УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТУРМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заседание МС МКОУ «Турманская СОШ» Протокол №___ от « » _________2020 г. Зам. Директора по УВР Онищук С.В. ____________ Приказ №_______ от « » _______ 2020 г. Директор МКОУ «Турманская СОШ» МО «Братский район» Московских Т.А. _________ Адаптированная рабочая программа (курса) «Счет» для учащихся 5 класса с умеренной умственной отсталостью на 2020– 2021 учебный год Предметная область: «Математика» Разработала: учитель Лабутина Наталья Валентиновна Турма 2020 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математики является формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: 1) сформировать представления о пространственные, временные представления: форме, величине; количественные (дочисловые), 2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. 3) сформировать способностью пользоваться соответствующих возрасту житейских задач. математическими знаниями при решении Адаптированная рабочая программа основного общего образования МКОУ «Турманская СОШ » по предмету «Математические представления» 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» 5 класса (обучение на дому) обеспечивает достижение планируемых результатов освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Адаптированная рабоча МКОУ «Турманская СОШ » я программа по предмету «Математические представления» 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатываются на основе: требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП; программы формирования базовых учебных действий. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Материал по предмету «Математические представления» представлен в адаптированной рабочей программе 5 класса образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разделами: «Временные представления», «Количественные представления», «Представления о величине», «Представление о форме», «Пространственные представления» Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом МКОУ «Турманская СОШ» учебный предмет «Математические представления» в 5 классе (обучение на дому) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета «Математические представления» отводится 170 часов в год. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СЧЕТ» Личностными результатами обучающихся являются результаты, обеспечивающие овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностными результатами являются: 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 4) формирование уважительного отношения к окружающим; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметными результатами являются: 1) знание устной и письменной нумерации в пределах 100, 2) сложение и вычитание в пределах 10, 20 (без перехода и с переходом через десяток), 3) сложение и вычитание в пределах 100 на основе знания нумерации, 4) сложение и вычитание круглых десятков, 5) сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд, 6) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач, 7) умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СЧЕТ» Адаптированная программа 5 класса (обучение на дому) предполагает работу по разделам: «Количественные представления», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления», «Представление о форме» Временные представления (1 ч) Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Понятия: «рано», «поздно». Составление последовательности событий. Называние времен года. Количественные представления ( 82 ч) Представление о числовой последовательности. Пересчет Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. предметов. Узнавание цифр. Сложение и вычитание в пределах 10, 20 (с переходом и без перехода через десяток) сложение и вычитание в пределах 100 на основе знания нумерации, сложение и вычитание круглых десятков, сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Представления о величине (10 ч) Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Понятие «Большой - маленький». Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Сравнение предметов по весу. Представление о форме (4 ч) Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»). Пространственные представления (4 ч) Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (170 ч) Временные представления Количественные представления Представления о величине Представление о форме Пространственные представления ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п/п 1 Тема урока Диагностический урок. Кол.часов 1 Представление о величине. (10 ч) Временные представления. (1 ч) 2 Различение предметов по величине. Понятие «Большой маленький». Число и цифра 1. 1 3 Различение предметов по высоте. Понятие «Высокий низкий». Число и цифра 2. 1 4 Урок консультации. Понятие «Большой - маленький» 1 5 Урок консультации. Понятие «Высокий - низкий». 1 6 Дистанционный урок. 1 7 Различение предметов по ширине. Понятие «Широкий узкий». Число и цифра 3. 1 8 Сравнение предметов по длине. Понятие «Длинный – короткий». Число и цифра 4. 1 9 Урок консультации. Понятие «Широкий - узкий». 1 10 Урок консультации. Понятие «Широкий - узкий». 1 11 Дистанционное занятие. «Длинный – короткий». 1 12 Сравнение предметов по весу. Понятие «Тяжелый - легкий». Число и цифра 5. 1 13 Различение предметов по величине. Понятие «Глубокий мелкий». Число и цифра 6. 1 14 Урок консультации. Понятие «Тяжелый - легкий». 1 15 Урок консультации. Понятие «Тяжелый - легкий». 1 16 Дистанционное занятие. Понятие «Глубокий - мелкий». 1 17 Различение предметов по величине. Понятие «Толстый тонкий». Число и цифра 7. 1 18 Различение предметов по величине. Понятие «Большой – маленький - средний». Число и цифра 8. 1 19 Урок консультации. Число и цифра 8. 1 20 Урок консультации. Число и цифра 8. 1 21 Дистанционное занятие. Число и цифра 8. 1 22 Временные представления. Понятие «Рано - поздно. Вчера – сегодня - завтра». Число и цифра 9. 1 23 Различение предметов по количеству. Понятие «Много мало». Число и цифра 0. 1 24 Урок консультации. Понятие «Рано - поздно. Вчера – сегодня - 1 завтра». 25 Урок консультации. Понятие «Много - мало». Число и цифра 0. 1 26 Дистанционное занятие. Понятие «Много - мало». Число и цифра 0. 1 27 Сравнение предметов по величине, длине, ширине, весу, количеству.. 1 28 Числа в пределах 10 1 29 Урок консультации. Числа в пределах 10 1 30 Урок консультации. Числа в пределах 10 1 31 Дистанционное занятие. Числа в пределах 10 1 Расположение на листе бумаги (2 ч) 34 Перемещение в пространстве в заданном направлении. Понятие «Справа, слева». 1 35 Ориентация на плоскости. Понятие «Вверху -внизу - в середине». 1 36 Урок консультации. Понятие «Справа, слева». 1 37 Урок консультации. Понятие «Вверху -внизу - в середине». 1 38 Дистанционное занятие. Понятие «Вверху -внизу - в середине». 1 Отношение порядка следования (2 ч) 39 Определение месторасположения предметов в ряду. Понятие «Первый - последний». 1 40 Определение месторасположения предметов в ряду. Понятие «Перед, после, между, за». 1 41 Урок консультации. Определение месторасположения предметов в ряду. 1 42 Урок консультации. Понятие «Перед, после, между, за». 1 43 Дистанционное занятие. Понятие «Перед, после, между, за». 1 Количественные представления (82 ч) 44 Устная нумерация чисел в пределах 20. 1 45 Письменная нумерация в пределах 20. 1 46,47 Урок консультации. Числа в пределах 20. 48 Дистанционное занятие. Числа в пределах 20. 2 1 49 50 Устная и письменная нумерация в пределах 20. 2 Урок консультации. Числа в пределах 20. 2 53 Дистанционное занятие. Числа в пределах 20. 1 55 2 55 Сложение и вычитание в пределах 20 на основе знания нумерации. (+/- 1) 56 57 Урок консультации. Сложение и вычитание в пределах 20 на основе знания нумерации. (+/- 1) 2 58 Дистанционное занятие. Сложение и вычитание в пределах 20 1 на основе знания нумерации. (+/- 1) 51,52 59 60 61 Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток 2 Урок консультации. Сложение и вычитание в пределах 20 без 2 перехода через десяток . 63 Дистанционное занятие. Сложение и вычитание в пределах 20 1 без перехода через десяток 64 65 Сложение и вычитание в переделах 20 с переходом через десяток. 2 66 67 Урок консультации. Сложение и вычитание в переделах 20 с переходом через десяток. 68 Дистанционное занятие. Сложение и вычитание в переделах 20 1 с переходом через десяток. 69 70 71 72 73 2 Устная нумерация чисел в пределах 100. 2 Урок консультации. Устная нумерация чисел в пределах 100. 2 Дистанционное занятие. Числа от 1 до 100. 1 74,75 Письменная нумерация в пределах 100. 2 76,77 Урок консультации. Нумерация в пределах 100. 2 78 Дистанционное занятие. Нумерация в пределах 100 1 79,80 Устная и письменная нумерация в пределах 100. 2 81,82 Урок консультация. Нумерация в пределах 100 2 83 84,85 Дистанционное занятие. Нумерация в пределах 100 1 Сложение и вычитание в пределах 100 на основе знания нумерации. (+/- 1) 2 86,87 Урок консультация. Нумерация в пределах 100 2 Дистанционное занятие. Нумерация в пределах 100 1 89,90 Разрядный состав чисел в пределах 100. Единицы, десятки, сотни. 2 91,93 Урок консультация. Разрядный состав чисел в пределах 100. Единицы, десятки, сотни. 2 94 Дистанционное занятие. Разрядный состав чисел в пределах 100. Единицы, десятки, сотни. 1 95 96 Сложение и вычитание в пределах 100 на основе разрядного состава чисел вида:40+6, 46-6, 46-40. 2 88 97.98 Урок консультация. Сложение и вычитание в пределах 100 на 2 основе разрядного состава чисел вида:40+6, 46-6, 46-40. 99 Дистанционное занятие. Сложение и вычитание в пределах 100 1 на основе разрядного состава чисел вида:40+6, 46-6, 46-40. 100,101 Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток вида: 46+3, 46-3. 2 1002, Урок консультация. Сложение и вычитание в пределах 100 без 2 103 перехода через десяток вида: 46+3, 46-3. 104 Дистанционное занятие. Сложение и вычитание в пределах 100 1 без перехода через десяток вида: 46+3, 46-3. 105 Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток 1 Сложение в пределах 100 с образованием десятка вида 47+3. 1 106 107,108 Урок консультация. Сложение и вычитание в пределах 20 без 2 перехода через десяток 109 Дистанционное занятие. Сложение и вычитание в пределах 20 1 без перехода через десяток 110 Вычитание в пределах 100 вида: 40-3. 2 112 113 Урок консультация. Вычитание в пределах 100 вида: 40-3. 2 114 Дистанционное занятие. Вычитание в пределах 100 вида: 40-3. 1 115 Сложение в пределах 100 вида: 47+23. 111 116 117,118 Урок консультация. Сложение в пределах 100 вида: 47+23. 2 2 119 Дистанционное занятие. Сложение в пределах 100 вида: 47+23. 1 120 121 Вычитание в пределах 100 вида: 40-23. 2 122 Урок консультация. Вычитание в пределах 100 вида: 40-23. 2 123 Дистанционное занятие. Вычитание в пределах 100 вида: 4023. 1 Сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+5. 2 124 125 126,127 128 Урок консультация. Сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+5. 2 Дистанционное занятие. Сложение в пределах 100 с переходом 1 через разряд вида: 47+5. 129,130 Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-7. 2 Урок консультация. Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-7. 2 133 Дистанционное занятие. Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-7. 1 134 Сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+25. 1 135 Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45- 1 27. 136 Урок консультация. Сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 47+25. 1 137 Урок консультация. Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-27. 1 138 Дистанционное занятие. Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 45-27. 1 139 Сложение и вычитание в пределах 100. 2 Урок консультация. Сложение и вычитание в пределах 100. 2 Дистанционное занятие. Сложение и вычитание в пределах 100. 1 Геометрические фигуры 2 146 147 Урок консультация. Геометрические фигуры 2 148 Дистанционное занятие. Геометрические фигуры 1 149 Квадрат. Треугольник 2 131,132 140 141 142 143 144 145 150 151,152 Урок консультация. Квадрат. Треугольник 153 Дистанционное занятие. Квадрат. Треугольник 154 155 Многоугольник.Круг. 156,157 Урок консультация. Многоугольник.Круг. 2 2 158 Дистанционное занятие. Многоугольник.Круг. 1 159 Точка.Прямая.Отрезок. 2 Урок консультация. Точка.Прямая.Отрезок. 2 163 Дистанционное занятие. Точка.Прямая.Отрезок. 1 164 Рисуем по клеткам. 2 160 161 162 165 166,167 Урок консультация. Рисуем по клеткам. 2 168 Дистанционное занятие. Ребусы. 1 169 Графический диктант, контрольное занятие. 2 170 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 2