МКОУ «Турманская СОШ» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заседание МС МКОУ «Турманская СОШ» Протокол № 1 от «30 » августа_2023 г. Зам. Директора по УВР Онищук С.В. ____________ _________ Приказ № 1 от « 30 » августа 2023 г. Директор МКОУ «Турманская СОШ» МО «Братский район» Московских Т.А. Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Биология» для обучающихся 7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант I Предметная область: «Естествознание» Разработала: Юсупова А.И. Учитель биологии 2023 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 7-9 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе требований к результатам АООП ОВЗ УО ООО, образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016г. Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом . Преподавание биологии в коррекционной школе должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: -названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; -строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий; -некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее -распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; -разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими. Учащиеся должны уметь: -отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); -приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); -различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); -различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; -выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома); различать грибы и растения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ (10 ч) Цветок (3 ч) Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Лабораторные работы №1-2 1. Органы цветкового растения. 2. Строение цветка. Семя растения (2 ч) Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Практическая работа №1 Определение всхожести семян. Демонстрация опыта Условия, необходимые для прорастания семян. Лабораторные работы №3-4 3. Строение семени фасоли. 4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина. Корень (1 ч) Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень). Лист (2 ч) Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение. Демонстрация опыта 1. Испарение воды листьями. 2. Дыхание растений. Стебель (1 ч) Строение стебля. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Демонстрация опыта Передвижение минеральных веществ и воды по древесине. Растение-целостный организм (1 ч) Растение-целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания). ЭКСКУРСИЯ 1- в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян. МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ, БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ (21 ч) Бактерии (1 ч) Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Грибы (1 ч) Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Мхи (1 ч) Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. Папоротники (1 ч) Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Голосеменные (1 ч) Сосна и ель-хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев. ЭКСКУРСИЯ-2 в лес для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной. Покрытосеменные или цветковые (16 ч) Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия (1ч) ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. Злаки (2ч): пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие) выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве, преобладающая культура для данной местности. Лилейные (3ч). Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок-многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочнодекоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан). Лабораторная работа № 5 5. Строение луковицы. ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. Пасленовые (3ч). Картофель, томат-помидор, петунья, дикий паслен, душистый табак. Бобовые (2ч). Горох Бобы. Клевер, люпин-кормовые травы. Розоцветные (2ч). Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. Сложноцветные (3ч). Подсолнечник. Ноготки, бархатцы-однолетние цветочные растения. Маргаритка-двулетнее растение. Георгин-многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком. Лабораторная работа № 6 6. Строение клубня картофеля. Практическая работа № 2 Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа № 3 Осенняя перекопка почвы. Вскапывание приствольных кругов. ЭКСКУРСИЯ 3- «Весенние работы в саду». ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ (1 ч) Тематическое планирование № урока 1/1 2/2 3/1 4/2 5/3 6/1 7/2 Раздел, тема урока Введение (2 ч) Разнообразие растений. Вводный инструктаж по ОТ Значение растений и их охрана. Первичный инструктаж по ОТ Общее знакомство с цветковыми растениями (10 ч) Цветок (3 ч) Строение цветка. Лабораторные работы № 1 «Органы цветкового растения», № 2 «Строение цветка» Понятие о соцветиях. Вводный контроль Образование и распространение плодов и семян Семя растения (2 ч) Внешний вид и строение семени фасоли и пшеницы. Лабораторные работы № 3 «Строение семени фасоли», № 4 «Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина» Условия необходимые для прорастания семян Кол-во часов 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 13/1 Корень (1 ч) Разнообразие корней. Корневые системы Лист (2 ч) Внешнее строение листа. Образование органических веществ в растении Испарение воды листьями. Дыхание растений Стебель (1 ч) Строение стебля и разнообразие стеблей Растение-целостный организм (1 ч) Многообразие растений, бактерий и грибов - 21 ч. Бактерии (1 ч) Общее понятие. Значение в природе и жизни человека 14/1 Грибы (1 ч) Строение шляпочного гриба. Грибы съедобные и ядовитые 1 ч. 15/1 Мхи (1 ч) Мох как многолетнее растение. Торфяной мох 1 ч. 8/1 9/1 10/2 11/1 12/1 Папоротники (1 ч) 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 16/1 Папоротники-многолетние травянистые растения Голосеменные (1 ч) 17/1 Сосна и ель-хвойные деревья Покрытосеменные или цветковые (34 ч) 18/1 Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия. Повторный инструктаж по ОТ Однодольные растения. Злаки (2 ч) 19/1 Особенности внешнего строения 20/2 Хлебные злаковые культуры Лилейные (3 ч) 21/1 Общие признаки семейства Лилейные. Лабораторная работа № 5 «Строение луковицы» 22/2 Лук, чеснок-многолетние овощные растения 23/3 Цветочно-декоративные и дикорастущие растения лилейные Двудольные растения. Пасленовые (3 ч) 24/1 Общие признаки пасленовых 25/2 Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа № 6 «Строение клубня картофеля» 26/3 Цветочно-декоративные и дикорастущие пасленовые Бобовые (2 ч) 27/1 Общие признаки бобовых 28/2 Пищевые и кормовые бобовые растения Розоцветные (2 ч) 29/1 Общие признаки розоцветных 30/2 Плодово-ягодные розоцветные. Сложноцветные (3 ч) 31/1 Общие признаки сложноцветных 32/2 Однолетние цветочно-декоративные сложноцветные 33/3 Многолетние цветочно-декоративные сложноцветные 34/1 Обобщение по теме (1 ч) 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч.