Рабочая программа ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ для 6-7 класса-signed

МКОУ «Турманская СОШ»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

Онищук С.В.
№1 от «30»08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
Московских Т.А.
№1 от «30»08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Для обучающихся 6 - 7 классов

п. Турма 2023 г.

На данный учебный предмет отведено:
- в 6 классе 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год;
- в 7 классе 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год;
Минимальный уровень
- уметь ориентироваться на сенсорные
эталоны;
- узнавать предметы по заданным
признакам;
- сравнивать предметы по внешним
признакам;
- различать противоположно направленные
действия и явления;
- различать основные цвета;
- уметь различать, соотносить основные
цвета, называть основные цвета;
- уметь узнавать, показывать и называть
геометрические фигуры и тела: квадрат,
круг, прямоугольник, треугольник, овал,
шар, куб;
- называть круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник;
- сравнивать предметы по наиболее
выраженным,
характерным
величинам
(наложением, приложением «на глаз»);
- сравнивать предметы по одному из
признаков;
- ориентироваться в схеме тела, после
организующей помощи;
- иметь представления о сутках, днях недели,
возрасте людей, определять время по часам,
работать с календарем.

Достаточный уровень
- уметь ориентироваться на сенсорные
эталоны;
- узнавать предметы по заданным
признакам;
- сравнивать предметы по внешним
признакам;
- классифицировать предметы по форме,
величине,
цвету,
функциональному
назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и
их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства
объектов и явлений;
- различать противоположно направленные
действия и явления;
видеть
временные
рамки
своей
деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по
инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои
движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью
- знать цвет, величину, массу, размеры,
форму предметов;
- знать положение предметов в пространстве
и на плоскости относительно себя и друг
друга; слова, их обозначающие;
- называть основные цвета, уметь
классифицировать и группировать предметы
по этому признаку;
- дифференцировать геометрические фигуры
и тела: квадрат, круг, прямоугольник,
треугольник, овал, шар, куб;
- уметь сравнивать предметы по ряду
признаков;
- уметь сопоставлять
два предмета по
контрастным величинам, упорядочивать два,
три предмета (наложением, приложением «
на глаз»;
- ориентироваться в тетрадях;
- называть месяцы, знать времена года;
- выполнять действия и движения по показу
и инструкции взрослого;
2

пользоваться
принадлежностями.
Содержание коррекционного курса

письменными

Форма организации коррекционных занятий - урок, импровизация, игра, театрализация,
психологический тренинг.
Основные виды деятельности для формирования базовых учебных действий: игра,
наблюдение, работа с рисунком, систематизация знаний, слушание, работа с дидактическими
материалами, просмотр презентаций, прослушивание аудиозаписей, музыкальных отрывков.
6 класс
Развитие мелкой моторики. Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами
релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов.
Выполнение упражнений на расслабление частей тела. Подвижные игры на развитие моторных
навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.
Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и
броски, наклоны и повороты). Оригами «Машины» (вырезаем геометрические фигуры из
цветной бумаги и составляем фигуры).
Развитие умения контролировать сменяемость действий.
Развитие
устойчивости.
Развитие слуховой и тактильной координации. Развитие координации движений кисти рук и
пальцев. Пальчиковая гимнастика. Формирование пространственных представлений
(воображения, памяти, речи). Составление коллажа «Моя мечта». Тактильно двигательное
восприятие. Коррекция мелкой моторики, памяти, мышления, речи. Игра «Волшебный
мешочек». Развитие слуховой памяти и слухового восприятия. Игра «Отгадай-ка». Развитие
слуховой памяти и слухового восприятия. Игра «Слушай, отвечай». Коррекция и развитие
внимания. Коррекция и развитие памяти. Коррекция и развитие воображения. Соединяем точки
по порядку и рисуем картинки. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Развитие
координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки.
Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Цвета и оттенки
предметов. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Определение расположения предметов
в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном
направлении. Восприятие времени. Повторяем времена года. Смена времён года.
Последовательность событий. Раньше – позже. Время. Дни недели. Последовательность
событий. Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на
образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Сложные настольные
игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Тактильнодвигательное восприятие.
Определение на ощупь предметов, их величины. Развитие
воображения, мышления «Забавные кляксы». Коррекция форм, цвета, расположения в
пространстве. Аппликация «Цветы и грибы» (вырезаем фигуры из цветной бумаги).
Эмоциональный мир. Страх/испуг. Тренинг «Кого и чего я боюсь». Эмоциональный
мир. Грусть, печаль. Тренинг «Что такое грусть». Игротренинг «Злость». Игротренинг «Я и моя
радость». Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.
Составление целого из частей (5-7 деталей) на разрезном наглядном материале. Составление
целого из частей (5-7деталей) на разрезном наглядном материале. Коррекция внимания,
мышления, мелкой моторики. Игры с крупной и мелкой мозаикой (конструктор, пазлы).
Коррекция мелкой моторики рук, воображения, мышления. Рисование на воображение
«Оживлялки» (трафареты, краски, кисти). Координация воображения, мышления, мелкой
моторики рак, коррекция быстроты движений, ловкости. Соединение по точкам. Ожившие
точки. Координация мелкой моторики, движений руки в определённом направлении,
пространственной ориентации. Графический диктант «Домашние животные». Координация
мелкой моторики, движений руки в определённом направлении, пространственной ориентации.
Графический диктант «Бытовые приборы». Динамическая и статическая координация,
пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика,
3

пантомимика. Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции.
Методика «Пиктограммы». Тренинг ощущений.

7 класс
Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных навыков. Развитие
согласованности движений на разные группы мышц. Соотношение движений с поданным
звуковым сигналом. Выполнение целенаправленных действий по четырех и пятизвенной
инструкции педагога. Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика,
«Лего», соединение колец в цепочку). Графический диктант с усложненными заданиями
(зрительный и на слух). Дорисовывание симметричной половины изображения. Вырезание
ножницами на глаз изображений предметов (гриб, снежинка, банан). Обучение ловкости и
умения быстро ориентироваться на плоскости бумаги. Рисование ладошками. Развитие
воображения, целенаправленного внимания, связной речи. Творческая работа (составь рассказ).
Восприятие пространства. Квиллинг «Маленькие шедевры». Игра «Волшебный мешочек» (с
мелкими предметами).
Игры с мелкой мозаикой. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Творческая работа (составь рассказ). В гостях у сказки (просмотр К/фильма). Упражнения на
расслабление и снятие мышечных зажимов. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку,
застегнуть молнию, завязать шнурок). Воображаемые действия (наколоть дров, прополоскать
белье, вскопать огород). Группировка предметов по четырем – пяти
самостоятельно
выделенным признакам, обозначение словом. Развитие зрительного восприятия и зрительной
памяти. «Путаница» Найди отличия (серия картинок). «Зарядка для ума» (тесты, ребусы).
Развитие тактильно-двигательного восприятия. «Цветы», «Орнамент» (работа с мозаикой).
Развитие тактильно-двигательного восприятия. Графический диктант «Поезд» (мозаика).
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Игровые задания. Развитие
крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Составь рассказ. Развитие крупной и
мелкой моторики, графомоторных навыков. Задания на внимание «Из чего состоит». Узнавание
предмета по словесному описанию.
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Сравнение
2—3-предметных (сюжетных) картинок). Нахождение нелепиц на картинках. Нахождение
изображений предметов по наложенным картинкам. Дидактическая игра «Лабиринт».
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Профилактика
зрения. Гимнастика для глаз. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое —
влажное — мокрое, холодное – теплое - горячее и т. д.), их словесное обозначение. Развитие
дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.),
словесное обозначение. Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов,
парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». Различение звуков по
длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). Дифференцировка звуков по
громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра
«Определи самый громкий (высокий) звук». Развитие слухомоторной координации.
Дидактическая игра «Запрещенный звук». Развитие зрительного восприятия и зрительной
памяти. «Путаница» Найди отличия (серия картинок). Развитие зрительного восприятия и
зрительной памяти. «Зарядка для ума» (тесты, ребусы). Развитие слухового восприятия и
слуховой памяти. Творческая работа (составь рассказ). Развитие слухового восприятия и
слуховой памяти. В гостях у сказки (просмотр К/фильма). Игра «Волшебный мешочек» (с
мелкими предметами).
Ориентировка в помещении по словесной инструкции. Моделирование расположения
предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений. Определение времени
по часам. Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
4

Последовательность основных жизненных событий. Дидактическая игра «Какой
фигуры не стало» (8—10 предметов). Графический диктант (зрительный и на слух). Работа с
пластилином. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Кто и
как голос подает» (имитация крика животных). Развитие слухового восприятия. Коррекция и
развитие внимания. Коррекция и развитие памяти. Коррекция и развитие логического и
механического запоминания.
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Наименование раздела и тем
1 четверть (16 ч.)
Развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики.
Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми
приёмами релаксации.
Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми
приёмами релаксации.
Тренировка навыка расслабления и напряжения.
Выполнение упражнений на расслабление частей
тела.
Тренировка навыка расслабления и напряжения.
Практическое
освоение
этапов.
Выполнение
упражнений на расслабление частей тела.
Подвижные игры на развитие моторных навыков.
Подвижные игры на развитие моторных навыков.
Целенаправленность
выполнения
действий
и
движений по инструкции педагога.
Целенаправленность
выполнения
действий
и
движений по инструкции педагога.
Развитие согласованности и одновременности
движений различных частей тела (повороты и
броски, наклоны и повороты).
Развитие согласованности и одновременности
движений различных частей тела (повороты и
броски, наклоны и повороты).
Оригами «Машины» (вырезаем геометрические
фигуры из цветной бумаги и составляем фигуры).
Оригами «Машины» (вырезаем геометрические
фигуры из цветной бумаги и составляем фигуры).
Составление целого из частей (5-7 деталей).
Составление целого из частей (5-7 деталей).
2 четверть (16 ч.)
Развитие умения контролировать сменяемость
действий.
Развитие умения контролировать сменяемость
действий.
Развитие устойчивости. Развитие слуховой и
тактильной координации.

Кол-во
часов

Дата проведения
по
по
плану
факту

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Развитие устойчивости. Развитие слуховой и
тактильной координации.
Развитие координации движений кисти рук и
пальцев. Пальчиковая гимнастика.
Формирование пространственных представлений
(воображения, памяти, речи). Составление коллажа
«Моя мечта».
Формирование пространственных представлений
(воображения, памяти, речи). Составление коллажа
«Моя мечта».
Тактильно двигательное восприятие. Коррекция
мелкой моторики, памяти, мышления, речи. Игра
«Волшебный мешочек».
Развитие слуховой памяти и слухового восприятия.
Игра «Отгадай-ка».
Развитие слуховой памяти и слухового восприятия.
Игра «Слушай, отвечай».
Коррекция и развитие внимания.
Коррекция и развитие памяти.
Коррекция и развитие воображения.
Соединяем точки по порядку и рисуем картинки.
Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.
Развитие координации движений руки и глаза.
Рисуем вторую половинку картинки.
3 четверть (20 ч.)
Развитие моторной координации. Упражнения с
массажными мячами.
Развитие моторной координации. Упражнения с
массажными мячами.
Цвета и оттенки предметов.
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.
Определение
расположения
предметов
в
пространстве.
Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже.
Движение в заданном направлении.
Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже.
Движение в заданном направлении.
Восприятие времени. Повторяем времена года. Смена
времён года. Последовательность событий. Раньше –
позже.
Восприятие времени. Повторяем времена года. Смена
времён года. Последовательность событий. Раньше –
позже.
Время. Дни недели. Последовательность событий.
Время. Дни недели. Последовательность событий.
Форма предметов. Выделение признаков формы.
Конструирование без опоры на образец (круглые,
треугольные, квадратные). Классификация по форме.
Форма предметов. Выделение признаков формы.
Конструирование без опоры на образец (круглые,
треугольные, квадратные). Классификация по форме.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

46
47
48
49
50
51
52

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Сложные настольные игры с правилами (переход
хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).
Сложные настольные игры с правилами (переход
хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).
Тактильно-двигательное восприятие. Определение
на ощупь предметов, их величины.
Тактильно-двигательное восприятие. Определение
на ощупь предметов, их величины.
Развитие воображения, мышления «Забавные
кляксы».
Коррекция
форм,
цвета,
расположения
в
пространстве. Аппликация «Цветы и грибы»
(вырезаем фигуры из цветной бумаги).
Коррекция
форм,
цвета,
расположения
в
пространстве. Аппликация «Цветы и грибы»
(вырезаем фигуры из цветной бумаги).
4 четверть (18 ч.)
Эмоциональный мир. Страх/испуг. Тренинг «Кого и
чего я боюсь».
Эмоциональный мир. Грусть, печаль. Тренинг «Что
такое грусть».
Игротренинг «Злость».
Игротренинг «Я и моя радость».
Моделирование
геометрических
фигур
из
составляющих частей по образцу.
Моделирование
геометрических
фигур
из
составляющих частей по образцу.
Составление целого из частей (5-7 деталей) на
разрезном наглядном материале.
Составление целого из частей (5-7деталей) на
разрезном наглядном материале.
Коррекция внимания, мышления, мелкой моторики.
Игры с крупной и мелкой мозаикой (конструктор,
пазлы).
Коррекция внимания, мышления, мелкой моторики.
Игры с крупной и мелкой мозаикой (конструктор,
пазлы).
Коррекция мелкой моторики рук, воображения,
мышления. Рисование на воображение «Оживлялки»
(трафареты, краски, кисти).
Коррекция мелкой моторики рук, воображения,
мышления. Рисование на воображение «Оживлялки»
(трафареты, краски, кисти).
Координация воображения, мышления, мелкой
моторики рак, коррекция быстроты движений,
ловкости. Соединение по точкам. Ожившие точки.
Координация воображения, мышления, мелкой
моторики рак, коррекция быстроты движений,
ловкости. Соединение по точкам. Ожившие точки.
Координация мелкой моторики, движений руки в
определённом направлении, пространственной
ориентации. Графический диктант «Домашние

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

68

животные».
Координация мелкой моторики, движений руки в
определённом
направлении,
пространственной
ориентации.
Графический
диктант
«Бытовые
приборы».

1

8

Календарно-тематическое планирование
7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Наименование раздела и тем
1 четверть (16 ч.)
Обследование уровня сформированности моторных
и сенсорных навыков.
Обследование уровня сформированности моторных
и сенсорных навыков.
Развитие согласованности движений на разные
группы мышц.
Соотношение движений с поданным звуковым
сигналом.
Выполнение целенаправленных действий по
четырех и пятизвенной инструкции педагога.
Выполнение целенаправленных действий по
четырех и пятизвенной инструкции педагога.
Совершенствование точности мелких движений рук
(мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в
цепочку).
Графический диктант с усложненными заданиями
(зрительный).
Графический диктант с усложненными заданиями
(на слух).
Дорисовывание
симметричной
половины
изображения.
Вырезание ножницами на глаз изображений
предметов (гриб, снежинка, банан).
Обучение
ловкости
и
умения
быстро
ориентироваться на плоскости бумаги. Рисование
ладошками.
Развитие
воображения,
целенаправленного
внимания, связной речи. Творческая работа (составь
рассказ).
Восприятие пространства. Квиллинг «Маленькие
шедевры».
Восприятие пространства. Квиллинг «Маленькие
шедевры».
Игра
«Волшебный
мешочек»
(с
мелкими
предметами).
2 четверть (16 ч.)
Игры с мелкой мозаикой.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Творческая работа (составь рассказ).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Кол-во
часов

Дата проведения
по
по
плану
факту

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

В гостях у сказки (просмотр К/фильма).
Упражнения на расслабление и снятие мышечных
зажимов.
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку,
застегнуть молнию, завязать шнурок).
Воображаемые
действия
(наколоть
дров,
прополоскать белье, вскопать огород).
Группировка предметов по четырем – пяти
самостоятельно
выделенным
признакам,
обозначение словом.
Развитие зрительного восприятия и зрительной
памяти. «Путаница» Найди отличия (серия
картинок).
Развитие зрительного восприятия и зрительной
памяти. «Зарядка для ума» (тесты, ребусы).
Развитие тактильно-двигательного восприятия.
«Цветы», «Орнамент» (работа с мозаикой).
Развитие тактильно-двигательного восприятия.
Графический диктант «Поезд» (мозаика).
Развитие
крупной
и
мелкой
моторики,
графомоторных навыков. Игровые задания.
Развитие
крупной
и
мелкой
моторики,
графомоторных навыков. Игровые задания.
Развитие
крупной
и
мелкой
моторики,
графомоторных навыков. Составь рассказ.
Развитие
крупной
и
мелкой
моторики,
графомоторных навыков. Задания на внимание «Из
чего состоит».
Узнавание предмета по словесному описанию.
3 четверть (20 ч.)
Нахождение отличительных и общих признаков на
наглядном материале.
Сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок).
Нахождение нелепиц на картинках.
Нахождение нелепиц на картинках.
Нахождение
изображений
предметов
по
наложенным картинкам.
Дидактическая игра «Лабиринт».
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра
«Нарисуй по памяти».
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра
«Нарисуй по памяти».
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Развитие
дифференцированных
осязательных
ощущений (сухое — влажное — мокрое, холодное –
теплое - горячее ), их словесное обозначение.
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений
(сладкий — слаще, кислый — кислее), словесное
обозначение.
Дифференцированное восприятие ароматов (запах
фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

45
46

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

«Угадай предмет по запаху».
Различение звуков по длительности и громкости
(неречевых, речевых, музыкальных).
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте
тона
(неречевых,
речевых,
музыкальных).
Дидактическая игра «Определи самый громкий
(высокий) звук».
Развитие
слухомоторной
координации.
Дидактическая игра «Запрещенный звук».
Развитие зрительного восприятия и зрительной
памяти. «Путаница» Найди отличия (серия
картинок).
Развитие зрительного восприятия и зрительной
памяти. «Зарядка для ума» (тесты, ребусы).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Творческая работа (составь рассказ).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
В гостях у сказки (просмотр К/фильма).
Игра
«Волшебный
мешочек»
(с
мелкими
предметами).
4 четверть (18 ч.)
Ориентировка в помещении
по словесной
инструкции.
Моделирование
расположения
предметов
в
пространстве,
вербализация
пространственных
отношений.
Определение времени по часам.
Определение времени по часам. Длительность
временных интервалов.
Дидактическая игра «Когда это бывает?» .
Последовательность основных жизненных событий.
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (8—
10 предметов).
Графический диктант (зрительный и на слух).
Графический диктант (зрительный и на слух).
Работа с пластилином.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Дидактическая игра «Кто и как голос подает»
(имитация крика животных).
Развитие слухового восприятия.
Коррекция и развитие внимания.
Коррекция и развитие внимания.
Коррекция и развитие памяти.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».