МКОУ "Турманская СОШ" РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей начальных классов МКОУ "Турманская СОШ" СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО директор МКОУ "Турманская СОШ" ______________Онищук С.В. ______________Московских Т.А. ______________Полякова У.С. Протокол №№1 Приказ №10-о Протокол №№1 от "31." 08 2022 г. от "1" 092022 г. от "30" о82022 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕМУ НАПРАВЛЕНИЮ «РИТМИКА» (8 КЛАСС) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД Учитель: Ширшов Андрей Юрьевич Пояснительная записка. Рабочая программа по коррекционно- развивающему направлению «Ритмика» для 8 класса индивидуального обучения на дому составлена на основании следующих документов: - Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умеренной, тяжёлой отсталостью (вариант 2) по предмету; - Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжёлой отсталостью (вариант 2); - Учебный план МБОУ Мещеряковской СОШ ; - Годовой учебный календарный график на 2019-2020 учебный год. Курс «Человек и профессия» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 часов (1 час в неделю – 40-45 мин). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Мещеряковской СОШ программа для 8 класса будет реализовываться в объеме 34 часов, за счёт объединения двух тем «Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок». Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса В результате целенаправленной деятельности на занятиях по коррекционноразвивающему направлению «Ритмика» Ученик научится: • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ритмике являются следующие умения: • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий ритмикой; • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения; 2 • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетичские признаки в движениях и передвижениях человека; • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых движениях, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ритмике являются следующие умения: • планировать занятия в режиме дня; • представлять ритмику как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Получит возможность научиться: Физкультура. Формирование и совершенствование двигательных умений, воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения. Музыка и пение. Умение слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивать способность переживать содержание музыкального образа. Движения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создает благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала. Содержание учебного предмета Программа состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения». УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с 3 предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. Ходьба с отображением длительности нот. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперёд, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперёд, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперёд, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на гимнастической скамейке, с обручем. Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочерёдные хлопки над головой, на груди, пред собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). Упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений. Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 4 Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. Календарно-тематическое планирование №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Тема Теоретические сведения. Понятие о ритме движения и музыки. Упражнения ритмической гимнастики 1.Короткой скакалкой. 2.Гимнастической палкой. Специальные ритмические упражнения. Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с различными интервалами (через 2,4,6,8 счётов). Танцы. «Травушка-муравушка». «Полька». Упражнения ритмической гимнастики 1.Короткой скакалкой. 2.Гимнастической палкой. Подготовительные упражнения к танцам. 1.Полуприседания. 2.Упражнения для ступни. Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. 1.Чижи в клетке. 2.Кот и мыши. Упражнения ритмической гимнастики 1.Без предметов. 2.Короткой скакалкой. Теоретические сведения. Что такое музыкальная речь. Специальные ритмические упражнения. Ходьба с проговариванием слов и с хлопками. Упражнения ритмической гимнастики. 1.Короткой скакалкой. Упражнения ритмической гимнастики. 1.Гимнастической палкой. 5 Колво часов. 1 Дата 1 10.09 1 17.09 1 24.09 1 01.10 1 08.10 1 15.10 1 22.10 1 05.11 1 12.11 1 19.11 1 26.11 03.09 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27 28. 29. 30. 31. 32. Подготовительные упражнения к танцам. 1.Выставление ноги на носок. Элементы танцев. «Наездники» (прямой галоп). Танцы. Круговой галоп. Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. 1.Салки, руки на стену. Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. Два Мороза. 1 03.12 1 10.12 1 17.12 1 24.12 1 14.01 Упражнения ритмической гимнастики 1.Короткой скакалкой. 2.Гимнастической палкой. Теоретические сведения. Понятие о фразе и предложении в музыке. Специальные ритмические упражнения. Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с различными интервалами (через 2,4,6,8 счётов). Упражнение на связь движений с музыкой. Смена направления движения с началом каждой музыкальной фразы. Упражнения ритмической гимнастики. 1.Без предметов. 2.С мячом. Элементы танцев. 1.Хороводный шаг. 2.Шаг польки. Танцы. «Травушка-муравушка». «Полька». Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры. 1. «Пустое место». 2. «Мяч в воздухе» 1. «Отбивай мяч». 2. «Вороны и воробьи». Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук в соответствии с различными заданиями. Упражнения ритмической гимнастики. 1.Гимнастической палкой. Упражнения ритмической гимнастики. Без предметов. 1 21.01 1 28.01 1 04.02 1 11.02 1 18.02 1 25.02 1 03.03 1 10.03 1 17.03 Подготовительные упражнения к танцам. 1.Вставание на полупальцы. Подготовительные упражнения к танцам Повторные три притопа. Танцы. 6 31.03 1 07.04 1 14.04 1 21.04 1 28.04 1 12.05 33. 34. «Полька». Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. 1. «Космонавты». Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. 2. «Лиса и куры». 3. «Охотники и утки» 7 1 19.05 1 26.05 8