Рабочая программа ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ для 5-7 классов-signed

МКОУ «Турманская СОШ»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2021 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2021 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для учащихся 5-7 классов
Направление деятельности : «Социальное»

Разработала:
Семенова Анастасия Викторовна
учитель математики
первая квалификационная категория

п. Турма 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» для учащихся 5-7 классов разработана на основе требований к результатам
ООП НОО МКОУ «Турманская СОШ » в соответствии с ФГОС НОО.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 7 классы
общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы
общеобразовательных организаций. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 - 7 классы
общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
результатами изучения курса «Финансовая

Личностными
грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Обучающийся научится:
• определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать
способы их достижения;
• осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со
взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения
целей развития собственной финансовой грамотности; ̧выдвигать версии
решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и
общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ̧находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
• обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных
ситуациях; п
̧ риводить примеры неграмотного финансового поведения и
моделировать
иные
варианты
поведения
в
аналогичных
ситуациях; ̧актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по
финансовой грамотности;
Обучающийся получит возможность научиться:
• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой
грамотности;
• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой
грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других
людей в решении повседневных финансовых задач;

•

самостоятельно
грамотности.

планировать

дальнейшее

развитие

своей

финансовой

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся научится:
• анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
• ̧соотносить вид страхования и его цель;
• рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни,
здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;
̧находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми
жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения
финансовых потерь.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы организации: устный опрос; письменная самостоятельная работа;
тестовое задание; решение задач; решение кроссворда и анаграммы; викторина; учебное
мини-исследование; графическая работа: построение простых таблиц, схем, диаграмм;
творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллект-карта.
Виды деятельности: тест; решение задач; творческая работа; учебный проект;
проверочная работа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (34 часа).
Тема 1. Деньги (9 часов).
История и причины возникновения денег. История денежных отношений на Руси.
Объяснить выгоды обмена; рассмотреть различные формы денег и области их
использования. Валюта РФ, Госхран РФ и история его создания. Что такое золотой запас и
как он формируется. В чьей компетенции производство денег, защита от подделок.
Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки,
история их возникновения.
Основные понятия: Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги.
Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак.
Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Тема 2. Доходы семьи (10 часов).
Рассмотреть различные источники доходов семьи, объяснить причины различий размеров
доходов у разных семей.
Основные понятия: Потребности и потребители. Заработная плата.
Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль.
Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.
Тема 3. Расходы семьи (8 часов).
Рассмотреть направления расходов семьи и объяснить, что принятие решений о
покупках зависит от многих факторов.
Основные понятия: Предметы первой необходимости. Товары текущего
потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги и
управление коммунальными платежами. Детские расходы.
Тема 4. Семейный бюджет (7 часов).
Рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их
неравенства или равенства. Управление доходами и расходами. Семейный бюджет,
формирование личных и семейных сбережений. Обобщение изученного материала по
теме «Семейный бюджет». Обобщение изученного материала по теме «Семейный
бюджет». Повторение пройденного материала.
Основные понятия: Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения, виды
сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.
6 класс (34 часа)
Повторение пройденного (2 часа).
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься (12 ч).
Тема 5. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (12 часов)
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия
непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные
с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы

страховой компании. Научиться описывать события, существенно влияющие на жизнь
семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т.п.);
определять последствия таких событий для бюджета семьи, различать обязательное и
добровольное страхование; уметь объяснять, почему существует обязательное
страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные
виды страхования.
Основные понятия: Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы.
Страхование. Страховая компания. Страховой полис.
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (21 час).
Тема 6. Налоги (10 часов).
Налоги- обязательные платежи, собираемые государством. Направления
государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Почему
государство собирает налоги, примеры налогов, как и когда платятся налоги; что такое
акзиз и НДС, какие последствия бывают за неуплату налогов; примеры выплаты налогов в
семье.
Основные понятия: Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая
ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на
добавленную стоимость. Акциз.
Тема 7. Социальные пособия (11 часов).
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков,
семьи с детьми, безработных. Социальные выплаты, почему они существуют, кто имеет на
них право.
Основные понятия: Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный
лист. Пособие по безработице.
7 класс (34 часа)
Тема 8. Повторение пройденного материала (7 ч).
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.
Тема 9. Банковские услуги (15 часов).
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам
зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам
гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки
по вкладам. Приводить примеры банковских услуг; описывать условия вкладов и
кредитов; объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу; объяснять, почему и как
страхуются вклады; находить информацию о вкладах и кредитах; объяснять причины и
последствия решений о взятии кредита; объяснять условия кредита, приводить примеры;
рассчитывать проценты по депозитам и кредитам; объяснять принцип работы пластиковой
карты.
Основные понятия: Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование
вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Тема 10. Собственный бизнес (8 часов).
Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по
поддержке малого бизнеса. Сравнивать возможности работы по найму и собственного
бизнеса; объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают
малый бизнес; объяснять, что такое бизнес-план; приводить примеры бизнеса, которым
занимаются подростки.
Основные понятия: Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Тема 11. Валюта в современном мире (5 часов).
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена
одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные
ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Приводить примеры валют разных стран; объяснять, что такое валютный курс; находить
информацию о валютных курсах; проводить расчёты с валютными курсами.

Основные понятия: Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема
5 класс
Раздел I. Доходы и расходы семьи.
Тема 1. Деньги (9 ч)
Зачем быть финансово грамотным или что такое финансовая грамотность?
Деньги: что это такое?
Удивительные факты и истории о деньгах
Фальшивые деньги: история и современность. Статья 186 УК.
Какие бывают деньги и какая у них функция?
Учебные мини проекты «Деньги»
Что такое нумизматика? И кого можно назвать нумизматом? Что такое «сувенирные
деньги?
Кто печатает деньги и где они хранятся? Что такое банк и для чего он нужен?
Почему к деньгам нужно бережно относиться? Игра: Бартерный обмен.
Тема 2. Доходы семьи (10 часов)
Из чего складываются доходы семьи
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Из чего складываются доходы семьи
Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные мини проекты «Доходы семьи»
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? «О пользе
домашнего труда»
Зачем нужны карманные деньги? Учимся считать карманные деньги.
Игра «Доходы семьи»
Повторение Темы 2. Решаем кроссворды.

Тема 3. Расходы семьи (8 ч)

Колво
часо
в

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Куда уходят деньги? Как управлять расходами? Покупки.
Основные статьи расходов в семье. Коммунальные расходы и управление
коммунальными платежами. Отличие собственного жилья и муниципального. Кто
такой судебный пристав?
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления и длительного
пользования.
Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
Игра «Планируем праздник»
«Что могут деньги?»

1
1

Что такое семейный бюджет и зачем он нужен? Соотношение доходов и расходов –
профицит и дефицит. Сбалансированный бюджет.
Кредиты, долги, сбережения семейные и личные, вклады, депозиты и пластиковые
карты. Решение задач.
Электронные формы составления бюджета. Сроки бюджета. Почему при
составлении бюджета учитывают налоги и что это такое?
Как сформировать семейный бюджет
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

1

Тема 4. Семейный бюджет (7 ч)

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

33-34

Занятие обобщение по курсу «Финансовая грамотность»

2

6 класс
1-2

Повторение пройденного (2 ч)

2

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Тема 5. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (12 ч.)
1
3
В жизни всякое может случится. Форс-мажор.
1
4
Страхование и страховой полис. Или как переложить свои страхи на других
1
Рождение брата или сестры. Чтение экономической сказки «Как король с
5
королевой поспорили»
1
Болезнь родителей дома, в другом российском городе или за
6
границей. Отличия добровольного и обязательного медицинского
страхования.
1
Затопление квартиры соседями с верхнего этажа, или вы затопили соседей.
7
Наводнение, пострадало имущество.
1
8
Автомобильная авария. Виды страхования и их отличие
1
9
Потеря работы
1
10
Что такое залог?
1
11
Что такое резервный фонд семьи и зачем его формировать?
1
12
Узнаем больше с помощью Интернета
2
13-14 Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра «Семейный бюджет»
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Тема 6. Налоги (10 ч.)
1
15
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
1
16
Налоговый Кодекс, налоговая инспекция и виды налогов.
1
17
Подоходный налог. Сравнение подоходного налога в РФ и других странах.
1
18
Налог на прибыль
1
19
Налог на имущество
1
20
Налог на добавленную стоимость
1
21
Пеня и налоговые льготы. Викторина.
1
22
Какие еще могут быть доходы у государства: акциз, пошлина.
1
Что такое бюджет, для чего он нужен? На что расходуются налоговые
23
сборы? «Как король министров нанимал»
1
24
Узнаем больше с помощью Интернета.
Тема 7. Социальные пособия (11 ч)
1
25
Болельные деньги
1
26
Виды социальных пособий
1
27
Пенсия и пенсионный фонд
1
28
Если человек потерял работу
1
29
Диаграмма связей «Пособия»
1
30
Мини-исследование в группах «Государство — это мы!»
1
31
Аукцион вопросов
1
32
Страна Кроссвордия
1
33
Эссе: «Когда я буду пенсионером»
1
34
Занятие обобщение курсу «Финансовая грамотность» 6 класс
7 класс
Тема 8. Повторение за курс 5-6 классы (7 ч)

1
2
3
4-5
6-7

8
9
10
11
12
13
14
15
16-17
18-19
20-21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Игра: Большой аукцион вопросов
Путешествие в страну Задач
Составляем Диаграмму Связей
«Брифинг исследователей» -выступления учащихся с темами исследований
за курс «Финансовая грамотность», 6 класс
Представление и защита проектов за курс «Финансовая грамотность», 6
класс
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Тема 9. Банковские услуги (15 ч)
Как накопить, чтобы купить?
История возникновения банков
Становление банковской системы. Функции современных банков.
Всё про кредит
С деньгами на «Ты» или зачем нужно быть финансово грамотным.
Вклады: как сохранить и приумножить?
Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.
Как банки получают прибыль
Экскурсия в банк
Решение задач на проценты по вкладам и депозитам
Решение задач на проценты по кредитам
Узнаем больше с помощью Интернета
Тема 10. Собственный бизнес (8 ч)
Смелость - это хорошо, но одной её мало
Бизнес и его формы. Малый бизнес
Бизнес-инкубатор
Бизнес-план, как создать свой бизнес
Бизнес подростков и идеи
Молодые предприниматели
Риски предпринимательства
Пригласить предпринимателя для беседы с детьми
Тема 11. Валюта в современном мире (5 ч)
Валюта в современном мире. Резервные валюты и последствия второй
мировой войны для валют
Решение задач на расчеты с валютными курсами
Денежные реформы
Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

1
1
1
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».