Рабочая программа ПСИХОМОТОРИКА для 9 класса-signed

МКОУ «Турманская СОШ»
СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР
Онищук С.В.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ «Турманская СОШ»
Московских Т.А.

№1 от «30»08.2023 г.

№1 от «30»08.2023 г.

Рабочая программа
по психомоторики и сенсорному развитию
для обучающихся 9 класса

п. Турма 2023 г.

Содержание программы

Рабочая программа рассчитана для: 9 класса – 68 часов.
Современные требования общества к развитию детей, имеющие
нарушения интеллекта, оказание им комплексной помощи, направленные на
преодоление трудностей, овладения социальными и познавательными
компетенциями, формирования жизненного ресурса детей, что в конечном
итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в
общество.
У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс
психомоторных нарушений, которые включают в себя:
• Нарушения мелкой и общей моторики
• Нарушения пространственной ориентировки и координацию движений
• Нарушения таких познавательных процессов, как восприятие, память,
внимание, воображение, мышление и речь.
Цель: коррекция и развитие недостатков познавательных и эмоциональных
процессов, моторных и сенсорных функций, обучающихся с нарушением
интеллекта.
Задачи:
1. Развивать познавательные и эмоционально-волевые психические
процессы обучающихся.
2. Обогащать чувственно познавательный опыт, нацеленного на развитие
памяти, внимания, воображения, мышления и речи.
3. Закреплять на основе, активизации работы всех органов чувств,
адекватного восприятия явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств.
4. Обогащать словарный запас.
5. Исправлять недостатки общей моторики, совершенствовать
зрительнодвигательную координацию и ориентацию в пространстве.
6. Способствовать целенаправленному
систематическому
развитию
правильного восприятия цвета, формы величины, пространственного
расположения предметов.
В ходе работы используются:
• игровые методы;
• ролевые игры;

•
•
•
•
•
•
•

работа в парах, тройках;
метод группового обсуждения;
рассматривание рисунков, иллюстраций;
упражнения подражательного, творческого характера;
конструирование;
изготовление аппликаций;
схематическое изображение предметов;  создание проблемных
ситуаций;
• обсуждение прочитанного.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
-

-

ритуал приветствия (позволяет сплачивать участников группы, создает
атмосферу доверия и взаимопонимания);
разминка (настраивает
обучающихся
на
позитивную
групповую деятельность,
позволяет установить контакт,
активизировать членов группы, поднять настроение, снять
эмоциональное возбуждение);
основное содержание (представляет совокупность упражнений,
приемов);
рефлексия (предполагает, обмен мнениями и чувствами о проведенном
занятии);
ритуал прощания.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамичной, насыщенной.
Форма работы: групповая.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Занятия проводятся: 9 класс – 2 раза в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны научиться:
 ориентироваться на сенсорные эталоны;
 узнавать предметы по заданным признакам;
 сравнивать предметы по внешним признакам;
 классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
 составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным
признакам;
 практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

 определять последовательность событий;
 ориентироваться в пространстве;
 целенаправленно выполнять действия по инструкции;  самопроизвольно
согласовывать свои движения и действия;
 опосредовать свою деятельность речью.
Обучающиеся должны уметь:
 выполнять упражнения, задания по словесной инструкции учителя;
 самостоятельно принимать решения в ходе меняющейся ситуации;
 проявлять адекватные эмоциональные реакции;
 осуществлять элементы самоконтроля;
 быстро и качественно выполнять базовый набор упражнений, заданий.

Тематическое планирование 9 класс
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Диагностика познавательных процессов. Внимание.
Диагностика познавательных процессов. Память.
Диагностика познавательных процессов. Мышление.
Диагностика познавательных процессов. Восприятие.
Исследование индивидуальных особенностей личности.
Развитие зрительной памяти.
Развитие логического мышления.
Развитие восприятия, воображения.
Развитие внутреннего плана действий, мышления, внимания.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14

1
1
1
1
1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Развитие пространственных представлений.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие внимания. Устойчивость.
Классификация предметов.
Пространственная ориентировка в пространстве. Штриховка
в разных направлениях.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие восприятия времени.
Развитие творческого воображения.
Я и мои эмоции.
Развитие личностно-мотивационной сферы.
Развитие ассоциативного мышления.
Логические закономерности.
Учимся понимать себя.
Самооценка состояний личности.
Развитие долговременной памяти.

25
26
27
28
29
30
31
32

Развитие наглядно-образного и вербального мышления.
Графический диктант.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие мелкой моторики рук, воображения.
Ориентирование в пространстве.
Развитие вербально-смыслового анализа.
Развитие наблюдательности.
Развитие навыков зрительного анализа и синтеза предметов.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Штриховка в разных направлениях.
Развитие внутреннего плана действий, логического
мышления, произвольности внимания.
Развитие мыслительных операций.
Ассоциации. «Мои чувства».
Развитие восприятия и зрительной памяти.
Восприятие времени.
Развитие творческого воображения.
Развитие мыслительных операций.
Развитие абстрактного мышления.
Индивидуально-личностные качества личности.
Управление эмоциями.
Развитие личностно-эмоционной сферы.
Развитие слуховой памяти.
Развитие логического мышления.
Развитие внутреннего плана действий
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной
координации.
Развитие общей моторики.
Развитие произвольности, выявление
причинноследственных связей.
Классификация и обобщение предметов.
Пространственная ориентировка на плоскости. Штриховка в
разных направлениях.
Логические закономерности.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие слухового восприятия.
Развитие воображения.
Развитие ассоциативного и логического мышления.
Развитие тактильно-двигательного восприятия.
Эмоции и мир.
Развитие эмоционально-личностной сферы.
Развитие глазомера и зрительно-моторных координаций.
Развитие логического мышления.
Восприятие цвета и оттенков.
Развитие памяти.
Мои психологические особенности.
Самооценка состояний личности.
Диагностика мышления.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

67 Диагностика восприятия.
68 Диагностика памяти.

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».