УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТУРМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАССМОТРЕНО Заседание ШМО учителей МКОУ «Турманская СОШ» Протокол № _______ От « » _____________ 2020 г. Руководитель МО Вовчок Ю.Н. _____________ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заседание МС МКОУ «Турманская СОШ» Протокол №___ от « » _________2020 г. Зам. Директора по УВР Онищук С.В. ____________ Приказ №_______ от « » _______ 2020 г. Директор МКОУ «Турманская СОШ» МО «Братский район» Московских Т.А. _________ Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Логопедические занятия» для учащихся 4 класса, c нарушениями чтения и письма, обусловленными системным недоразвитием речи у детей с легкой степенью умственной отсталости на 2020– 2021 учебный год Предметная область: «Коррекционно-развивающая» Разработала: Решетникова Юлия Павловна Учитель-логопед п. Турма ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа коррекционного обучения учащихся 4 класса разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе адаптированных основных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой. Цель: разработка последовательной, поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности. Задачи: - Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. - Коррекция дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; - Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. - Совершенствование умения строить предложение адекватно замыслу. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. - Развитие навыков построения связного высказывания: установление логической последовательности, связности. Отбор языковых средств для построения высказывания. - Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. Обучающиеся должны уметь: (с помощью вопросов, схем, таблиц, карточек ) 1) Вычленять звуки из слов, правильно произносить звуки речи 2) Различать гласные и согласные звуки и их буквы 3) Уметь делить слово на слоги, производить звукобуквенный анализ доступных слов; 4) Понимать слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия; 5) Понимать назначение речи, различать понятия слово-предложениетекст. Понимать и использовать слова-термины (звук, слог, буква, гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий); КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА. 1.Обследование учащихся 2.Повторение изученного во 2-3 классах: - развитие анализа структуры предложения; - развитие слогового анализа и синтеза; - развитие фонематического анализа и синтеза; - дифференциация твердых и мягких согласных; - дифференциация звонких и глухих согласных; - дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство; - обозначение мягкости согласных на письме. 3. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р. Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х. Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0. Звук и буква У. Дифференциация О-У. 4.Устранение оптической дисграфии и дислексии. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А. Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза. 5.Устранение семантической дислексии. 6.Коррекционная работа на лексическом уровне. Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные. 7. Подведение итогов: написание детьми диктанта. Календарно- тематическое планирование логопедических занятий Номер занятия 1-4 5-10 11 12 13 14 15 16 Номер 1 четверть 16 часов Тема занятия Обследование учащихся Звуки и буквы. Анализ и синтез. Золотая осень. Звук А, буква А. Звуко-буквенный анализ слов. Школа. Звук У, буква У. Звуко-буквенный анализ слов. Овощи. Звук О, буква О. Звуко-буквенный анализ слов. Фрукты. Звук Э, буква Э. Звуко-буквенный анализ слов. Овощи – фрукты. Звук Ы, буква Ы. Звуко-буквенный анализ слов. Ягоды. Звук И, буква И. Звуко-буквенный анализ слов. Грибы. 2 четверть 14 часов Тема занятия Кол-во часов 4 6 1 1 1 1 1 1 Кол-во занятия 17 Буква Я. Звуко-буквенный анализ слов. часов 1 Птицы осенью. 18 Буква Ю. Звуко-буквенный анализ слов. 1 Дикие животные. 19 Буква Е. Звуко-буквенный анализ слов. 1 Детёныши диких животных. 20 Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. 1 Обувь. 21-22 Буквы Р-Л. Звуко-буквенный анализ слов. Зимняя обувь. 2 23-24 Буквы М-Н. Звуко-буквенный анализ слов. Одежда. 2 25-26 Буквы Б-П. Звуко-буквенный анализ слов. Верхняя одежда. 1 27-28 Буквы Г-К. Звуко-буквенный анализ слов. Новый год. 29 Контрольная работа за первое полугодие 30 РНО Номер занятия 31-32 33-34 3 четверть 20 часов Тема занятия Буквы В-Ф. Звуко-буквенный анализ слов. Зима. Буквы Д-Т. Звуко-буквенный анализ слов. Кол-во часов 2 2 Зимние забавы. 35-36 Буквы З-С. Звуко-буквенный анализ слов. 2 Зимующие птицы. 37-38 Буквы Ж-Ш. Звуко-буквенный анализ слов. 2 Мебель. 39-42 Развитие навыков звуко-буквенного анализа и 4 синтеза слов. Посуда 43-47 Слог. Слоговой анализ и синтез. 5 Игрушки. 48-51 Ударение. 3 Мебель. 4 четверть 17часов Номер занятия 52-53 Тема занятия Приставка. Перелётные птицы. Кол-во часов 2 54-55 Предлог. Первоцветы. 2 56-58 Дифференциация предлогов и приставок. 3 Насекомые. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 59-64 Развитие навыков языкового анализа и синтеза Весна. 6 65-68 Обследование. 4