МКОУ «Турманская СОШ» РАССМОТРЕНО Заседание ШМО учителей МКОУ «Турманская СОШ» Протокол № _______ От « » _____________ 2021г. Руководитель МО Полякова У С .. ___________ СОГЛАСОВАНО Заседание МС МКОУ «Турманская СОШ» Протокол №___ от « » _________2021г. Зам. директора по УВР Онищук С.В. ____________ УТВЕРЖДАЮ Приказ №_______ от « » _______ 2021 г. Директор МКОУ «Турманская СОШ» МО «Братский район» Московских Т.А. _________ Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант I на 2023-2024 учебный год Разработала: Макарова Наталья Олеговна учитель 2023год 1 Пояснительная записка Адаптированная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» представлена различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками с ОВЗ необходимыми в жизни элементарными приемами работы с разными материалами (работа с тканью, бисером, нитками для вышивки, фурнитурой), изготовление игрушек, панно для школы и дома. Работа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Обучение проводится для обучающихся 4 класса. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы. Цель адаптированной рабочей программы «Умелые ручки»: развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Основные задачи программы Образовательные: - совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов; - обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению; - научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, для украшения помещений. Развивающие: - развивать зрительное восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук, - способствовать развитию творческих способностей, умению соблюдать цветовую композицию. Воспитательные: - воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда; - воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе; - воспитывать интерес к творческой деятельности. Работа по факультативному курсу не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей с ОВЗ, а расширяет и углубляет сведения о работе с тканью, бисером, нитками для вышивки, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на 2 уроках. Работа организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. • • • • • • • • • • • Планируемый уровень подготовки обучающихся по внеурной деятельности «Умелые ручки» знать: названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой; правила безопасности труда при работе ручными инструментами; правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику; способы обработки различных материалов, предусмотренных программой. уметь: правильно пользоваться ручными инструментами; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда; организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы; бережно относиться к инструментам и материалам; экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника; самостоятельно изготовлять изделие по образцу; правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду. Предполагаемые результаты реализации программы Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. 3 Обучающийся получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; • выраженной познавательной мотивации; • устойчивого интереса к новым способам познания; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок; • выполнять учебные действия в материале, речи, уме. • • • • • • Обучающиеся получат возможность научиться: • проявлять познавательную инициативу; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия 4 Обучающиеся смогут: • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться, приходить к общему решению; • соблюдать корректность в высказываниях; • задавать вопросы по существу; • использовать речь для регуляции своего действия; • контролировать действия партнера. Обучающиеся получат возможность научиться: • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; • владеть монологической и диалогической формой речи; • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; • высказываться в устной и письменной форме; • анализировать объекты, выделять главное; • осуществлять синтез (целое из частей); • проводить сравнение, классификацию по разным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения об объекте; • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); 5 • подводить под понятие; • устанавливать аналогии; • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность: 1. Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; 2. Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; 3. Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; 4. Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; 5. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; 6. Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; 7. Создавать полезные и практичные изделия; 8. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; 9. Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; 10.Достичь оптимального для каждого уровня развития; 11.Сформировать систему универсальных учебных действий; 12.Сформировать навыки работы с информацией. 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Название темы Количество Резерв часов 1 Тема 1.1. Бумага. 7ч. 2 Тема 1.2.Картон. 4ч. 3 Тема 2.1. Панно из природных материалов 3ч. 4 Тема 3.1. Пластилин. 2ч. 5 Тема 3.2. Солёное тесто. 3ч. 6 Тема 4.1. Ткань. 2ч. 7 Тема 4.2. Нитки. 5ч. 8 Тема 5.1.Мозаика. 7ч. 9 Тема 5.2.Открытка. 1ч. ИТОГО 34ч. 7