МКОУ «Турманская СОШ» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Заседание ШМО учителей МКОУ «Турманская СОШ» Протокол № _______ От « » _____________ 2021г. Руководитель МО Полякова У С .. ___________ Заседание МС МКОУ «Турманская СОШ» Протокол №___ от « » _________2021г. Зам. директора по УВР Онищук С.В. ____________ УТВЕРЖДАЮ Приказ №_______ от « » _______ 2021 г. Директор МКОУ «Турманская СОШ» МО «Братский район» Московских Т.А. _________ Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Развивающие игры» для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант I Предметная область: «Коррекционно-развивающая» Разработала: Семенова Анастасия Викторовна учитель математики первая квалификационная категория Турма 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная адаптированная рабочая программа учебного предмета «Развивающие игры» для обучающихся 4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе требований к результатам АООП ОВЗ УО НОО МКОУ «Турманская СОШ » вариант I в соответствии с ФГОС ОВЗ УО НОО. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. • Проговаривать последовательность действий. • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей Коммуникативные УУД: • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). • Слушать и понимать речь других. • Читать и пересказывать текст. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; • выделять существенные признаки предметов; • сравнивать между собой предметы, явления; • обобщать, делать несложные выводы; • классифицировать явления, предметы; • определять последовательность событий; • судить о противоположных явлениях; • давать определения тем или иным понятиям; • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; • выявлять функциональные отношения между понятиями; • выявлять закономерности и проводить аналогии. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 раздел: Задания на развитие внимания (10 ч) Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей. Упражнения, направленные на развитие объёма внимания. Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи. 2 раздел: Задания на развитие памяти (11 ч) Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. 3 раздел: Задания на совершенствование воображения (13 ч) Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, неи зображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока 1 Тема ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ (10 ч) Кол-во часов 2 3 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. Развитие пространственного мышления Развитие концентрации внимания. 1 1 1 4 Восприятие качества величины, образные представления рисунка 1 5 1 6 Развитие концентрации внимания. Игры, развивающие целенаправленное внимание Поиск закономерностей. 7 8 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Развитие внимания, наблюдательности 1 1 9 Развитие концентрации внимания. 1 10 Развитие концентрации внимания. 1 11 ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ (11 ч) Тренировка слуховой памяти. 1 12 Тренировка зрительной памяти. 1 13 Поиск закономерностей. 1 14 15 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Развитие зрительной памяти, пространственного мышления 1 1 16 17 Развитие концентрации внимания. Развитие концентрации внимания. 1 1 18 19 20 21 Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. 1 1 1 1 22 23 24 ЗАДАНИЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ (13 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Развитие творческого воображения, образного мышления детей в игре Развитие концентрации внимания. 1 1 1 25 26 Развитие внимания и интереса к различным цветам, оттенкам Тренировка слуховой памяти. 1 1 1 27 Тренировка зрительной памяти. 1 28 Поиск закономерностей. 1 29 30 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Игры, способствующие ориентированию в пространстве 31 32 Развитие концентрации внимания. Развитие творческого воображения 1 1 11 33 Тренировка слуховой памяти. 1 34 Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года. 1 1