МКОУ "Турманская СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Заседание ШМО учителей МКОУ «Турманская СОШ» Протокол № _______ От « » _____________ 2021г. Руководитель МО Полякова У С .. ___________ Заседание МС МКОУ «Турманская СОШ» Протокол №___ от « » _________2021г. Зам. директора по УВР Онищук С.В. ____________ УТВЕРЖДАЮ Приказ №_______ от « » _______ 2021 г. Директор МКОУ «Турманская СОШ» МО «Братский район» Московских Т.А. _________ Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Физическая культура» для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант I Предметная область: «Физическая культура » Разработал: Ширшов Андрей Юрьевич учитель физической культуры ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе требований к результатам АООП ОВЗ УО НОО МКОУ «Турманская СОШ » вариант I в соответствии с ФГОС ОВЗ УО НОО. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) обучающийся может быть переведён на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2). Физическая культура: Минимальный уровень: знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья; демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета; понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя); выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года; знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация; демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание); определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя); выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности; выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя); участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий; применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры. Достаточный уровень: представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде; выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета; выполнение строевых действий в шеренге и колонне; знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры; знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела), подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя); выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне; участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения; объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений; использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений; пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием; правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе; правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение. В разделе «Гимнастика» (подраздел «Практический материал») кроме построений и перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается без изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с предметами добавляется опорный прыжок; упражнения со скакалками; гантелями и штангой; на преодоление сопротивления; упражнения для корпуса и ног; элементы акробатики. В раздел «Легкая атлетика» включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание, которые способствуют развитию физических качеств обучающихся (силы, ловкости, быстроты и т. д.). Следует при благоприятных погодных условиях проводить уроки физкультуры не только в условиях спортивного зала, но и на свежем воздухе. Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы «Подвижные игры» , которые не только способствуют укреплению здоровья обучающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют навыки коллективного взаимодействия. Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений в жизни человека. Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений. Гимнастика Теоретические сведения. Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам. Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики. Практический материал: Построения и перестроения. Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; для формирования и укрепления правильной осанки. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и перелезание; упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление сопротивления;переноска грузов и передача предметов. Легкая атлетика Теоретические сведения. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину. Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту. Практический материал: Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением и замедлением; преодолением препятствий и т. п. Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности. Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание в движущую цель. Подвижные игры. Практический материал. Коррекционные игры; Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием. Требования к результатам освоения учебного предмета «Физическая культура» во 4 классе Личностные результаты: • проявлять положительные качества личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; • освоить социальную роль ученика, проявлять интерес к учению. • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, нахождение с ними общего интереса; • иметь представления о здоровом и безопасном образе жизни: гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (разминка, подвижные игры); Т\Б на уроках физкультуры Предметные результаты: • Базовый уровень: Уметь перестраиваться из одной шеренги в две, в три, знать все команды. Выполнять акробатические упражнения без помощи учителя. Выполнять подтягивание в висе разными способами. Выполнять технику бега с разных исходных положений. Выполнять различные элементы на снарядах. Уметь последовательно объяснить правила игры. • Минимальный уровень: Выполнять повороты на месте, команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!» Уметь показывать комплекс упражнений ритмической гимнастики. Знать все изученные игры и правила к ним. Знать о значении дыхания в жизни человека. Выполнять все элементы прыжка в длину с 3-4 шагов. Выполнять технику метания мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Уметь правильно выполнять эстафетный и челночный бег. Развитие жизненной компетенции: • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; • развитие умения понимать своё состояние и при необходимости попросить о помощи взрослых; • развитие умения обучающихся преодолевать неадекватные формы собственного поведения. Тематическое планирование,4 класс, 102 часа. № п/п 1 2 Тема урока Знания о физической культуре 1 час Организационно-методические требования на уроках физической культуры Легкая атлетика 14 часов Тестирование бега на 30 м с высокого старта наклон туловища из положения сидя. Колво часов 1 1 3 1 29 Тестирование челночного бега 3 х 10м Контрольный урок. Бег на 60 м с высокого старта Тестирование подтягивания в висе(м) из положения лежа (д) Тестирование прыжка в длину с места Техника прыжка в длину с разбега Прыжок в длину с разбега на результат Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега Метания малого мяча на точность Метание малого мяча на дальность Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность Прыжок в высоту с прямого разбега Прыжок в высоту с прямого разбега Тестирование Бег на 1000 м Кроссовая подготовка 6 часов Равномерный бег (5 мин). Чередование бега и ходьбы. Равномерный бег (6 мин). Чередование бега и ходьбы. Равномерный бег (7 мин). Чередование бега и ходьбы. Равномерный бег (8 мин). Чередование бега и ходьбы. Равномерный бег (9 мин). Чередование бега и ходьбы. Кросс(1км) по пересеченной местности Подвижные игры 6часов Ознакомление с особенностями игр народов Дальнего Востока: «Ручейки, озёра», «Оленьи упряжки» Ознакомление с особенностями татарской народной игры: «Перехватчики». Знакомство с особенностями тувинской народной игры: «Стрельба в мишень Разучивание игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Солнце», «Ловля оленей». Знакомство с особенностями белорусской народной игры: «Посадка картошки Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Мороз», «У Мазая Зарядка Подвижные и спортивные игры 20 часов Ловля и передача мяча на месте и в движении 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Броски мяча в парах на точность Броски и ловля мяча в парах Броски и ловля мяча в парах у стены Контрольный урок Броски и ловля мяча в парах в движении Ведение мяча по прямой шагом, бегом Ведение мяча с изменением направления Контрольный урок Ведение мяча. Броски мяча в баскетбольное кольцо Спортивная игра «Мини-баскетбол» Броски мяча через волейбольную сетку Подвижная игра «Пионербол» Упражнения с мячом 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 42 43 44 1 1 1 69 70 71 72 73 74 75 76 77 Волейбольные упражнения Знакомство с особенностями украинских игр: «Колокол», «Квадрат», Знакомство с особенностями игр Восточной Азии: «Атья – патья», «Уголки Знакомство с особенностями игр африканского континента: «Болотуду», «Вари», Знакомство с особенностями среднеазиатских игр: «Джамбуль», «Ашички». Знакомство с особенностями русских народных хороводных игр: «Колпачок», «Жмурки на местах». Знакомство с особенностями русских народных игр: «Шлёпанки», «Дедушко - медведушко», Знания о физической культуре 1 час Гимнастика, ее история и значение в жизни человека Гимнастика с элементами акробатики 29 часов Круговая тренировка Кувырок вперед Кувырок назад Стойка на лопатках Кувырок назад и перекатом стойка на лопатках «Мост» из положения, лежа на спине Комбинация из освоенных элементов Контрольный урок комбинация из освоенных элементов Висы Лазанье по гимнастической стенке и висы Круговая тренировка Тестирование сгибание разгибание рук в упоре. Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Мельница», «Иванка», Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Михасик», «Ленок», Знакомство с особенностями татарских народных игр: «Спутанные кони», «Скок - перескок», их разучивание. Лазанье по канату в два приема Лазанье по канату в два приема Совершенствование разученных татарской народной игры: «Продаем горшки». Знакомство с особенностями прибалтийских народных игр: «В речку – на берег», «Сельдь», их разучивание. Совершенствование разученных народных игр. Любимые игры. Совершенствование разученных народных игр. Любимые игры. Совершенствование разученных народных игр. Любимые игры. Прыжки со скакалкой Знакомство с опорным прыжком Опорный прыжок Контрольный урок Опорный прыжок Лазанье по наклонной скамейке Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с 78 Тестирование виса на время 1 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Знания о физической культуре 1 час Физкультминутка Кроссовая подготовка 6 часов Равномерный бег (5 мин). Чередование бега и ходьбы. Равномерный бег (6 мин). Чередование бега и ходьбы. Равномерный бег (7 мин). Чередование бега и ходьбы. Равномерный бег (8 мин). Чередование бега и ходьбы. Равномерный бег (9 мин). Чередование бега и ходьбы. Кросс(1км) по пересеченной местности Легкая атлетика 14 часов Тестирование бега на 30 м с высокого старта наклон туловища из положения сидя. Тестирование челночного бега 3 х 10м Контрольный урок. Бег на 60 м с высокого старта Тестирование подтягивания в висе(м) из положения лежа (д) Тестирование прыжка в длину с места Техника прыжка в длину с разбега Прыжок в длину с разбега на результат Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега Метания малого мяча на точность Метание малого мяча на дальность Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность Прыжок в высоту с прямого разбега Прыжок в высоту с прямого разбега Тестирование Бег на 1000 м Промежуточная аттестационная работа 2 часа Промежуточная итоговая аттестация. Промежуточная итоговая аттестация. Итоговый урок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1