Рабочая программа ЛОГОПЕД для 9 (дом) класса-signed

Директор МКОУ "Турманская СОШ"
Московских Т.А

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с тяжелой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с тяжелой умственной отсталостью с учетом реализации их
особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и
являются обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 9
классе рассчитана на 34 часов (34 учебные недели) и составляет1 час в неделю
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» 9 классе определяет следующую цель и
задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной
этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;

− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и
дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 8-9 класс. – М.:
«Просвещение», 2022 г.

I.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной
стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися
грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к
полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование
лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное
использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку
навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их
основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа
построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне,
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе
системно

-

деятельностного

подхода

с

учетом

междисциплинарного

комплексного

компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;

подхода, жизненными

− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования
навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов
деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и
выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и
темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль
звукопроизношения.

№

Тема курса

Кол-во
часов

I.

1.

Обследование
грамматического
строя речи

1

2.

Обследование
словарного запаса и
связной речи

3.

Обследование
навыка чтения

1

4.

Обследование
навыка письма

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предметное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Обследование устной и письменной речи – 4 часа
Выявление понимания и
Умеют воспроизводить слова,
правильности построения
словосочетания, предложения
грамматической структуры
сопряженно и отраженно с опорой
предложения; использования
на наглядный материал
падежных форм существительных;
правильное употребление рода
различных частей речи; форм
единственного и множественного
числа
Выявление уровня
Восстанавливают
сформированности развернутого
последовательность сюжета с
самостоятельного высказывания
опорой на инструкцию.
и объема словарного запаса
Составляют предложения по серии
сюжетных картинок (сюжетной
картинке) с помощью учителялогопеда
Чтение текстов.
Читают простой текст целыми
Ответы на вопросы учителясловами.
логопеда.
Пересказывают текст с помощью
Пересказ прочитанного текста
наводящих вопросов

Написание диктанта

Пишут под диктовку доступный
текст после предварительного
разбора
Звуки и буквы – 2 часа

Достаточный уровень

Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования, управления

Восстанавливают
последовательность сюжета.
Составляют развернутый рассказ
по серии сюжетных картинок
(сюжетной картинке)
Читают текст правильно, целыми
словами, осознанно, соблюдая
интонационное и логическое
ударение.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным или
сложным предложением.
Пересказывают прочитанный
текст
Умеют писать под
диктовку текст

5.

Акустические и
артикуляционные
свойства гласных и
согласных звуков

1

Сопоставление и сравнение группы
гласных звуков.
Признаки и роль в речи гласных и
согласных.
Различение на слух и правильное
воспроизведение в речи
смыслоразличительных звуковых
единиц (гласные: ударные безударные, согласные: твердые мягкие, звонкие – глухие, шипящие,
свистящие, соноры)
Выделение звука на фоне полного
слова.
Определение последовательности
звуков в словах.
Элементарный фонетический
разбор.
Развитие слухового восприятия

Различают на слух гласные и
согласные буквы с опорой на
схемы.
Подбирают слова на гласные и
согласные звуки с помощью
учителя-логопеда
Определяют
наличие/отсутствие
гласного/согласного в слове с
опорой на наглядность.
Определяют
последовательности звуков в
словах с помощью учителялогопеда

Сравнивают и различают
гласные и согласные звуки по
их артикуляторным свойствам.
Выявляют особенности звуков
при произношении.
Различают на слух гласные и
согласные буквы.
наличие/отсутствие
гласного/согласного в слове.
Определяют
последовательности звуков в
словах.
Выполняют элементарный
фонетический разбор простых
слов

6.

Правописание
разделительных
мягкого и твердого
знаков в словах

1

Уточнение и расширение знаний
о мягком и твердом разделительных
знаках.
Различение слитного и раздельного
произношения, звучания слогов,
слов с разделительным твердым и
мягким знаками.
Закрепление представлений о том, в
каких случаях пишем ъ, а в каких
ь разделительный знак.
Развитие навыка фонематического
анализа слов

7.

Выделение
признаков связного
текста.
Тема текста.
Основная мысль
текста

1

Формирование умения отличать
текст от группы предложений.
Выделение признаков связного
текста.
Определение темы текста.
Развитие умения выделять средства
связи предложений в
тексте.
Развитие чувства языка

Слушают сказку
(стихотворение) про
разделительный мягкий и
твердый знаки.
Называют различия
разделительного мягкого и
твердого знака с опорой на
таблицу.
Вставляют пропущенные знаки
в слова и словосочетания

Предложение. Текст – 8 часов
Читают по карточке
определение «связного текста».
Различают текст и отдельные
предложения с помощью
учителя-логопеда.
Определяют основную мысль
текста с помощью наводящих
вопросов учителя-логопеда.
Озаглавливают текст.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме.
Читают предложения

Слушают сказку
(стихотворение) про
разделительный мягкий и
твердый знаки.
Умеют выделить их отличия и
объясняют их значение при
правописании слов.
Вставляют пропущенные знаки
в слова, словосочетания и
предложения.
Правильно переносят слова.
Выполняют элементарный
фонетический разбор простых
слов
Дают определение связного
текста.
Различают текст и отдельные
предложения.
Умеют определить основную
мысль текста.
Озаглавливают текст.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме.
Выразительно читают
предложения.
Делают вывод о расположении
предложений в тексте в
определенном порядке

8.

Составление
предложений из
слов. Объединение
их в связный текст

1

Составление связного текста из
отдельных предложений.
Закрепление умения составлять
предложения, соблюдая
правильный порядок слов.
Определение темы текста.
Развитие умения придумать
заголовок к тексту.
Развитие ориентировки в языковом
материале

С помощью учителя-логопеда и
наводящих вопросов
устанавливают причинноследственные связи.
Отвечают на вопрос учителялогопеда простым
предложением.
Составляют предложения из
данных слов с помощью
опорных схем

9.

Деление сплошного
текста на
отдельные
предложения.
Обозначение
границ
предложения на
письме

1

Развитие умения находить границы
предложения в не пунктируемом
тексте по интонации.
Выделение предложений из текста.
Установление смысловой связи
слов в предложении.
Обозначение границ предложения.
Правильное употребление знаков
препинания (.,?,!) в конце
предложения.
Развитие слухового вербального
анализа

Прослушивают текст.
Находят границы предложения
после прочтения текста
учителем-логопедом.
Ставят в конце каждого
предложения знак препинания.
Озаглавливают текст с
помощью наводящих вопросов

Умеют устанавливать
причинно-следственные связи
между явлениями и событиями.
Выделяют признаки связного
текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
грамматически правильно
оформленным предложением.
Составляют предложения из
данных слов.
Располагают предложения в
правильном порядке.
Могут озаглавить текст
Читают текст.
Определяют главную мысль
текста.
Определяют количество
предложений в тексте.
Делят текст на предложения.
Умеют делать паузы, выделяя
главное слово и интонируя
конец каждого предложения.
Ставят в конце каждого
предложения знак препинания.
Озаглавливают текст

10.

11.

Работа с
деформированным
и предложениями
текста.
Грамматическое
оформление
предложений с
пропущенными
словами
Работа с
деформированным
и предложениями
текста.
Грамматическое
оформление
предложений с
повторяющимися
словами

1

Развитие умения восстанавливать
неполное предложение, употребляя
правильные словоформы и вставляя
пропущенные предлоги

Читают текст с пропущенными
словами.
Вставляют в предложения
подходящее по смыслу слово,
используя слова для справок

1

Формирование умения находить и
исправлять речевые и неречевые
(логические) ошибки в
предложениях.
Развитие умения составлять
сложноподчиненные предложения
из простых.
Развитие умения грамотно
выражать свои мысли.
Развитие чувства языка.

Умеют находить допущенные в
тексте речевые ошибки с
помощью учителя-логопеда.
Находят повторяющиеся
однокоренные слова в
предложении.
Подбирают и заменяют
повторяющиеся слова, словами
близкими по значению,
используя слова для справок.
Составляют по образцу из двух
предложений одно.
Списывают предложения,
соблюдая знаки препинания с
карточки

Читают текст с пропущенными
словами.
Определяют, какие слова
пропущены.
Вставляют в предложения
подходящее по смыслу слово.
Определяют главную мысль
текста
Находят допущенные в тексте
орфографические,
синтаксические ошибки.
Находят повторяющиеся
однокоренные слова в
предложении.
Подбирают и заменяют
повторяющиеся слова словами
близкими по значению.
Составляют из двух
предложений одно (по
образцу).
Конструируют
сложноподчиненные
предложения, используя
данные союзные слова и
помощь учителя-логопеда.
Записывают предложения,
соблюдая знаки препинания

12.

Работа с
деформированным
и предложениями
текста.
Грамматическое
оформление
предложений с
нарушенным
порядком слов

1

Закрепление умения находить и
исправлять речевые ошибки в
предложениях.
Развитие умения грамотно выражать
свои мысли.
Развитие чувства языка.
Развитие вербально-логического
мышления

13.

Составление
связного текста из
деформированных
предложений,
данных в
правильной
грамматической
форме

1

Развитие умения устанавливать
связь слов в предложении.
Объединение предложений в
связный текст.
Развитие чувства языка.
Развитие вербально-логического
мышления

14.

Составление
связного текста из
деформированных
предложений,
данных в
начальной форме

1

Развитие умения устанавливать
связь слов в предложении.
Объединение предложений в
связный текст.
Развитие чувства языка.
Развитие вербально-логического
мышления

Восстанавливают правильный
порядок слов в предложении с
помощью наводящих вопросов
учителя-логопеда.
Уточняют лексическое
значение слов.
Составляют графические схемы
предложения с обозначением
предлогов и интонации конца
предложения.
Списывают предложения,
соблюдая знаки препинания с
карточки
С помощью наводящих
вопросов устанавливают
причинно-следственные связи.
Отвечают на вопрос учителялогопеда простым
предложением.
Составляют предложения из
слов с помощью учителялогопеда.
Списывают текст с карточки

С помощью наводящих
вопросов устанавливают
причинно-следственные связи.
Отвечают на вопрос учителялогопеда простым
предложением.
Составляют предложения из

Восстанавливают правильный
порядок слов в предложении.
Уточняют и объясняют
лексическое значение слов.
Редактируют
сложноподчиненные
предложения.
Составляют графические схемы
предложения с обозначением
предлогов и интонации конца
предложения.
Записывают предложения,
соблюдая знаки препинания
Устанавливают причинноследственные связи слов в
предложении.
Выделяют признаки связного
текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
грамматически правильно
оформленным предложением.
Составляют предложения из
слов.
Читают и записывают
составленный текст
Устанавливают причинноследственные связи слов в
предложении.
Выделяют признаки связного
текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным

слов с помощью учителялогопеда.
Списывают текст с карточки

15.

Состав слова.
Анализ слова по
морфемам.
Правописание слов
с удвоенными
согласными

1

17.

Словообразование
слов с помощью
приставок и
суффиксов

1

18.

Сложные слова.
Правописание
сложных слов с
помощью

1

16.

1

Состав слова – 6 часов
Составляют родственные слова с Составляют родственные слова
опорой на схему
с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс,
(приставка, корень, суффикс,
окончание).
окончание).
Образуют от основ
Выполняют морфемный анализ
существительных однокоренные слов.
слова с удвоенными согласными Образуют от основ
с помощью учителя-логопеда.
существительных
Упражняются в написании слов с однокоренные слова с
двойными согласными
удвоенными согласными.
Находят слова с удвоенными
согласными.
Записывают слова с
удвоенными согласными под
диктовку
Закрепление знаний и практических
способов словообразования слов
различных частей речи.
Формирование умения определять
способ словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания и
логического мышления
Закрепление умения образовывать
сложные слова путем слияния двух
основ.
Определение корней в сложных

Образовывают слова приставочносуффиксальным способом с
опорой на картинный материал.
Выделяют приставки и суффиксы
с помощью учителя-логопеда.
Составляют словосочетания с
образованными
словами
Образовывают сложные слова,
отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Составляют словосочетания с

грамматически правильно
оформленным предложением.
Составляют предложения из
слов.
Читают и записывают
составленный текст
Составляют родственные слова
с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс,
окончание). Образуют от основ
существительных
однокоренные слова с
удвоенными согласными с
помощью учителя-логопеда.
Находят слова с удвоенными
согласными.
Упражняются в написании слов
с двойными согласными

Образовывают слова приставочносуффиксальным способом.
Находят и обозначают графически
приставки и суффиксы.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами
Знают понятие сложного слова.
Образовывают сложные слова из
двух основ, выделяют
соединительные гласные.

соединительных
гласных звуков

словах.
Правильное написание
соединительной гласной в сложных
словах.
Развитие умения составлять
словосочетания и предложения со
словами.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания и
логического мышления

образованными
словами
Находят сложные слова в
словосочетаниях и выделяют
корни с помощью учителялогопеда, выделяют
соединительные гласные

19.

Безударные
гласные звуки.
Правописание и
способы проверки
одной и двух
безударных звуков
в словах

1

Закрепление правописания одной
или двух безударных гласных в
корне слова, проверяемых
ударением.
Подбор проверочных слов.
Постановка ударения в
проверочных словах.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Запись слов с безударными
гласными под диктовку.
Расширение и активизация
словарного запаса.
Развитие фонематического слуха и
восприятия

Выделяют безударные гласные
звуки в словах (одну или
несколько).
Подбирают проверочные слова к
слову с одной безударной гласной.
С помощью учителя –логопеда
подбирают проверочные слова к
словам с двумя безударными
гласными, называют нужные
гласные буквы. Расширяют
словарный запас через накопление
«гнезд» родственных слов

20.

Парные звонкие и
глухие согласные.
Правописание и
способы проверки в
словах

1

Закрепление умения объяснять
правописание слов со звонкими
глухими согласными звуками на
конце и в середине слов.
Отработка способов проверки
написания слов с помощью
словоизменения и
словообразования.
Обогащение словарного запаса.

Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда.
Вставляют пропущенные буквы
с опорой на наглядность.
Умеют закончить предложение
по картинке

Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами.
Находят сложные слова в
словосочетаниях и предложениях,
объясняют свой выбор.
Выделяют корни в сложных
словах, объясняют правописание
соединительных гласных.
Пишут сложные слова под
диктовку
Выделяют в слове безударные
гласные (одну или несколько).
Умеют подобрать проверочные
слова к слову с одной или двумя
безударными гласными.
Расширяют словарный запас через
накопление «гнезд» родственных
слов.
Записывают под диктовку слова
разной степени сложности и
подбирают к ним проверочные
слова

Сравнивают произношение и
написание согласных на конце
и в середине слова.
Изменяют слова по образцу,
подбирая проверочные слова.
Вставляют пропущенные
буквы, подбирая проверочные
слова.
Умеют закончить предложение,

Развитие фонематического слуха и
восприятия
21.

Грамматические
признаки имени
существительного.
Значение имени
существительного в
речи

1

Слово - 15 часов

Закрепление понятия о словах,
обозначающих предмет.
Совершенствование навыка
дифференциации одушевленного и
неодушевленного предмета.
Развитие умения ставить вопрос к
имени существительному.
Употребление в речи в различных
формах в зависимости от связи с
другими словами.
Обогащение и расширение
словарного запаса.
Развитие зрительного внимания и
памяти

Классифицируют и называют с
помощью учителя-логопеда
имена существительные и
ставят к ним правильный
вопрос.
Дифференцируют
одушевленные и
неодушевленные предметы с
опорой на картинный материал,
собственные и нарицательные с
помощью наводящих вопросов.
Изменяют слова по образцу.
Находят в предложении имена
существительные с помощью
учителя-логопеда

выбрав подходящее слово по
смыслу
Имеют представление об именах
существительных, ставят к ним
правильный вопрос.
Выделяют имена
существительные среди других
слов.
Дифференцируют одушевленные
и неодушевленные предметы,
собственные и нарицательные.
Знают правописанием имен
собственных.
Изменяют слова по числам.
Находят в предложении имена
существительные

22.

Согласование имен
существительных с
местоимениями

1

23.

Правописание имен
существительных
мужского и
женского рода с
шипящей на конце
в единственном
числе и Р.П.
множественного
числа

1

Развитие умения находить в
предложениях и тексте личные
местоимения.
Закрепление умения согласовывать
имена существительные
единственного и множественного
числа с местоимениями.
Упражнения в правильном
употреблении местоимений в
предложении.
Развитие чувства языка
Закрепление правописания имен
существительных мужского и
женского рода с шипящей на конце.
Развитие орфографической зоркости
и чувства языка

Находят в предложении и тексте
личные местоимения и называют,
на кого они указывают.
Заменяют имя существительное на
местоимение в предложениях и
тексте во избежание повтора слов
с помощью учителя-логопеда

Определяют род имен
существительных, используя
опорные карточки
Составляют словосочетания,
правильно записывая имена
существительные с шипящей на
конце.
Изменяют слова, образуя
множественное число
существительных Р.п. по образцу

Находят в предложении и тексте
личные местоимения и называют,
на кого они указывают.
Заменяют имя существительное на
местоимение в предложениях и
тексте во избежание повтора слов.
Исправляют ошибки в
словосочетаниях и предложениях,
заменяя местоимение и правильно
согласовывая его с
существительным
Определяют род имен
существительных.
Знают правописание имен
существительных с шипящей на
конце.
Составляют словосочетания и
предложения, правильно
записывая имена существительные
с шипящей на конце.
Изменяют слова, образуя
множественное число
существительных Р.п

24.

Слова,
обозначающие
предметы – имена
существительные.
Антонимы

1

Закрепление и расширение понятия
«антонимы».
Подбор слов-антонимов к именам
существительным.
Выбор слов - антонимов
из предложенных слов
Составление предложений с
антонимами.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса

25.

Тренировочные
упражнения в
выделении словантонимов,
обозначающих
предмет

1

26.

Слова,
обозначающие
предметы – имена
существительные.
Синонимы

1

Совершенствование навыка
правильного распознавания,
подбора и употребления словантонимов в речи.
Развитие умения закончить
предложение словом-антонимом.
Развитие слухового внимания.
Обогащение и активизация
словарного запаса
Закрепление понятия
«синонимы».
Развитие умения подбирать
слова синонимы к именам
существительным.
Составление предложений с
синонимами.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса

Читают по карточке
определение понятия
«антонимы».
Подбирают слова-антонимы к
именам существительным с
опорой на наглядный материал.
Подбирают к словам,
обозначающим предмет словаантонимы из слов для справок
Подбирают к именам
существительным словаантонимы с помощью учителялогопеда.
Находят в предложении
антонимичные пары с помощью
учителя-логопеда
Дают определение понятия
«синонимы».
Подбирают слова-синонимы к
именам существительным с
помощью учителя-логопеда.
Подбирают к словам,
обозначающим предмет, слова
синонимы из слов для справок

Знают определение понятия
«антонимы».
Подбирают слова-антонимы к
словам, обозначающим предметы.
Находят в ряду слов слова
антонимы.
Выписывают выделенные слова,
обозначающие предметы и
подбирают к ним антонимы.
Составляют предложения со
словами антонимами
Подбирают к словам,
обозначающим предметы словаантонимы.
Находят в предложении и тексте
антонимичные пары.
Умеют закончить предложение,
подобрав антонимы к нужным
словам
Объясняют лексическое
значение понятия «синонимы».
Подбирают слова-синонимы к
словам, обозначающим
предметы.
Выбирают в ряду слов словасинонимы.
Составляют предложения со
словами синонимами

27.

Тренировочные
упражнения в
выделении слов
синонимов,
обозначающих
предмет

1

Развитие умения подбирать к
именам существительным
синонимы.
Обоснование выбора синонимов.
Развитие умения заменить в
предложении и тексте слово на
синонимичное, устраняя
повторяющееся слово.
Расширение словарного запаса.
Развитие слухового внимания

28.

Слова,
обозначающие
предметы – имена
существительные.
Омонимы

1

Закрепление представлений о
словах омонимах.
Работа над семантикой слова
(соотнесение слова и предмета).
Чтение стихотворений с
многозначными словами.
Развитие умения слышать в речи и
выделять многозначные слова.
Развитие чувства языка.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса

Соотносят близкие по значению
слова с использованием
наглядности.
Подбирают синонимы к словам,
заменяя их в предложении,
используя слова для справок.
Составляют предложения со
словами синонимами
Читают текст, заменяя слова на
синонимы, используя слова для
справок
Дают определение понятия
«омонимы».
Находят многозначные слова по
картинкам, объясняют значение
слов.
Составляют словосочетания из
слов омонимов

Соотносят близкие по значению
слова.
Подбирают синонимы к словам,
заменяя их в предложении.
Списывают предложения
парами, находят и подчеркивают
в предложениях каждой пары
синонимы.
Читают текст, заменяя слова на
синонимы
Объясняют лексическое значение
понятия «омонимы».
Читают стихотворение, находят
слова омонимы, объясняют
значение каждого слова.
Составляют словосочетания и
предложения из слов омонимов.
Находят в тексте многозначные
слова, заменяют их словами
синонимами

29.

Слова,
обозначающие
признаки
предметов – имя
прилагательное.
Значение имени
прилагательного.

1

Определение синтаксической роли
имени прилагательного в речи.
Умение находить слова-признаки
в предложении и тексте по
вопросам.
Закрепление умения образовывать
прилагательные от
существительных, сравнительной
степени прилагательных.
Развитие практического навыка в
подборе имен прилагательных
Развитие слухового внимания и
памяти

Умеют классифицировать и
называть с помощью учителялогопеда слова, обозначающие
признак предмета и ставить к
ним правильный вопрос.
Выделяют имена
прилагательные из предложения
с помощью учителя-логопеда.
Умеют закончить предложения,
подбирая по смыслу подходящие
слова признаки

30.

Слова,
обозначающие
признаки
предметов – имя
прилагательное.
Согласование
имени
прилагательного с
именем
существительным в
роде, числе и
падеже

1

Определение рода имен
прилагательных с помощью
вопросов.
Закрепление синтаксической
функции падежей при согласовании
имен существительных с именами
прилагательными.
Развитие умения находить в
предложении сочетания имени
существительного с именем
прилагательным.
Правильное употребление
предлогов при составлении
словосочетаний имен
прилагательных с именем
существительным в предложении и
тексте.
Развитие орфографической
зоркости и чувства

Соотносят имена
существительные с
соответствующими именами
прилагательными с опорой на
картинный материал,
записывают словосочетания и
предложения
Согласовывают имена
существительные с именами
прилагательными в роде, числе
и падеже с помощью
наводящих вопросов.
Умеют выделить из предложения
сочетания существительного с
прилагательным и поставить
правильный вопрос от имени
существительного с помощью
учителя-логопеда

Подбирают к именам
существительным подходящие по
смыслу слова, обозначающие
признаки.
Ставят вопрос к именам
прилагательным.
Выделяют имена прилагательные
из предложения и текста,
обозначают его графически.
Умеют закончить предложения,
подбирая по смыслу подходящие
слова признаки, образуя
прилагательные от
существительных и, используя
сравнительную степень
прилагательных
Согласовывают имена
существительные с именами
прилагательными в роде, числе и
падеже.
Умеют выделить из предложения
сочетания существительного с
прилагательным и поставить
правильный вопрос от имени
существительного.
Выделяют окончания имен
прилагательных.
Вставляют пропущенные
окончания прилагательных в
предложении и тексте.
Вставляют пропущенные имена
прилагательные в предложение и
текст, соблюдая предложнопадежные конструкции

31.

Слова,
обозначающие
признаки
предметов, имена
прилагательные.
Антонимы

1

Закрепление понятия «антонимы».
Подбор слов-антонимов к именам
прилагательным.
Выбор слов - антонимов
из предложенных слов
Составление предложений с
антонимами.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса

Дают определение понятия
«антонимы».
Подбирают слова-антонимы к
именам прилагательным с
опорой на наглядный материал.
Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета слова-антонимы из
слов для справок

32.

Имена
прилагательные
антонимы,
тренировочные
упражнения в их
выделении

1

Подбирают к именам
прилагательным словаантонимы с помощью учителялогопеда.
Находят в предложении
антонимичные пары с помощью
учителя-логопеда

33.

Обследование
устной речи

1

Закрепление навыка правильного
распознавания, подбора и
употребления слов-антонимов в
речи.
Развитие умения закончить
предложение словом-антонимом.
Развитие слухового внимания.
Обогащение и активизация
словарного запаса
Чтение слов, предложений, простых
текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста

34.

Обследование
письменной речи

1

Написание диктанта.
Работа над ошибками

Объясняют лексическое значение
понятия «антонимы».
Подбирают слова-антонимы к
словам, обозначающим признак
предмета.
Находят в ряду слов, слова
антонимы.
Выписывают выделенные слова,
обозначающие предметы и
подбирают к ним антонимы.
Составляют предложения со
словами антонимами
Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета слова-антонимы.
Находят в предложении и тексте
антонимичные пары.
Умеют закончить предложение,
подобрав антонимы к нужным
словам

Читают доступный текст.
Отвечают на вопросы с
помощью наводящих вопросов
учителя-логопеда

Читают текст правильно,
правильно, целыми словами,
осознано, соблюдая паузы на
знаках препинания.
Пересказывают прочитанный
материал

Пишут под диктовку текст после
предварительного разбора

Умеют писать под диктовку текст.
Умеют находить допущенные
ошибки и исправлять их после
предварительного анализа и
разбора учителем-логопедом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».