованию. Коллективное исследование. Защита мини-исследований через презентацию Индивидуальная практическая работа (7 ч). Просмотр книг о том, что исследуешь. Консультирование по проведению самостоятельных исследований. План. Индивидуальные консультации по проведению самостоятельных исследований. Как раскрыть тему. Индивидуальные консультации по проведению самостоятельных исследований. Гипотеза и способы их конструирования. Искусство задавать вопросы. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Ассоциация и аналогия. Суждения, умозаключения, выводы. Подготовка к защите проектов (7 ч). Искусство делать сообщения. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работе. Урок-конференция. Подпрограмма «Мониторинг». Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектах учащихся. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектах учащихся. Подготовка собственных работ к защите. Защита проектов (2 ч). Собственная защита работ и проектов. Подведение результатов. Анализ (2 ч). Индивидуальная и консультационная работа по проведению самостоятельных исследований ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема ВВЕДЕНИЕ (5 ч) Что такое исследование Методы исследования Наблюдение и наблюдательность Что такое эксперимент? Работа с источниками ГИПОТЕЗА И ПРОБЛЕМА (4 ч) Гипотеза Проблема и пути ее решения Проблема и пути ее решения От проблемы к цели УЧИМСЯ ИССЛЕДОВАТЬ (7 ч) Составляем план исследования Знакомство с примерным исследовательским проектом Учимся вырабатывать гипотезы Цели и задачи исследования Индивидуальная работа по собственному мини-исследованию Коллективное исследование Защита мини-исследований через презентацию ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (7 ч) Просмотр книг о том, что исследуешь. Консультирование по проведению самостоятельных исследований. План Индивидуальные консультации по проведению самостоятельных исследований. Как раскрыть тему Индивидуальные консультации по проведению самостоятельных исследований. Гипотеза и способы их конструирования Искусство задавать вопросы Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное Ассоциация и аналогия Суждения, умозаключения, выводы Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТОВ (7 ч) Искусство делать сообщения Как подготовиться к защите собственной исследовательской работе Урок-конференция Подпрограмма «Мониторинг» Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектах учащихся Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектах учащихся Подготовка собственных работ к защите ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ (2 ч) Собственная защита работ и проектов Собственная защита работ и проектов ПОДВЕДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, АНАЛИЗ (2 ч) Индивидуальная и консультационная работа по проведению самостоятельных исследований Индивидуальная и консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1