Рабочая программа РИТМИКА для 4 класса-signed

МКОУ "Турманская СОШ"

РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей начальных классов МКОУ
"Турманская СОШ"

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор МКОУ "Турманская СОШ"

______________Онищук С.В.

______________Московских Т.А.

______________Полякова У.С.

Протокол №№1

Приказ №10-о

Протокол №№1

от "31." 08 2022 г.

от "1" 092022 г.

от "30" о82022 г.

Адаптированная образовательная программа
по предмету: «Ритмика»
для учащихся 4 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
учитель Физической культуры
Ширшов Андрей Юрьевич

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
-Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Мин-во образования и науки РФ.-М.:Просвещение, 2017;
-Постановление об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ОВЗ» от 10 июля 2015 г. №26;
-Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант) утверждённый Министерством
образования России от 10.04.2002 г., №29/2065-п
Ритмика является одним из важных общеобразовательных предметов.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых
школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию
положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержанием работы на уроках ритмики будет является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они научатся слушать музыку,
выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями,
перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) будут
осуществляться и развиваться представления обучающихся, воспитанников о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — позволят развивать ловкость, быстроту реакции, точность
движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами будут применяться для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать
напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук.
Движения под музыку дадут возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), разовьют способность переживать
содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволит разнообразить приемы движений и
характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для
совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее
ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание
условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение,
координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование
песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения,
разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретут навыки организованных действий, дисциплинированности,
научатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»;
«Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
На каждом уроке осуществится работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от
задач урока будет отводиться на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть
упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Народный региональный компонент (НРК) указывается в разделе: примечания.
По учебному плануна изучение предметной области «Ритмика» отводится 34 часа в год (1 ч в неделю).

Планируемые результаты
Предметные результаты освоения рабочей программы основаны на освоение обучающимися, воспитанниками знаний и умений,
специфичных для образовательной области «Ритмика», готовность к их применению.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень
является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Предметные результаты освоения рабочей программы основаны на освоение обучающимися, воспитанниками знаний и умений,
специфичных для образовательной области «Ритмика», готовность к их применению.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень
является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- понимание роли музыки в жизни человека;

- овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
- элементарные эстетические представления;
- эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений;
- сформирован ность эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
- способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
- умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием;
- способность к элементарному выражению своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
- владение элементарными певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены,
спокойного певческого дыхания);
- умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования;
- умение определять некоторые виды музыки, звучание некоторых музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- овладение навыками элементарного музицирования на простейших инструментах (ударно-шумовых);
- наличие элементарных представлений о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- понимание роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
- овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности, в том числе на материале музыкальной культуры родного края;

- сформированность элементарных эстетических суждений;
- эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания
музыкальных произведений;
- наличие эстетических чувств процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
- способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
- сформированность представлений о многофункциональности музыки;
- умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и
настроения;
- владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
- владение певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного
певческого дыхания),
- выразительное исполнение песен;
- умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного
характера;
- умение использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении
вокально хоровых произведений, в импровизации;
- умение определять виды музыки, звучание различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- наличие навыков музицирования на некоторых инструментах (ударно-шумовых, народных, фортепиано);
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.

Обучающиеся должны уметь:
- рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
- соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двух частной форме с малоконтрастными построениями;
- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.
д.;
- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
- повторять любой ритм, заданный учителем;
- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
Рабочая программа включает оценка планируемых результатов:
Личностные результаты предусматривают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми
для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися, воспитанниками основами грамотности и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности,
последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся
неточность движений, неправильное исходное положение.
Значительные ошибки - это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя
количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
Грубые ошибки - это такие, которые влияют на качество и результат выполнения ритмических движений. Характеристика цифровой
оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение ритмико-гимнастических и танцевальных движений, допускается наличие мелких
ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может
улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если задание просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
1. «Логоритмика» О.А .Н овиковская 2005 г. изд. «Корона»
2. «Ритмика» И.А. Чибрикова.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы /
[А.А.Айдарбекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др.]. - 8-е изд. - М.:Просвещение, 2013. - 176с.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Авторы - составители: А.К.Аксёнова,
Т.И.Бугаева. Научный руководитель проекта - канд.психолог.наук, проф. И.М.Бгажнокова. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. 220с.
5. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью.
6. телевизор настенный «PHILIPS»;
7. цифровой спутниковый ресивер «DRE 5000»
8. DVD плейер «General 430»;
9. музыкальный проигрыватель «SONI».
10. Электронные демонстрационные пособия.
Музыкальные инструменты: балалайка, синтезатор, детский аккордион, бубен, ложки, фортепиано, дудочка, гитара, духовая гармоника.

Тематическое планирование
№

Название
раздела,
основной темы

Характеристика раздела, основной
темы

1

Упражнения на
ориентировку в
пространстве

-формировать умения правильно
выполнять исходное положение,
ориентироваться в направлении
движения
-совершенствовать навык
ориентировки в направлении
движения вперед, назад, вправо,
влево
-развивать музыкальность детей
-учить пользоваться ориентирами
для построения в колонну по два
- развивать умения
перестраиваться в круг из
шеренги, из движения в
рассыпную
- развивать навык выполнения во
время ходьбы и бега несложных
заданий с предметами
Формировать умения выполнять
движения рук в разных

2

Ритмико гимнастические

Перечень
лабораторных,
практических
работ, экскурсий
по разделу, теме
Практические
работы на каждом
уроке

Планируемый результат Примечания

Обучающиеся должны
уметь: рассчитываться
на первый, второй,
третий для
последующего
построения в три
колонны, шеренги;
соблюдать правильную
дистанцию в колонне
по три и в
концентрических
кругах;
ориентироваться в
пространстве;

Практические
Обучающиеся должны
работы на каждом уметь: самостоятельно

3

упражнения
1
)о6щеразвивающ
ие упражнения
2 )у пражнен ия
на координацию
движений
3) упражнения на
расслабление
мышц

направлениях без предметов и с
предметами
-развивать умения реагировать на
музыку движениями
-формировать умения выполнять
упражнения для мышц рук, ног,
туловища, ступней
- вырабатывать осанку
- развивать умения выполнять
разнообразные перекрестные
движения рукой и ногой
-развивать ритмичность

Упражнения с
детскими
музыкальными
инструментами

формировать умения играть
несложные мелодии
-развитие мелкой мускулатуры
пальцев
-добиваться круговых движений
кистью, одновременное сгибание
и разгибание рук
-совершенствовать умения
выполнять восходящую и
нисходящую гамму на детском
пианино, аккордеоне, дух.
гармошке
-формировать умения исполнять
несложный ритмический рисунок

уроке

выполнять требуемые
перемены направления
и темпа движений,
руководствуясь
музыкой; ощущать
смену частей
музыкального
произведения в
двухчастной форме с
малоконтрастными
построениями;
выполнять ритмичные
движения под музыку.
Практические
Обучающиеся должны
работы на каждом уметь: передавать
уроке
хлопками ритмический
рисунок мелодии;
повторять любой ритм,
заданный учителем;
задавать самим ритм
одноклассникам и
проверять
правильность его
исполнения (хлопками
или притопами), играть
несложные мелодии на
детских музыкальных

4

Игры под музыку

5

Танцевальные
упражнения

на бумаге, в разных вариациях
-формировать умения передавать
в движении развернутый сюжет
музыкального рассказа
- развивать умения детей
придавать движениям нужную
выразительность, активизируя
воображение -совершенствовать
общую моторику, координацию
движений, ориентацию в
пространстве, регуляцию
мышечного тонуса -развивать
чувство муз темпа и ритма,
певческих способностей,
логоритмику -развивать
творческую фантазию при
выполнении имитационных

-знакомить с элементами русской
пляски и танцевальными
движениями парами
- формировать умения выполнять
движения парами

инструментах.
Практические
Обучающиеся должны
работы на каждом уметь: самостоятельно
уроке
выполнять требуемые
перемены направления
и темпа движений,
руководствуясь
музыкой; ощущать
смену частей
музыкального
произведения в
двухчастной форме с
малоконтрастными
построениями;
передавать в игровых и
плясовых движениях
различные нюансы
музыки: напевность,
грациозность,
энергичность, нежность,
игривость и т. д.; играть
в музыкальные игры.
Практические
Обучающиеся должны
работы на каждом уметь: самостоятельно
уроке
выполнять требуемые
перемены направления
и темпа движений,

-формировать координацию
движений, их переключ аемость,
точность

руководствуясь
музыкой; ощущать
смену частей
музыкального
произведения в
двухчастной форме с
малоконтрастными
построениями;
передавать в игровых и
плясовых движениях
различные нюансы
музыки: напевность,
грациозность,
энергичность, нежность,
игривость и т. д.; уметь
танцевать.

Поурочное планирование
№
Тема урока
урока
1
Ознакомление с
атрибутами и
музыкальными
инструментами.
Приветствие учителя
2
Ходьба с изменением
темпа, чередование
ходьбы с приседанием
на носках, пятках.
Построение в колонны
по 3.
3
Общеразвивающие
упражнения для мышц
шеи, плеч, туловища
4
День Здоровья.
5
Упражнение на
расслабление мышц
«Руки ложаться на
мягкую подушку»
6
Упражнения для
пальцев и кистей рук с
барабанными
палочками

Дата

Требования к результату
знать
уметь
Название муз
Различать музыкальные
инструментов:
инструменты по звуку
пианино, бубен.

Виды контроля
Практич. работа

ориентироваться
в пространстве,

Выполнять ходьбу,бег

Практич. работа

Как выполнять
ритмико-гимн.
упражнения

Реагировать на музыку
движениями

Практич. работа

Как выполнять
упражнения на
расслабл.мышц

Снимать напряжение с
мышц

Практич. работа

положение
пальцев рук

Выполнять пальчиковую Практич. работа
гимнастику

7

Музыкальная игра:
«Зайцы и охотники»

8

Шаг на носках, шаг
польки. Поскоки,
боковой галоп
Перестроение из одного
круга в два, три круга.
Общеразвивающие
упражнения. Повороты
туловища в сочетании с
наклонами
Упражнения на
координацию движений
с предметами
Упражнения на
расслабление мышц
«Большие и маленькие»
Исполнение гаммы на
детском пианино,
духовой гармонике.

9
10

11
12
13

14

Игра под музыку
«Антошка»

Выполнять муз.
игры с элем-ми
логоритмики
Положение
туловища

играть

Практич. работа

танцевать

Практич. работа

Ориетиры

Практич. работа

Движения

Ориентироваться в
пространстве
Выполнять упражнения

Как выполнять
упражнения

Снимать напряжение с
мышц

Практич. работа

Как выполнять
упражнения

Снимать напряжение с
мышц

Практич. работа

Правильное
положение
пальцев рук при
игре на детских
муз инструмент.
Как выполнять
танцевальные
упражнении,
передавая

Играть гамму

Практич. работа

Практич. работа

Управлять
Практич. работа
координацией
движений под
музыкуразлич.характера

15
16
17

18

19

20

Элементы русской
пляски ( приставные
шаги с приседанием)
Разучивание танца
хоровода «Русская
пляска».
Построение из общего
круга в кружочки по 2. 3.
4 чел. и обратно
Поднимание на носках
и полуприседание,
круговые движения
ступней
Отхлопывание
несложных ритмических
рисунков «Петушок»,
«Дин-дон»
Упражнения на
расслабление мышц
«качели»

характер музыки
Движения танца

Двигаться под музыку

Практич. работа

Положение
туловища

танцевать

Практич. работа

Выполнение
упражнений на
ориентировку в
пространстве

Как правильно
ориентироваться в
пространстве,
выполнять ходьбу, бег,
перестроение
Как правильно
выполнять ритмико
гимнастические
упражнения
Как выполнять
упражнения на
расслабление мышц

Практич. работа

Правильное положение
пальцев рук при игре на
детских муз.
инструментах

Практич. работа

Выполнение
ритмико
гимнастических
упражнений
Выполнение
ритмико
гимнастических
упражнений на
расслабление
мышц
Выполнение
упражнений с
детскими муз.
инструментами

Практич. работа

Практич. работа

Практич. работа

21

Упражнения на детском
аккордеоне, пианино;
песня «Петушок»

Музыкальные
игры

22

Действия с
воображаемыми
предметами под музыку

Т анцевальные
упражнения.

23

Движения парами:
боковой галоп, поскоки
Разучивание парного
танца -польки«Петушок
погромче пой»
Закрепление движений
танца
Музыкальная игра
«Будь ловким»

Разучивание
движений
Разучивание
танца

27

Выполнение движений
с лентами.

Выполнение
упражнений на
ориентировку в
пространстве

28

Общеразвивающие
упраж нения. Осанка.

Выполнение
ритмико
гимнастических

24
25
26

Закрепление
танца
Музыкальные
игры

Как выполнять
Практич. работа
имитационные
упражнения под музыку
различного темпа
Как выполнять
Практич. работа
танцевальные
упражнения, передавая
характер музыки
Движения парами
Практич. работа
Движения танца

Практич. работа

Движения танца

Практич. работа

Как выполнять
Практич. работа
имитационные
упражнения под музыку
различного темпа
Как правильно
Практич. работа
ориентироватьсяв
пространстве,
выполнять ходьбу, бег,
перестроение
Как правильно
Практич. работа
выполнять
ритмикогимнастические

упражнений
Выполнение
ритмико
гимнастических
упражнений
Выполнение
ритмико
гимнастических
упражнений
Музыкальные
игры

29

Упр. на координацию
движения

30

Упражнение на
расслабление мышц
«Топор».

31

Разучивание различных
ритмов на барабане,
бубне

32

Разучивание различны
хритмов на барабане,
бубне

Музыкальные
игры

33

Подвижная игра с
речевым
сопровождением

Музыкальные
игры

34

Подвижная игра с
речевым
сопровождением

Музыкальные
игры

упражнения
Как выполнять
упражнения на
расслабление мышц

Практич. работа

Как выполнять
упражнения на
расслабление мышц

Практич. работа

Как выполнять
имитационные
упражнения под музыку
различного темпа
Как выполнять
имитационные
упражнения под музыку
различного темпа
Как выполнять
имитационные
упражнения под музыку
различного темпа
Как выполнять
имитационные
упражнения под музыку
различного темпа

Практич. работа

Практич. работа

Практич. работа

Практич. работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».