Рабочая программа ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для 4 класса-signed

МКОУ "Турманская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Заседание ШМО учителей
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол № _______
От «
» _____________ 2021г.
Руководитель МО
Полякова У С .. ___________

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2021г.
Зам. директора по УВР
Онищук С.В. ____________

УТВЕРЖДАЮ
Приказ №_______
от « » _______ 2021 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Физическая культура»
для обучающихся 4 класса
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант I
Предметная область: «Физическая культура »

Разработал:
Ширшов Андрей Юрьевич
учитель физической культуры

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
для обучающихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана на основе требований к результатам АООП ОВЗ УО НОО
МКОУ «Турманская СОШ » вариант I в соответствии с ФГОС ОВЗ УО НОО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В
том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) обучающийся может быть переведён на обучение по
индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Физическая культура:
Минимальный уровень:
знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими
упражнениями по укреплению здоровья;
демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов
корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч,
позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении
стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;

понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие
физических качеств человека;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством
учителя);
выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от
погодных условий и времени года;
знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость,
гибкость, координация;
демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки,
лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела)
(под руководством учителя);
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и
учебной деятельности;
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под
руководством учителя);
участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической
культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями
народа;
оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической
культуры.
Достаточный уровень:
представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том
числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде;
выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов:
упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя,
сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;
выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание
температурных норм для занятий;
планирование занятий
физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с
использованием средств физической культуры;
знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса
тела),
подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих
упражнений (под руководством учителя);
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом
уровне;
участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;

знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с
природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и
предложение способов их устранения;
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение
ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих
упражнений;
использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;
правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных
и спортивных игр.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры»,
«Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела:
«Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и
психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения
некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют
самостоятельное значение.
В разделе «Гимнастика» (подраздел «Практический материал») кроме построений и перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без
предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается
без изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К
упражнениям с предметами добавляется опорный прыжок; упражнения со скакалками;
гантелями и штангой; на преодоление сопротивления; упражнения для корпуса и ног;
элементы акробатики.
В раздел «Легкая атлетика» включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание,
которые способствуют развитию физических качеств обучающихся (силы, ловкости,
быстроты и т. д.).
Следует при благоприятных погодных условиях проводить уроки физкультуры не только
в условиях спортивного зала, но и на свежем воздухе.
Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы «Подвижные
игры» , которые не только способствуют укреплению здоровья обучающихся и развитию
у них необходимых физических качеств, но и формируют навыки коллективного
взаимодействия.
Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений в
жизни человека.
Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической
культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических
упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты
сердечных сокращений.
Гимнастика
Теоретические сведения.
Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.
Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.

Практический материал:
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):
упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи;
расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц
туловища, рук и ног; для формирования и укрепления правильной осанки.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами; большим мячом;
набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и перелезание;
упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление
сопротивления;переноска грузов и передача предметов.
Легкая атлетика
Теоретические сведения.
Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности.
Техника безопасности при прыжках в длину.
Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата
к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением и замедлением;
преодолением препятствий и т. п.
Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной
бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и
длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности.
Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину
(способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»).
Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель.
Метание в движущую цель.
Подвижные игры. Практический материал.
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием;
метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
Требования к результатам освоения учебного предмета «Физическая культура»
во 4 классе
Личностные результаты:
• проявлять положительные качества личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• освоить социальную роль ученика, проявлять интерес к учению.
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, нахождение с ними общего
интереса;

•

иметь представления о здоровом и безопасном образе жизни: гигиенические
навыки; охранительные режимные моменты (разминка, подвижные игры); Т\Б на
уроках физкультуры

Предметные результаты:
• Базовый уровень:
Уметь перестраиваться из одной шеренги в две, в три, знать все команды.
Выполнять акробатические упражнения без помощи учителя.
Выполнять подтягивание в висе разными способами.
Выполнять технику бега с разных исходных положений.
Выполнять различные элементы на снарядах.
Уметь последовательно объяснить правила игры.
•

Минимальный уровень:
Выполнять повороты на месте, команды: «Равняйсь!», «Смирно!»,
«Вольно!»
Уметь показывать комплекс упражнений ритмической гимнастики.
Знать все изученные игры и правила к ним.
Знать о значении дыхания в жизни человека.
Выполнять все элементы прыжка в длину с 3-4 шагов.
Выполнять технику метания мяча в горизонтальную и вертикальную цель.
Уметь правильно выполнять эстафетный и челночный бег.

Развитие жизненной компетенции:
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях;
• развитие умения понимать своё состояние и при необходимости
попросить о помощи взрослых;
• развитие умения обучающихся преодолевать неадекватные формы
собственного поведения.

Тематическое планирование,4 класс, 102 часа.
№
п/п
1
2

Тема урока
Знания о физической культуре 1 час
Организационно-методические требования на уроках физической
культуры
Легкая атлетика 14 часов
Тестирование бега на 30 м с высокого старта
наклон туловища из положения сидя.

Колво
часов
1
1

3

1

29

Тестирование челночного бега
3 х 10м
Контрольный урок. Бег на 60 м с высокого старта
Тестирование подтягивания в висе(м) из положения лежа (д)
Тестирование прыжка в длину с места
Техника прыжка в длину с разбега
Прыжок в длину с разбега на результат
Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега
Метания малого мяча на точность
Метание малого мяча на дальность
Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность
Прыжок в высоту с прямого разбега
Прыжок в высоту с прямого разбега
Тестирование Бег на 1000 м
Кроссовая подготовка 6 часов
Равномерный бег (5 мин). Чередование бега и ходьбы.
Равномерный бег (6 мин). Чередование бега и ходьбы.
Равномерный бег (7 мин). Чередование бега и ходьбы.
Равномерный бег (8 мин). Чередование бега и ходьбы.
Равномерный бег (9 мин). Чередование бега и ходьбы.
Кросс(1км) по пересеченной местности
Подвижные игры 6часов
Ознакомление с особенностями игр народов Дальнего Востока: «Ручейки,
озёра», «Оленьи упряжки»
Ознакомление с особенностями татарской народной игры:
«Перехватчики».
Знакомство с особенностями тувинской народной игры: «Стрельба в
мишень
Разучивание игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Солнце», «Ловля
оленей».
Знакомство с особенностями белорусской народной игры: «Посадка
картошки
Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Мороз», «У
Мазая
Зарядка
Подвижные и спортивные игры 20 часов
Ловля и передача мяча на месте и в движении

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Броски мяча в парах на точность
Броски и ловля мяча в парах
Броски и ловля мяча в парах у стены
Контрольный урок Броски и ловля мяча в парах в движении
Ведение мяча по прямой шагом, бегом
Ведение мяча с изменением направления
Контрольный урок Ведение мяча.
Броски мяча в баскетбольное кольцо
Спортивная игра «Мини-баскетбол»
Броски мяча через волейбольную сетку
Подвижная игра «Пионербол»
Упражнения с мячом

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

42
43
44

1
1
1

69
70
71
72
73
74
75
76
77

Волейбольные упражнения
Знакомство с особенностями украинских игр: «Колокол», «Квадрат»,
Знакомство с особенностями игр Восточной Азии: «Атья – патья»,
«Уголки
Знакомство с особенностями игр африканского континента: «Болотуду»,
«Вари»,
Знакомство с особенностями среднеазиатских игр: «Джамбуль»,
«Ашички».
Знакомство с особенностями русских народных хороводных игр:
«Колпачок», «Жмурки на местах».
Знакомство с особенностями русских народных игр: «Шлёпанки»,
«Дедушко - медведушко»,
Знания о физической культуре 1 час
Гимнастика, ее история и значение в жизни человека
Гимнастика с элементами акробатики 29 часов
Круговая тренировка
Кувырок вперед
Кувырок назад
Стойка на лопатках
Кувырок назад и перекатом стойка на лопатках
«Мост» из положения, лежа на спине
Комбинация из освоенных элементов
Контрольный урок комбинация из освоенных элементов
Висы
Лазанье по гимнастической стенке и висы
Круговая тренировка
Тестирование сгибание разгибание рук в упоре.
Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Мельница»,
«Иванка»,
Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Михасик»,
«Ленок»,
Знакомство с особенностями татарских народных игр: «Спутанные кони»,
«Скок - перескок», их разучивание.
Лазанье по канату в два приема
Лазанье по канату в два приема
Совершенствование разученных татарской народной игры: «Продаем
горшки».
Знакомство с особенностями прибалтийских народных игр: «В речку – на
берег», «Сельдь», их разучивание.
Совершенствование разученных народных игр. Любимые игры.
Совершенствование разученных народных игр. Любимые игры.
Совершенствование разученных народных игр. Любимые игры.
Прыжки со скакалкой
Знакомство с опорным прыжком
Опорный прыжок
Контрольный урок Опорный прыжок
Лазанье по наклонной скамейке
Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с

78

Тестирование виса на время

1

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Знания о физической культуре 1 час
Физкультминутка
Кроссовая подготовка 6 часов
Равномерный бег (5 мин). Чередование бега и ходьбы.
Равномерный бег (6 мин). Чередование бега и ходьбы.
Равномерный бег (7 мин). Чередование бега и ходьбы.
Равномерный бег (8 мин). Чередование бега и ходьбы.
Равномерный бег (9 мин). Чередование бега и ходьбы.
Кросс(1км) по пересеченной местности
Легкая атлетика 14 часов
Тестирование бега на 30 м с высокого старта
наклон туловища из положения сидя.
Тестирование челночного бега
3 х 10м
Контрольный урок. Бег на 60 м с высокого старта
Тестирование подтягивания в висе(м) из положения лежа (д)
Тестирование прыжка в длину с места
Техника прыжка в длину с разбега
Прыжок в длину с разбега на результат
Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега
Метания малого мяча на точность
Метание малого мяча на дальность
Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность
Прыжок в высоту с прямого разбега
Прыжок в высоту с прямого разбега
Тестирование Бег на 1000 м
Промежуточная аттестационная работа 2 часа
Промежуточная итоговая аттестация.
Промежуточная итоговая аттестация.
Итоговый урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».