Рабочая программа КУЛЬТУРА РЕЧИ для 5-9 классов-signed

МКОУ "Турманская СОШ"

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________________________
Харченко Е.В.
Приказ №10 от «1»
сентября 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________________
Онищук С.В.
Приказ №10 от «1»
сентября 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ
"Турманская СОШ"
________________________
Московских Т.А.
Приказ №10 от «1»
сентября 2023 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Культура устной и письменной речи»
Направление: общекультурное
Возраст: 11 - 16 лет
Срок реализации: 2 года(5 - 9 класс)
Количество часов в год: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Разработчик: Ширяева В.В.

Турма 2023

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Культура устной и письменной речи» для 5
— 9 классов представляет важные теоретические и практические блоки в
системе сквозной программы по культуре речи для общеобразовательной
школы. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Программные звенья разработаны на основе Рабочей программы по
внеурочной деятельности, на основного общего образования подготовлена
на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р),
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования. Программа
тесно связана с концепцией духовно — нравственного развития воспитания
личности грамотного, культурно развитого гражданина России.
За основу взята Программа автора - составителя С.И. Львова. Культура речи.
Программа по культуре речи для 8-9 классов.
Введение.
«Язык есть кусочек жизни людей», – заметил однажды известный русский
лингвист Л.В. Щерба. Однако как трудно иногда складываются у человека
отношения с языком, как непросто выстраивается общение с другими
людьми. Наверное, правы те, кто утверждает, что нет ничего проще и вместе
с тем сложнее, чем человеческое общение. С этим непростым делом –
общением с другими людьми - связана жизнь каждого, кто живет в обществе.
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к
преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставятся не только
приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных
правил и способность соблюдать языковые нормы на письме, но и
формирование
коммуникативных
умений
детей.
Таким образом, в соответствии с Государственным образовательным стандартом изучение русского языка направлено на развитие речевой и
мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию;
потребности
в
речевом
самоусовершенствовании.
Кроме этого, курс не только связан с языковой, речевой практикой, он имеет
высокую общественную мотивацию, вызван жизненной необходимостью. В
настоящее время многие слова, используемые носителями языка, находятся
за пределами литературных норм. Часто можно слышать речь стилистически
сниженную, где используются просторечные, вульгарные, жаргонные,
бранные (нецензурные) слова и выражения. Остро встает вопрос об экологии

языка, речи.
В ходе проведения занятий по культуре речи учащиеся должны овладевать
определенной суммой знаний и комплексом умений и навыков, связанных с
правильностью речи, а задача учителя - не только помогать учащимся в
приобретении этих знаний и навыков, но и выяснять уровень ЗУН по
данному вопросу.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие
кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их
интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство
уважения к языку своих предков. В отличие от уроков на внеурочных
занятиях обучающиеся получают углубленные знания по данному предмету
по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика»,
«Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис»,
«Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим
занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные
технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать
по заданной теме.
Актуальность:
Современное образование переносит акцент с усвоения знаний,
умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на
создание условий полноценного проживания детства, для становления
человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и
самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
В этих условиях большую актуальность приобретает проведение
планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку в
рамках внеурочной деятельности.
Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об
ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной
деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения,
переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают
актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость
разработки образовательной программы внеурочной деятельности по
русскому языку.
Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные
занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и
пунктуационную грамотность обучающихся. Ребята учатся составлять
проекты, работать в команде.
Цель:
- формирование всесторонне образованной и инициативной личности,
владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении
уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных,
культурных и этических принципов, которые складываются в ходе
учебно - воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и

непрерывному образованию в современном обществе.
Задачи:
• формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового
• вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным
языковым явлениям, к слову;
• закрепить практические навыки в построении устных и письменных
высказываний;
• способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся должны
знать/понимать:
• определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог,
морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
• особенности ударения в русском языке;
• основные правила орфоэпии;
• основные способы образования слов;
• основные
способы определения лексического значения слова;
тематические группы слов; •
правила русской орфографии;
• морфологические признаки частей речи;
• нормы употребления в речи языковых единиц;
• виды словосочетаний;
• виды предложений;
• основные группы пунктуационных правил;
• признаки текста.
Уметь:
• адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного
текстов, воспринимаемых на слух;
• выделять основную и дополнительную информацию текста, определять
его принадлежность определённому типу речи;
• сохранять при письменном изложении типологическую структуру
текста и его выразительные языковые и речевые средства;
• анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию
точности и логичности речи;
• рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
• проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
• правильно произносить широко употребляемые слова;
• по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части
речи и их формы;
• определять способы образования разных частей речи;
• соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их
лексическим значением, а также с условиями общения;
• толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
• различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и

проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
• владеть правильным способом применения изученных правил
орфографии;
• составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по
предложенной схеме;
• определять синтаксическую роль всех частей речи;
• объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
• строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая
позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные
интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде,
обучающиеся готовят свои проекты и публично защищают, учатся общаться
между собой, организовывать друг друга, нести ответственность за принятое
решение.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения,
среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных
упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными
играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в
анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые
секретытрадиционных разделов школьного курса русского языка.
Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут
обучающимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью.
Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из
практической части, в которой
представлены
различные виды
упражнений,
помогающие выработать
устойчивые
орфографические навыки, помочь
исправить типичные для
письменных работ ошибки, расширить знания обучающихся по истории
языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят
из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел
заканчивается
обобщающим
занятием,
проводимым
в
форме
интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После
окончания курса ребята сами выбирают лучшего ученика. Это повышает
мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 12 16 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических
занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты
проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с

разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью
дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития
универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать
свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
• задавать вопросы.
Содержание курса за 5 класс
Раздел 1.

Культура речи (5 часов)
Тема 1.1. Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.
Тема 1.2. Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности
разговорного стиля речи.
Тема 1.3. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и
Вы».
Тема 1.4. Азбука важных и вежливых слов.
Тема 1.5. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.
Раздел 2.
«Вначале было слово…» (13 часов)
Тема 2.1. О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П.
Ершова «Конёк- горбунок» - литературный памятник живому русскому
языку XIX века.
Тема 2.2. Историзмы, архаизмы, неологизмы.
Тема 2.3. Литературный язык и местные говоры.
Тема 2.4 Лексические диалектные различия и их типы.
Тема 2.5. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская
изба».
Тема 2.6. Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.
Тема 2.7. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.
Тема 2.8. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов,
крылатых слов.
Тема 2.9. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы.
Жаргонная лексика.
Тема 2.10. Молодёжный сленг и отношение к нему.
Тема 2.11. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.
Тема 2.12. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать
фамилии?
Тема 2.13. Прозвища как объект научного изучения. Происхождение
прозвищ.
Раздел 3.
«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)
Тема 3.1. К истокам слова. Почему мы так говорим?
Тема 3.2. Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.
Тема 3.3. Лексическое значение слова. Способы определения лексического
значения слова. Толковый словарь.
Тема 3.4. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но
разных.
Тема 3.5. Как правильно употреблять слова.
Тема 3.6. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в
загадках, пословицах, поговорках.

Тема 3.7. Богатство русского языка (синонимы, антонимы).
Тема 3.8. Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль,
ключевые слова.
Тема 3.9. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?
Тема 3.10. Напиши письмо Другу.
Раздел 4.
Качества хорошей речи (6 часов)
Тема 4.1. Разговор как искусство устной речи. Основные нормы
современного литературного произношения.
Тема 4.2. Эмоциональная грамотность.
Тема 4.3. Основные речевые правила общения посредством телефона.
Тема 4.4. Основные правила письменного общения в виртуальных
дискуссиях на чатах Интернета.
Тема 4.5. Невербальные средства общения. Значение мимики и
жестикуляции при общении.
Тема 4.6. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое
занятие.

Тематическое планирование. 5 класс.
Кол-во

№
заня

Тема

тия

часов

Основные виды
деятельности

теория

практи
ка

Культура речи (5 часов)
1.
2.

3.

4.

Вводное занятие. Русский язык –
наше национальное богатство.
Речевой этикет как правила
речевого общения. Особенности
разговорного стиля речи.

Лекционное
занятие
Подготовка
сообщений,
практические
задания по
культуре речи.

Правила речевого этикета. Как мы Индивидуальная и
обращаемся друг к другу. «Ты и
групповая работа:
Вы».
правила
поведения во
время беседы
Азбука важных и вежливых слов. Сбор материала и
анализ.

1

1

1

1

5.

6.

7.
8.
9.

10.
11.

12.

13.

14.

Наш язык богат и могуч. Великие
люди о языке.
«Ежели вы вежливы…»

Сбор материала и
анализ.

Конкурс.
«Вначале было слово…» (13 часов)
О чём рассказывает устное
Просмотр сказки.
народное творчество? Сказка П.П. Индивидуальная и
Ершова «Конёк-горбунок» групповая
литературный памятник живому
поисковая
русскому языку XIX века.
работа.
Историзмы, архаизмы,
неологизмы.
Литературный язык и местные
говоры.
Лексические диалектные различия
и их типы.
Анализ диалектной лексики в
рассказе С.М.Мишнева «Русская
изба».
Фразеологическое богатство
языка.
Фразеологические словари.
Краткие мудрые изречения.
Афоризмы. Крылатые слова.
Практическая работа. Сочинение
сказки с использованием
фразеологизмов, афоризмов,
крылатых слов.
Общеупотребительные слова,
Термины и профессионализмы.
Жаргонная лексика.

Сбор материала и
анализ.
Заочное
путешествие.
Сбор материала по
тематическим
группам
лексики.
Работа с тестом.
Индивидуальная
поисковая работа.
Практическое
занятие.
Индивидуальная
поисковая работа.
Практическое
занятие.
Создание
самодельных
книжек сказок или
выпуск сборника
сказок.
Индивидуальная и
групповая
поисковая
работа.

1

1

1
1
1

1

1

1

1

1

15.

Молодёжный сленг и отношение к Самостоятельное
нему.
наблюдение и
запись речи своей,
своих товарищей,
старшего
поколения, анализ

1

16.

Антропонимика как наука.
Личное
имя. Отчество.

собранного
материала.
Сбор материала по
истории личных
имен,
отчеств.
Сбор материала по
истории личных
фамилий.
Сбор материала и
обработка.

1

17.

История возникновения фамилий.
О чем могут рассказать фамилии?

18.

Прозвища как объект научного
изучения. Происхождение
прозвищ.
«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)
К истокам слова. Почему мы так
Составление
«биографии»
говорим?
1
слова.
Происхождение слов. Работа с
Элементы игровых
этимологическим словарем.
технологий.
Лексическое значение слова.
Составление
Способы определения
«паспорта»
1
лексического значения слова.
слова.
Толковый словарь.
«Сказал то же, да не одно и то
Наблюдение за
же».
языком
О словах одинаковых, но разных.
Как правильно употреблять слова. Сбор материала и
1
анализ
Многозначность как основа
Анализ
художественных тропов.
произведений
Метафора
УНТ, создание
своих
в загадках, пословицах,
поговорках.
загадок.

19.
20.
21.

22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.

Богатство русского языка
(синонимы, антонимы)
Текст как речевое произведение.
Тема, микротема, основная мысль,
ключевые слова.
Письмо как речевой жанр. Как
общаться на расстоянии?

Работа со
словарями
Работа с текстами.

Составление
памятки «Как
написать письмо».
Напиши письмо Другу.
Создание
творческих работ.
Качества хорошей речи. (6 часов)

1
1

1

1

1

1
1
1
1

29.

Разговор как искусство устной
речи. Основные нормы

Лекционное
занятие.

1

30.

31.

32.

33.

34.

современного литературного
произношения.
Ударение в словах

Изображение
персонажей
сказки с
выражением
различных
эмоций.
Основные речевые правила
Индивидуальная и
общения посредством телефона.
групповая работа.
Практическое
занятие.
Орфоэпические нормы русского
Индивидуальная и
языка
групповая работа.
Практическое
занятие.
Невербальные средства общения. Использование
Значение мимики и жестикуляции невербальных
при общении.
средств
общения в
диалоге.
Практическое
занятие.
Итоговое занятие.
Подведение
Защита проектов «В умелых руках итогов работы
слово творит чудеса».
ИТОГО:

1

1

1

1

1
15

19

Содержание программы за курс 6 класса.
1 год обучения (34ч)
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой
проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются
обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 1
Секреты устной речи. Фонетика. Интонация. (7 часов)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях
используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в
игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
Морфемика. Словообразование. Этимология. (6 часов)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав
слова
Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5. Сказочные превращения.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении
этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя
средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел 3.
Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация. (5часов)
Тема 3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема 3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема 3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл
высказывания
Тема 3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема 3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты
художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы
для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. Лексика. Фразеология. (5 часов)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная
работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со
словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют
художественные произведения.
Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. Морфология. Синтаксис. (6часов)
Тема 5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема 5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема 5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема 5.4. Какими бывают предложения.
Тема 5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки
знаний.
Раздел 6
Речевой этикет. (3 часа)
Тема 6.1. Правила речевого этикета.
Тема 6.2. Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации
этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающие занятия. (2часа)
Тема 7.1. Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке,
выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.
На занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Проверяются
умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Тематическое планирование. 6 класс.

№
1

Тема

Основные виды
деятельности

Количество часов
Теория

Лекция о культуре
1
речи.
Секреты устной речи. Фонетика. Интонация. (7 часов)
2 - 3 Почему не всегда совпадает Работа со словарями 1
и справочной
звучание и написание
литературой.
слова.
Составление
понятийных
словарей.
Составление
обобщающих
тематических
таблиц. Выполнение
орфоэпических
упражнений.
Работа с текстами.
4 - 5 Для чего используют
1
звуковые повторы в речи.
6 - 7 Какова роль интонации в
1
устной речи
8
Обобщающее занятие «Кто
говорит-сеет, кто слушаетсобирает»
Загадки русского словообразования.
Морфемика. Словообразование. Этимология. (6 часов)
9
О чём рассказывает
Выполнение
словообразовательная
различных видов
модель слова.
разборов:
орфографический,
пунктуационный,
словообразовательны
й и другие.
Исследовательская
деятельность и
подготовка докладов,
сообщения учащихся
и их обсуждение.
Лексические и
фразеологические
игры. Диктанты

Практика

Организационное занятие

1

1
1
1

1

10

различных видов.
Работа со словарем

Что такое
1
словообразовательное
гнездо однокоренных слов
11- Почему с течением времени Практическое
1
1
12
может измениться
занятие с группами
морфемный состав слова
однокоренных слов.
13
Этимология слов. Работа со
1
словарями
14
Сказочные превращения.
1
Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация. (5часов)
15
Зачем нужно знать алфавит Работа с алфавитом,
1
умение распределять
слова в алфавитном
порядке. Работа со
словарями. Подготовка
сообщений о нормах
пунктуации.
16
В чём секрет правописания
1
морфем
17
Как пунктуационные знаки
1
помогают передавать смысл
высказывания
18
Не пером пишут – умом.
1
Тайны письма.
19
Бенефис знаний.
0,5
0,5
Тайны русского слова. Лексика. Фразеология. (5 часов)
20
На какие группы делится
Работа с
1
словарный состав русского фразеологическим
языка
словарем. Поиск в
текстах
фразеологизмов.
Подготовка докладов
об использовании
фразеологизмов в речи
21
В чём особенность
0,5
0,5
употребления слова в
художественном тексте.
22
О чём рассказывают
1
фразеологизмы
23
Фразеология в
1
художественных
произведениях.

24

Лабораторная работа.

1

Секреты морфологии и синтаксиса. Морфология. Синтаксис. (6часов)
25
В чём секрет глагола и его
1
форм.
26
Как отличать
1
грамматические омонимы.
27
Какими бывают
1
предложения.
28- Грамматике учиться всегда
1
1
29
пригодится. Мониторинг
проверки знаний.
Речевой этикет. (3 часа)
30- Правила речевого этикета.
Подготовка
1
1
31
презентаций о нормах
этикета.
32
Формулы речевого этикета.
1
Обобщающие занятия. (2часа)
33- Аукцион знаний.
1
1
34
15
19
Итого часов
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области
морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для
любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг,
подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на
занятиях.

Содержание программы за курс 7 класса.
1 год обучения (34ч.)
Раздел 1.
Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты. (5 часов)
Тема 1.1. Виды пересказов.
Тема 1.2. Письмо.
Тема 1.3. Спор – один из жанров разговорного языка. Его особенности.
Тема 1.4. Выдающиеся лингвисты.
Тема 1.5. Практическая работа. Спор с использованием архаической лексики.
Раздел 2.
Словообразование. (5 часов)
Тема 2.1. Типичные способы образования слов.
Тема 2.2. Словообразовательное гнездо.
Тема 2.3. Практическая работа. Распознавание родственных слов.
Раздел 3.
Лексика. (6 часов)
Тема 3.1. Лексика русского языка.
Тема 3.2. Основные средства выразительности лексики и фразеологии.
Тема 3.3. Лексический разбор слов.
Тема 3.4. Лексические словари.
Тема 3.5. Практическая работа.
Раздел 4.
Синтаксис. Словосочетание и предложение. (5 часов)
Тема 4.1. Основные единицы синтаксиса.
Тема 4.2. Виды связи слов в словосочетании.
Тема 4.3. Элементы интонации в предложении.
Тема 4.4. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.
Тема 4.5. Практическая работа.
Раздел 5.
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. (7 часов)
Тема 5.1. Разряды наречий.
Тема 5.2. Категория состояний.
Тема 5.3. Грамматические омонимы.
Тема 5.4. Служебные части речи.
Тема 5.5. Практическая работа.
Раздел 6.
Правописание. Орфография и пунктуация. (5 часов)
Тема 6.1. Дружба НЕ и НИ с разными частями речи.
Тема 6.2. Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно?
Тема 6.3. Правила пунктуации.
Тема 6.4. Практическая работа.

Раздел 7.
Подведение итогов года. (1 час)
Тема 7.1. Аукцион знаний. Презентации учащихся на заданные темы.
Тематическое планирование. 7 класс.
Количество
часов
Основные виды
№
Тема
деятельности
Практ
Теория
ика
Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты. (5 часов)
1.
Виды пересказов
Лекция.
1
2.
Письмо.
Сбор и систематизация
1
материала о
возникновении письма на
Руси.
3.
Спор – один из жанров Изучение видов спора.
1
разговорного языка.
Построение спора.
Его особенности.
4.
Выдающиеся
Изучение биографий
1
лингвисты.
советских лингвистов.
5.
Практическая работа.
Изучение архаичной
1
лексики.
Спор с
Умение привести
использованием
архаической лексики. аргументы в свою пользу.
Словообразование. (5 часов)
6-7. Типичные способы
1
1
образования слов.
8-9. Словообразовательное
1
1
гнездо.
10.
Практическая работа.
1
Распознавание
родственных слов.
Лексика. (6 часов)
11Лексика русского
1
1
12.
языка.
13.
Основные средства
1
выразительности
лексики и
фразеологии.
14.
Лексический разбор
1
слов.
15.
Лексические словари.
1

16.
17.
18.
19.
20.

21.
2223.
24.
25.
2627.
28.
29.
3031.
32.
33.
34.

Практическая работа.
1
Синтаксис. Словосочетание и предложение. (5 часов)
Основные единицы
1
синтаксиса.
Виды связи слов в
1
словосочетании.
Элементы интонации в
1
предложении.
Трудные случаи
1
координации
подлежащего и
сказуемого.
Практическая работа.
1
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. (7часов)
Разряды наречий.
1
1
Категория состояний.
1
Грамматические
омонимы.
Служебные части
1
речи.
Практическая работа.
Правописание. Орфография и пунктуация. (5 часов)
Дружба НЕ и НИ с
разными частями речи.
Предлоги, союзы,
частицы. Как писать:
слитно или раздельно?
Правила пунктуации.
1
Практическая работа.
Подведение итогов года. (1 час)
Аукцион знаний.
Презентации учащихся
на заданные темы.
Итого часов: 11

1
2
1
1
1

1
1
23

Содержание программы за курс 8 класса.
1 год обучения (34ч.)
Раздел 1.
Языковая норма и ее виды (4 часа)
Тема 1.1. Понятие литературного языка.
Тема 1.2. Нравственность человека и речевая культура.
Тема 1.3. Понятие экологии речи Чистота языка. Закон о защите русского
языка.
Тема 1.4. Нормированность – отличительная особенность русского языка.
Языковая норма и ее признаки.
Раздел 2.
Культура речи (3 часа)
Тема 2.1. Основные аспекта культуры речи.
Тема 2.2. Выбор и организация языковых средств.
Тема 2.3. Основные требования к речи.
Раздел 3.
Коммуникативный аспект культуры речи (28 часов)
Тема 3.1. Точность речи.
Тема 3.2. Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности
речи.
Тема 3.3. Логическое ударение как средство достижения ясности и точности
речи.
Тема 3.4. Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с
нарушением логичности речи.
Тема 3.5. Чистота речи. Штампы и шаблоны, клише и канцеляризмы. Словапаразиты.
Тема 3.6. Лексико-фразеологическое и грамматическое богатство русского
языка.
Тема 3.7. Словообразование как источник речевого богатства.
Тема 3.8. Заимствование – один из источников обогащения русского языка.
Тема 3.9. Словарный запас и источники его пополнения.
Тема 3.10. Выразительность речи.
Тема 3.11. Звуковая сторона русской речи.
Тема 3.12. Выразительные возможности русского словообразования.
Тема 3.13. Лексическое богатство русского языка.
Тема 3.14. Грамматические средства выразительности.
Тема 3.15. Стилистические фигуры.
Тема 3.16. Паралингвистические средства выразительности.
Тема 3.17. Уместность речи.
Тема 3.18. Лексическая и грамматическая синонимия как источник
выразительной речи.
Тема 3.19. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов
Тема 3.20. Оценка чистоты, богатства, выразительности и уместности
речевого высказывания.
Тема 3.21. Зачетная работа по изученному материалу.

Тематическое планирование. 8 класс.
№

1.
2.

3

4.

5

6
7

8

Тема

Виды
деятельности

Языковая норма и ее виды (4 часа)
Понятие литературного языка
Лекционное
занятие
Нравственность человека и речевая
Индивидуальна
культура
я и групповая
работа: правила
поведения во
время беседы
Понятие экологии речи. Чистота
Сбор материала
языка. Выдающиеся лингвисты о
и анализ.
русском языке. Закон о защите
русского языка
Нормированность – отличительная
Подготовка
особенность русского языка.
сообщений,
Языковая норма и ее признаки
практические
задания по
культуре речи.

Количество
часов
теори практ
я
ика
1

Культура речи (3 часа)
Понятие о культуре речи. Основные Подготовка
сообщений,
аспекты культуры речи
практические
задания по
культуре речи.
Выбор и организация языковых
Работа с
0,5
средств
текстом
Основные требования к речи
Самостоятельн
ое наблюдение
и запись речи
своей, своих
товарищей,
старшего
поколения,
анализ
собранного
материала.
Коммуникативный аспект культуры речи (28 часов)
Точность речи. Точность
Составление
0,5
словоупотребления
«биографии»

1

1

1

1

0,5

1

0,5

9
10

11

12

13
14
15
16

Ясность речи. Основные условия
достижения ясности, понятности
речи.
Логическое ударение

слова.
Сбор материала
и анализ

Индивидуальная
и
групповая
работа.
Практическое
занятие.
Логичность речи. Композиция речи Индивидуальная
и
групповая
работа.
Практическое
занятие.
Чистота речи.
Самостоятельно
е наблюдение и
запись речи
своей, своих
товарищей,
старшего
поколения,
анализ
собранного
материала.
Лексико-фразеологическое и
Сбор материала
грамматическое богатство русского по
тематическим
языка
группам
Словообразование как источник
лексики.
речевого богатства
Заимствования- один из
источников обогащения русского
языка
Словарный запас человека и
Исследовательск
источники его пополнения
ая деятельность
и подготовка
докладов,
сообщения
учащихся и их
обсуждение.

1

1

1

1

1
1
1

1

17

Выразительность речи

Работа со
словарями и
справочной
литературой.

Составление
понятийных
словарей.
Составление
обобщающих
тематических
таблиц
18

19

20

21
2223

2425

Звуковая сторона русской речи

Выразительные возможности
русского словообразования

Лексическое богатство русского
языка

Грамматические средства
выразительности речи
Стилистические фигуры

Паралингвистические средства
выразительности речи

Выполнение
орфоэпических
упражнений.
Работа с
текстами.
Выполнение
орфоэпических
упражнений.
Работа с
текстами.
Лексические и
фразеологически
е игры.
Диктанты
различных
видов.
Работа с текстом
Сравнительный
анализ текстов
разной
стилистической
окраски.
Знакомство с
выдающимися
лингвистами
современности

1

1

1

1

1

1

1

1

2627

Уместность речи

Работа со
словарями и
справочной
литературой.
Составление
понятийных
словарей.
Составление
обобщающих
тематических
таблиц.

1

1

2829

3031
3233

34

Лексическая и грамматическая
синонимия как источник
выразительной речи

Осознанный выбор из
существующих синонимических
вариантов
Оценка чистоты, богатства,
выразительности и уместности
речевого высказывания

Выполнение
орфоэпических
упражнений.
Работа с
текстами.
Работа с
фразеологически
м словарем.
Подготовка
докладов об
использовании
фразеологизмов
и их синонимов
в речи.
Работа со
словарем
синонимов
Подготовка
сообщений,
практические
задания по
культуре речи.

1

1

1

1

2

Зачетная работа по изученному
материалу.

1
Итого:

10

24

Содержание программы за курс 9 класса.
1 год обучения (34ч.)
Раздел 1.
Текст, типы текстов (5часов)
Тема 1.1. Текст, типы текстов, строение, основные признаки текста: заглавие,
тема, основная мысль, средства связи предложений в тексте.
Тема 1.2. Основные типы текстов. Особенности повествовательных и
описательных текстов.
Тема 1.3. Особенности текстов типа рассуждения. Логическая цепочка: тезис
– аргумент – пример.
Тема 1.4. Средства связи и средства выразительности
в текстах типа – рассуждение.
Тема 1.5. Синтаксические средства связи предложений.
Раздел 2.
Способы передачи содержания чужого текста. Письменное изложение
текстов (8 часов).
Тема 2.1. Особенности изложения текста разных стилей: художественного,
публицистического, научного. Структура, план изложения. Общие
требования к изложению текста на ОГЭ в 9 классе.
Тема 2.2. Передача основного содержания и содержания отдельных частей
текста. Тема 2.3. Абзацное членение. Приемы сжатия текста: замена,
сокращение, исключение, обобщение - объединение.
Тема 2.4. Последовательность изложения, речевая связность.
Тема 2.5. Критерии оценивания грамотности изложения текста.
Тема 2.6. Понятие стилистической, фактической, этической ошибки.
Тема 2.7. Виды грамматических, орфографических и пунктуационных
ошибок.
Раздел 3.
Написание сочинения – рассуждения (12 часов).
Тема 3.1. Виды сочинений: рассуждение на лингвистическую тему,
рассуждение на тему, связанную с анализом текста.
Тема 3.2. Общий план сочинений: формулировка тезиса, подбор аргументов.
Тема 3.3. Индивидуальные требования к сочинениям разных типов: верное
объяснение содержания фрагмента, наличие обоснованного ответа на
поставленный вопрос, приведение примеров из текста.
Тема 3.4. Смысловая цельность сочинения, композиционная стройность,
грамотность.
Тема 3.5. Критерии логических, речевых, фактических, грамматических,
орфографических и пунктуационных ошибок.
Тема 3.6. Умение анализировать, сопоставлять, вычленять, письменно
подтверждать.

Раздел 4.
Тема 4. Стили речи (7 часов). Анализ текстов различных стилей.
Тема 4.1. Итоговое повторение и общение изученного материала.
Тема 4.2. Стили и их признаки.
Тема 4.3. Художественный стиль речи. Изобразительно – выразительные
средства, виды тропов: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
Тема 4.4. Риторические фигуры: повторы, анафоры, эпифоры.
Тема 4.5. Синтаксический параллелизм.
Тема 4.6. Публицистический стиль речи. Проблема обсуждения. Роль
риторических вопросов, обращений. Анализ текстов различных стилей.
Тема 4.7. Написание сочинений в различных стилях.
Тематическое планирование. 9 класс.

№

Тема занятия

Виды
деятельно
сти

Кол-во
часов
Теория

Практика

Текст, типы текстов (5 часов)
1

2

3

4

5

Текст, типы текстов, строение,
основные признаки текста: заглавие,
тема, основная мысль, средства связи
предложений в тексте.
Основные типы текстов. Особенности
повествовательных и описательных
текстов.

Особенности текста – рассуждения:
тезис, аргумент, пример

Средства связи и средства
выразительности
в текстах типа – рассуждение.
.
Синтаксические средства связи
предложений в тексте.

Анализ
текстов

1

Работа в
группах:
выбор
текста,
анализ.
Лекция
учителя,
Практичес
кая работа
учащихся

1

0,5

0,5

Лаборатор
ная работа

1

Практичес
кая работа

1

Сжатое изложение текста (8 часов)
6

7

8

9
10

Особенности сжатого изложения на
ОГЭ: цели, задачи, структура,
содержание. Знакомство с
демонстрационным материалом в
целом. Критерии оценивания.
Сжатие текста. Приемы компрессии:
объединение, исключение, замена и
другие.
Абзацное членение текста. Что такое
микротема в тексте. Определение
микротем исходного текста.
Логическое выстраивание сжатого
текста.
Композиция сочинения.
Речевое поле изложения. Каких
речевых ошибок не должно быть.

11 12

Написание сжатого изложения.

13

Рефлексия. Работа над западающими
проблемами.

Лекция
учителя

1

Лаборатор
ная работа

1

Практичес
кая работа

1

Практичес
кая работа
Анализ
образцов
Обучение
с
комментар
иями
Индивидуа
льный
анализ
работ

1

1

1

1

Сочинение – рассуждение. (12 часов)
14
15

Общие требования к написанию
сочинения. Виды сочинений. Их
отличительные особенности.
Сочинение – рассуждение на
лингвистическую тему. Критерии:
обоснованный ответ на вопрос,
примеры – аргументы.

Лекция
учителя
Обучение
на
образцах,
анализ
готовых
работ

1

1

1

16 - Написание сочинения – рассуждения
17 на лингвистическую тему.

Самостоят
ельный
письменны

1

1

18

Сочинение – рассуждение на тему,
связанную с анализом текста: « Как
вы понимаете фразу?». Понимание
смысла фрагмента, подтверждение
примерами из текста.
19 - Написание сочинения – рассуждения
20 по фразе из текста.
21

Сочинение – рассуждение, связанное
с толкованием слова. Понимание
смысла слова и его выражение в
тексте.
22 - Написание сочинения – рассуждение
23 по данному слову.
24

Обучение сочинению на основе
анализа.

25

Рефлексия опыта написания
сочинений – рассуждений.

27

Официально – деловой стиль и его
применение в жизненной практике.

й опыт
Обучение
на
образцах.
Письменна
я
практика.
Беседа,
работа с
толковым
словарем.
Письменна
я практика
Работа с
учителем.

1

1

1

1
1

1

1

Взаимопро
1
верка
Стили речи. Использование в устной речи. Написание сочинений по
текстам различных стилей речи.
(7 часов)
26 Повторение. Стили речи, их основные
признаки.
Зачет
1

28
29

Составлен
ие
деловых
бумаг.
Публицистический стиль: назначение, Исследова
языковые средства и стилистические ние
приемы.
текстов.
Стиль художественной речи:
Анализ
назначение, языковые средства,
текстов
стилистические приемы.

1

1
1

3031

Изобразительно – выразительные
приемы, виды тропов, риторические
фигуры речи.

Обучение
пользован
ию в
культуре
устной и
письменно

1

1

32 - Итоговая работа: сжатое изложение и
33 сочинение – рассуждение.
34 Рефлексия. Анализ результатов.

й речи
Контроль
Выявление
проблем
Итого часов:

1

1
1

16,5

17,5

Литература для учителя.
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение,
2000г.
2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
3. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель,
2001
4. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.
5. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г.
Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
6. Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
7. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по
русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,
1988. – 207 с.
8. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка,
Москва, Мнемозина, 2007г
9. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка.
Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г
10. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
11. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
12. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
13. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д. Учебное пособие по русскому
речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное
издание. Дрофа. 2007
14. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
15. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
16. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету /А.О.Широкова//
Русский язык в школе. – 2004. - №6.
17. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. №47.
18. Шмелева Е. Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета,
2008. - №46.
19. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся.
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий
центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.

5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В.
Язовицкий. – М.: Просвещение, 1984.
Средства обучения.
1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические
диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые
выражения»,
2. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)
3. Словари и справочники по русскому языку:
-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006
-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа,
Москва,2006
-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов,
«Лицей»2005
4. Мультимедийные пособия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий»,
2007, 2008, 2010.
5. Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007
6. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва.
Дрофа.2007
7. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
8. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.
Технические средства обучения.
1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
2. Колонки (рабочее место учителя).
3. Проектор.
4. Интерактивная доска.
Полезные ссылки в сети Интернет.
1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
3. Основные правила грамматики русского языка
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательны! (www.knigge.ru) 5.
Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/) 6.
Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей»
(http://urok.hut.ru/).
7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).
8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/
dis.htm).
9. Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su//t_blank


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».