Рабочая программа ПСИХОМОТРИКА И СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ для 8 класса-signed

МКОУ «Турманская СОШ»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор МКОУ «Турманская СОШ»

Онищук С.В.
№1 от «30» 08.2023 г.

Московских Т.А.
№1 от «30» 08.2023 г.

Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Развитие психомоторики и
сенсорных
процессов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ для
ЗАПИСКА
обучающихся 8 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

п. Турма 2023 г.
1

Основное содержание программы
Основные направления коррекционной работы:
совершенствование движений сенсорного развития;
коррекция отдельных сторон психической деятельности;
развитие различных видов мышления;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
развитее речи и овладение техникой чтения;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
развитие мотивов межличностных отношений.
Современные требования общества к развитию личности детей, с нарушением интеллекта,
диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения,
учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья,
индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идёт о необходимости оказания
комплексной дифференцированной помощи детям, направлённой на преодоление трудностей
овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Цель программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» имеет своей: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого
объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное
полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее
оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая:
обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать,
сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи,
нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображение.
Задачи:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия
явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического
и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины,
цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной
координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий;
- развитие мыслительных операций.









Внимание учащихся с нарушением интеллекта характеризуется повышенной
отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать
внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в
результате специальных упражнений. Детей нужно учить выделять существенные признаки,
свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания
наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо
использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и

2

существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать
пространственные представления.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех
школьников с нарушением интеллекта наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех
видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются
наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по
формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных
ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать
материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать
не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций,
как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в
низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон,
оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных
операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание
формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.
Для учащихся с нарушением интеллекта наиболее сложными являются задачи проблемного
характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки,
что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач
развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы
требовали индуктивного (от еденичного к общему) и дедуктивного (от общего к еденичному)
умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с
применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка.
Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.
Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе
хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных
психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном
отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности
движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц
руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной
осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно
обоснованными принципами:
• Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать
познавательную деятельность и личность ребенка.
• Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для
этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы,
стимулирующие мышление.
• Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и
важнейших
интеллектуальных
умений,
составляющих
ядро
любой
познавательной деятельности человека.
• Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и
переносный смысл слов, фраз, текстов.

3

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. На каждый класс
выделено 1 час в неделю, продолжительность занятий 15 – 25 минут. Занятия проводятся с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические
особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек.
Теоретической основой программы коррекционннных занятий явились концептуальные положения
теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося
ребенка; о структуре дефекта и возможности его компенсации; о применении системного подхода к
изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации
психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в
процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и
индивузуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь
требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов
учебной деятельности.
Кроме того, обучение детей с нарушением интеллекта, предполагает педагогическую
дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все
умственно отсталые учащиеся делятся на 4 группы.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребёнка:
задание должно быть умеренной трудности, но доступным, так как на первых этапах
коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне
определённой затраты усилий.
В дальнейшем трудность заданий следует увеличить пропорционально возрастающим
возможностям ребёнка при подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить
об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфики их мотивации деятельности.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Необходимое условие любого
общения – налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать партнера, желание
взаимодействовать. Коррекционные занятия являются прекрасным средством решить эти задачи.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных
процессов школьники должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение,
сравнение, анализ и т.д.)
- проявлять логическое мышление;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
- умение сотрудничать;
- уметь понимать и передавать свои чувства.

4

8 класс
Учащиеся должны уметь:
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- опосредовать свою деятельность речью.
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
- умение сотрудничать;
- уметь понимать и передавать свои чувства.

5

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Календарно-тематический план
Наименование раздела и тем
Диагностика развития восприятия:
Оценка зрительного восприятия (методика «Узнавание реалистических изображений»,
«Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»:
Диагностика устойчивости и произвольности внимания
Диагностика слуховой памяти
Диагностика смысловой памяти
Диагностика зрительной памяти
Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности
памяти
Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
Коррекция и развитие восприятия цвета (методика М.Монтессори «Назови цвет»,Игра
«Цветные картинки»)
Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов (методика
«Дорисуй предмет»)
Игровые тренинги для развития наблюдательности
Упражнения для развития воображения
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания
Коррекция и развитие наблюдательности
Коррекция и развитие распределения внимания
Развитие объема внимания
Упражнения для тренировки памяти
Упражнения направленные на развитие слуховой памяти
Упражнения направленные на развитие зрительной памяти
Упражнения на развитие глазомера
Составление сюжетного рассказа
Развитие логического мышления.Игра «Вывод»
Выбор предметов с заданными признаками (величина, цвет, форма).
Выделение противоположных признаков предметов, сравнение по цвету, форме, величине.
Выделение частей, деталей предметов и объектов.
Преобразование одной буквы или цифры в другую (из палочек).
Воспроизведение объемных геометрических фигур различными способами (изготовление
каркасных моделей).
Складывание изображения предмета из набора его частей (по образцу и представлению).
Сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся
выраженными признаками.
Сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся
выраженными признаками.
Узнавание предметов с неполным силуэтом.
Воспроизведение ритма ряда слов и фраз.
Определение количества слогов в слове.
Определение ритма ряда слогов и слов.
Различение слогов и слов, сходных по звучанию.
Упражнения для овладения элементами расслабления, освобождения от мышечных
зажимов, снятия напряжения, эмоционального раскрепощения.
Упражнения с воображаемыми предметами.
Формирование выразительных движений.
6

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Овладение разными способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика).
Моделирование пространственного взаиморасположения объектов относительно друг друга
по образцу, по инструкции.
Определение направления в пространстве относительно собственного тела.
Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов, цент, справа-слева, вверху-внизу).
Размещение объектов в заданной позиции на плоскости листа бумаги или поверхности
стола.
Моделирование пространственных отношений предметов и объектов по образцу, рисунку,
ситуации, словесной инструкции.
Составление простейших схем-планов (комнаты).
Определение времени по различным часам.
Различение характера течения времени (вчера, сегодня, завтра, давно, недавно).
Упражнения для подготовки руки к письму: штриховка в разных направлениях с различной
силой нажима и амплитудой движения руки.
Раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения
закрашиваемой поверхности; обведение рисунка по контуру, копирование.
Рисование по опорным точкам; дорисовывание изображений; рисование по клеточкам и на
другой ограниченной поверхности; разлиновка.
Проведение линий в определенном направлении (графический диктант).
Упражнение на развитие меткости (Дартс)
Вычерчивание геометрических фигур
Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов
Выполнение несложных фигур оригами по образцу
Графический диктант
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином
Конструирование сложных форм предметов (паззлы)
Отличия и сходства
Рисование по памяти
Отличия и сходства
Гимнастика для глаз
Вредный – полезный. Определение противоположных качеств предмета
Открыть – закрыть. Определение противоположных действий с предметами
Моё село. Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице)
Обставим комнату. Составление простейшего плана расположения мебели
Ориентировка на листе бумаги разного формата
Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).
Восприятие времени

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».