Рабочая программа ИЗО для 3 (дом) класса-signed

Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительная деятельность" предметной области "Искусство" включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.
Пояснительная записка.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей
действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений
пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных
элементов, развитие художественнотворческих способностей.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: "Лепка", "Рисование", "Аппликация". Во время занятий изобразительной
деятельностью необходимо вызывать у обучающегося положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в
выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает
жизнь обучающегося интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на
занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при
изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках
профильного труда при изготовлении изделий из керамики, полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Изобразительная деятельность" предусматривает: наборы инструментов для
занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), шило,
коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии,
пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными
материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания,
вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр,
компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ обучающихся; магнитная и
ковролиновая доски; расходные материалы для изобразительной деятельности: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман), карандаши
(простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для
рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина).
Содержание учебного предмета "Изобразительная деятельность" представлено следующими разделами "Лепка", "Рисование",
"Аппликация".
Раздел "Лепка".
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для
работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста
(глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала
от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках), получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом,
шилом). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в
детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев
детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов,
объединенных сюжетом.
Раздел "Аппликация".
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги
заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части)
поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами:
выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование
объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации:
придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону.
Раздел "Рисование".
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра,
мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности
действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней
краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием
примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг,
овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура
точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по
опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента
растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате).
Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности
листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка.
Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с
использованием нетрадиционных техник: монотипии, "по сырому", рисования с солью, рисования шариками, граттаж, "под батик".
Предметные результаты освоения учебного предмета "Изобразительная деятельность".
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных
технологий:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:
готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;
умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Тематическое планирование по учебному предмету «Рисование»
№ п/п

Раздел программы.
Тема урока

Кол – во
часов

1

Беседа по технике безопасности. Наблюдение сезонных явлений в 1
природе с целью последующего изображения. Беседа на заданную тему.

2

Лето. Осень. Дует сильный ветер. Лепка. Рисование.

1

3

Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. Рисование.

1

4

Бабочка. Бабочка и цветы. Рисование.

1

5

Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с 1
силуэтом бабочки.

6

Разные способы изображения бабочек (из пластилиновых шариков, из 1
кусочков цветной бумаги, из гофрированной бумаги). Бабочка из
гофрированной бумаги. Аппликация. Работа с 1бумагой и клеем.

Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Воспринимать и эстетически оценивать
красоту природы в разное время года и
разную погоду, внимательно слушать
рассказ учителя. Уметь отвечать на
поставленные учителем вопросы по теме.
Уметь сравнить и обосновать разницу
между состоянием природы летом и
осенью. Изображать и лепить картину,
глядя на предложенный учителем образец.
Характеризовать красоту природы, осеннее
состояние природы. Соблюдать пропорции.
Развивать навыки работы в технике
рисунка.
Анализировать форму частей, соблюдать
пропорции. Усвоить такие понятия, как
контраст, фон, осевая симметрия.
Усвоить понятие «узор». Создавать из
созданного образа бабочки узор. Развивать
воображение, фантазию.
Развивать декоративное чувство при
выборе цвета, при совмещении материалов
и заполнении формы.

7

Одежда ярких и нежных цветов. Рисование.

1

8

Рисование акварельной краской, начиная с цветного пятна.

1

9

Рисование акварельной краской кистью по сырой бумаге. Изобразить 1
акварельными красками по сырой бумаге небо, радугу, листья, цветок.

10

Чего не хватает? Человек стоит, идёт, бежит. Рисование, дорисовывание.

1

11

Зимние игры детей. Лепка из пластилина.

1

12

Рисование выполненной лепки.

1

13

Дети лепят снеговиков. Рисунок.

1

14

Деревья зимой в лесу (лыжник). Рисование цветной и чёрной гуашью.

1

15

Рисование угольком. Зима.

1

16

Лошадка из Каргополя. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки.

1

Объяснять значение одежды для человека.
Продолжать учиться пользоваться
трафаретом. Следовать в своей работе
условиям творческого задания.
Овладевать живописными навыками
работы в технике акварели.
Последовательно выполнять работу
согласно замыслу и с учетом композициию.
Усвоить понятия «рисование посырому»,
«мазок». Научиться правильно смешивать
краски во время работы.
Называть части тела человека. Усвоить и
закрепить понятия статика и динамика.
Рассматривать произведения художников,
изобразивших зимние игры детей,
состояние и настроение природы в зимнем
пейзаже. Рассказывать о своих
наблюдениях и впечатлениях от просмотра
иллюстраций картин.
Изображать живописными средствами
природу зимой, детей в движении.
Понимать основы композиции, соблюдать
пропорции фигур.
Объяснять, как выглядит снеговик.
Анализировать форму частей, соблюдать
пропорции. Соблюдать плановость при
создании рисунка.
Представлять мотив этого пейзажа и
близкий для его настроения колорит.
Обсуждать творческие работы
одноклассников и давать оценку
результатам своей и их творческой
деятельности.
Знать разные художественные материалы.
Применять выразительные графические
средства в работе (пятно, силуэт, контур).
Познакомиться с каргопольской игрушкой,

17

Лошадка везёт из леса сухие ветки, дрова. Рисунок.

1

18

Натюрморт: кружка, яблоко, груша.

1

19

Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идёт по дорожке. Рисунок по 1
описанию.

20

Элементы косовской росписи. Рисование.

21

Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение силуэтов сосудов 1
косовской росписью.

1

промыслом. Изображать предметы,
предложенные учителем. Уметь создавать
предметы, состоящие из нескольких частей.
Изображать характерные особенности
деревьев зимой. Соблюдать пропорции при
создании изображаемых предметов
рисунка.
Закрепить понятие «натюрморт».
Рассматривать картины художников и
отвечать на вопросы по их содержанию.
Уметь называть фрукты, разные по цвету и
форме. Изображать живописными
средствами разные фрукты и кружку.
Изображать характерные особенности
деревьев зимой. Соблюдать пропорции при
создании изображаемых предметов
рисунка.
Знать название города, где изготавливают
косовскую керамику. Использовать линию,
точку, пятно как основу изобразительного
образа для выполнения узора косовской
росписи на плоскости листа. Если задание
самостоятельно выполнить трудно,
обратиться за помощью к учителю.
Овладевать первичными навыками в
создании косовской росписи в технике
акварели.
Усвоить понятия: сосуд, силуэт, узор,
орнамент. Знать, что такое роспись.
Украшать силуэт сосуда элементами
косовской росписи. Размышлять над
выбором элементов косовской росписи для
украшения изделия. Овладевать
живописными навыками работы акварелью.
Работать максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за помощью к
учителю.

22

Украшение силуэта предмета орнаментом. Орнамент в круге. Рисование.

1

23

Сказочная птица. Рисование.

1

24

Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка.

1

25

Встречай птиц – вешай скворечники! Лепка, рисунок.

1

Овладевать приемами свободной кистевой
росписи. Закреплять навыки работы от
общего к частному. Усвоить такие понятия,
как элемент росписи, силуэт. Соблюдать
пропорции. Развивать навыки работы в
технике рисунка.
Знать имя художника И. Билибина.
Рассуждать о своих впечатлениях и
отвечать на вопросы по содержанию
произведений художника. Рассуждать о
средствах выразительности, которые
использует художник для достижения
цельности композиции. Закреплять навыки
работы от общего к частному.
Анализировать форму частей, соблюдать
пропорции
Познакомиться с видами орнамента, узора,
его символами и принципами
композиционного построения. Выполнить
орнаментальную композицию. Слушать
внимательно рассказ учителя об отражении
элементов природы в произведениях
художника. Развивать умения творчески
преображать формы реального мира в
условно-декоративные. Совершенствовать
навык работы разнообразной линией,
связанной с созданием рисунка в
композиции. Украшать рамку для рисунка
«Сказочная птица» красивым узором.
Размышлять о выборе элементов узора для
создания целой композиции работы.
Овладевать навыками работы в технике
акварели. Работать максимально
самостоятельно, если трудно, обратиться за
помощью к учителю
Характеризовать красоту весенней
природы. Изображать и лепить детей,

26

Закладка для книги. С использованием картофельного штампа. Рисование. 1

27

Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов 1
посуды с орнаментом. Рисование элементов узора.

28

Украшение изображений посуды узором (силуэтов чайника, чашки, 1
тарелки). Аппликация.

встречающих птиц, глядя на работы
художников И. Левитана, А. Саврасова, И.
Шишкина работы детей, предложенных
учителем для показа. Овладевать
живописными навыками работы акварелью,
используя помощь учителя. Использовать
выразительные средства живописи и
возможности лепки для создания образа
весенней природы. Овладевать навыками
работы в технике лепки.
Рассматривать разные узоры в закладках
для книги, предложенные учителем.
Усвоить понятия (ритм, ритмично,
повторение, чередование, элементы узора,
штамп). Запоминать процесс изготовления
штампа. Оценивать критически свою
работу, сравнивая ее с другими работами.
Работать самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю
Принимать активное участие в беседе:
внимательно слушать рассказ учителя,
отвечать на поставленные вопросы.
Характеризовать художественные изделия
— посуду с росписью, выполненную
народными мастерами. Различать формы,
цвета, строение цветов в природе и
сравнивать их с изображением в
декоративно- прикладном искусстве.
Объяснять значение понятия
«декоративность». Исполнять творческое
задание согласно условиям
Определять центр композиции и характер
расположения растительных мотивов, связь
декора с формой украшаемого предмета.
Участвовать в обсуждении особенностей
композиции и передачи способом
аппликации приемов трансформации

29

Святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц (или их силуэтов) к 1
празднику Пасхи. Рисование. Беседа на тему.

30

Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Элементы городецкой 1
росписи. Рисование.

31

Промежуточная аттестация. Рисование. Кухонная доска

32

Иллюстрация в книге. Беседа на заданную тему «Иллюстрация к сказке, 1
зачем нужна иллюстрация». Вспоминание эпизода из сказки колобок.

1

природных форм в декоративные.
Прослеживать связь декора с формой
оформляемого предмета, композиционное
разнообразие цветочных мотивов в
изделиях. Исполнять творческое задание
согласно условиям.
Усвоить понятия: роспись, расписывать,
орнамент, Пасха, пасхальное яйцо.
Закреплять навыки работы от общего к
частному. Анализировать форму частей,
соблюдать пропорции. Посмотреть на
работу своего товарища, сравнить свою
работу с работой других
Анализировать колорит (какой цвет
преобладает, каковы цветовые оттенки—
теплые или холодные, контрастные или
нюансные) . Понимать и объяснять смысл
понятия «городецкая роспись».
Работать по образцу, в технике гуаши.
Определять местоположение главного
предмета (группы предметов) в
композиции. Изображать узоры росписи,
используя составные, осветленные цвета.
Использовать приемы композиции рисунка
росписи (ритм, симметрия и асимметрия,
равновесие частей, выделение
сюжетнокомпозиционного центра).
Применять выразительные живописные и
графические средства в работе. Выполнять
творческое задание согласно условиям.
Рассматривать иллюстрации в книгах,
запечатлевшие образы сказочных героев.
Сравнивать особенности изображения
добрых и злых героев. Участвовать в
обсуждении изображения добрых и злых
героев в книжной графике (в сказках), роли
цвета в характеристике сказочного героя,

33

Эпизод из сказки «Колобок». Нарисуй колобка на окне. Укрась ставни 1
городецкой росписью. Раскрась рисунок красками гуашь.

34

Помечтаем о лете, о походах в лес за грибами. «Летом за грибами!» 1
Лепка. Рисование. Завершающее задание.

средств художественной выразительности
для передачи сказочности происходящих
событий и действий
Выделять этапы работы в соответствии с
поставленной целью. Развивать навыки
работы с живописными и графическими
материалами. Создавать иллюстрацию к
сказке «Колобок». Оценка своей
деятельности
Рассматривать картину художника А.
Пластова. Рассказывать о содержании
картины по наводящим вопросам.
Участвовать в обсуждении картины,
приводить примеры из жизни,
соответствующие сюжету картинки.
Изображать картинку «Летом за грибами!»,
глядя на образец.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».