Адаптированная рабочая программа по физической культуре 5 класс (дом_умерен)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2020 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2020 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Адаптированная рабочая программа (курса)
«Физическая культура»

для учащихся 5 класса с умеренной умственной отсталостью
на 2020– 2021 учебный год

Разработала:
учитель
Лабутина Наталья Валентиновна

Турма 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную
отсталость (интеллектуальные нарушения) является физическое развитие, которое
происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования МКОУ
«Турманская СОШ» по предмету «Адаптивная физическая культура» 5 класса (обучение на
дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
Адаптированная рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура»
5 класса (обучение на дому) обеспечивает достижение планируемых результатов освоения
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Адаптированная рабо МКОУ
«Турманская СОШ»чая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» 5
класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разрабатываются на основе: требований к личностным и предметным
результатам (возможным результатам) освоения АООП; программы формирования базовых
учебных действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Задачи по адаптивной физической культуре:
1) всестороннее гармоническое развитие и социализация обучающихся;
2) формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний,
умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
3) совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных
навыков;
4) воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности,
организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.
5) играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика
болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Наряду с вышеуказанными задачами в основе обучения физическим упражнениям
должны просматриваться следующие принципы:

- постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце
урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
Содержание
предмета «физкультура» представлено
разделами: «Теоретические сведения», «Коррекционные подвижные игры».

следующими

Физическая культура в классах для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми
обучающимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и
находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым
обучением.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе
лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических
способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия
"адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная",
что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья,
включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений,
направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление
здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что
обучающиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и
двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной
физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления,
нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования
у них двигательных навыков.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с
обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении
дифференцированного и индивидуального подхода. Урок состоит из четырех частей:
вводной, подготовительной, основной и заключительной. В работе с обучающимися с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные
педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности:
название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилению,
плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой
дозировки силовых и пространственных компонентов движений. Чтобы учащиеся усвоили

алгоритм выполнения упражнений и инструкций педагога, требуется многократное
повторение, сочетающееся с правильным показом.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на обязательный учёт
индивидуально-психологических особенностей обучающихся, так как воспитанники
представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому
важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение,
закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет
коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной
деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
межпредметных связей (речь и альтернативная коммуникация, математические
представления, изобразительная деятельность, предметно-практическая деятельность), а
также с возрастными и психофизическими особенностями развития обучающихся.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 218» в 5 классе (обучение на дому)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение
учебного предмета «Адаптивная физическая культура» отводится 17 часов в год (0,5 часа в
неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Личностными результатами обучающихся являются:
1) освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
3) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
4) основы персональной идентичности, осознание
определённому полу, осознание себя как «Я»;

своей

принадлежности

к

5) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
6) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
7) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений.

8) освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, ,
передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
9) освоение двигательных навыков,
координационных способностей.

последовательности

движений,

развитие

10) совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
11) умение радоваться успехам.
12) соотнесение
самочувствия
с
настроением,
самостоятельностью и независимостью.

собственной

активностью,

13) умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость,
болевые ощущения, др.
Предметными результатами являются:
1) правильное выполнение упражнений;
2) расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и
использование их в качестве средств укрепления здоровья;
3) формирование
элементарных
знаний
анатомии
человека,
о
законах
жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом
воздействии тех или иных упражнений;
4) знакомство со специальной терминологии физических упражнений. Обучение
специальной терминологии физических упражнений;
5) обучение и применение дыхательной гимнастики.
Сформированность базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на
развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МОУ «СОШ № 218», обучением на дому по
индивидуальному учебному плану (вариант 2)
Группа БУД

Учебные действия и умения.
- входить и выходить из зала со звонком;

1. Подготовка ребенка к
нахождению и обучению в - ориентироваться в пространстве класса (зала,
среде
сверстников,
к учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
эмоциональному,
- адекватно использовать ритуалы школьного
коммуникативному
взаимодействию с группой поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
обучающихся.

- организовывать рабочее место;
- принимать цели и включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем
темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения.
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на
задание):
2. Формирование
поведения:

учебного

- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по
подражанию:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на
выполнении посильного задания 3-4 мин.

3. Формирование
выполнять задание:

умения

2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен
выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания

4. Формирование умения
самостоятельно переходить от - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с
одного задания (операции, помощью педагога;
действия)
к
другому
в
соответствии с расписанием - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности
занятий,
алгоритмом (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
действия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (17 ч)
№ Содержательная
п/п
линия

1

Теоретические

Коррекционно - развивающие задачи

Название

исходных

Педагогические
средства,
технологии решения
коррекционных задач

положений Каждый урок

сведения

2

физических
упражнений,
упражнений, физиологическая
упражнений.

название планируется в
значимость соответствии с
основными
дидактическими
Название
спортивного
инвентаря требованиями:
(гимнастическая стенка, гимнастическая постепенное
скамейка, набивной мяч и т.п.).
повышение нагрузки и
Развитие ориентировки по конкретным переход в конце урока
ориентирам (вход, выход, стены, потолок, к успокоительным
пол,
углы).
Выполнение
простейших упражнениям;
исходных положений при выполнении чередование
общеукрепляющих упражнений и движений в различных видов
различных пространственных направлениях. упражнений, подбор
Коррекционные
Овладение приемами правильного дыхания упражнений,
подвижные игры
(по
показу
учителя)
и
выполнение соответствующих
простейших
заданий
по
словесной возможностям
инструкции учителя. Формирование навыков обучающихся.
правильного захвата различных предметов,
их передача. Выполнение упражнений с
мячом.

Физическая подготовка (13 ч)Показ учителя всех упражнений ,так как у ученика
ДЦП(не ходит)
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и
перестроения: основная стойка,
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения:
произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох
через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке. Круговые движения
кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные движения рукой в исходных
положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в
стороны, вверх, вниз, круговые движения. Движения головой: наклоны вперед (назад, в
стороны), повороты. Круговые движения прямой рукой вперед (назад).
Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в
положение «лежа»). Ходьба по доске, лежащей на полу.
Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Отход от стены с
сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба( показ) в медленном темпе. Ходьба с изменением направления
движения. Преодоление препятствий при ходьбе.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на четвереньках.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Броски маленького
мяча вверх (о пол, о стенку). Ловля маленького мяча одной рукой. Бросание мяча.
Сбивание предметов малым мячом.
Коррекционные подвижные игры (4 ч)
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. «Слушай сигнал», «Отгадай по
голосу», «Волшебный мешок».
Коррекционные игры
«Запомни порядок», «Летает — не летает».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений
«Повторяй за мной», «Фигуры».
Игры с бегом и прыжками
Игры с бросанием, ловлей и метанием
«Метко в цель», «Кто дальше бросит?», «Зоркий глаз», «Попади в цель».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ()

№
п/п

Тема
Теоретические сведения

Кол
часов
1

1

Знакомство с физкультурным залом, комнатой. Знакомство с оборудованием и
материалами для уроков физкультуры

2-4

Урок консультация. Знакомство с оборудованием и материалами для уроков 3
физкультуры

5

Физическая подготовка
Упражнения в построении. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз».

Урок консультация. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз».
Показ учителем держась за руки с мамой: в заданном направлении (к игрушке).
9
Соблюдение правил игры
10-12 Урок консультация.ОРУ
Ходьба учителя между предметами. Соблюдение правил игры «Хлопки по
13
счету».
6-8

2
3
1
3
1

14-16 Урок консультация. Соблюдение правил игры «Хлопки по счету».

3

Ходьба учителя держась за руки с мамой: по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 1
метра).
3
18-20 Урок консультация. Гимнастика сидя.
17

21

Соблюдение правил игры «В ладоши».

22-24 Урок консультация. Соблюдение правил игры «В ладоши».
25

Наклоны вперед, назад.

26-28 Урок консультация. Наклоны вперед, назад.
29

Прокатывание мяча двумя руками друг другу. «Запомни порядок».

1
3
1
3
1

Урок консультация Прокатывание мяча двумя руками друг другу. «Запомни 3
порядок»..
33
Показ руками. «Летает — не летает».
1
34-35 Урок консультация. Показ руками. «Летает — не летает».
3
1
36
Игра «Слушай сигнал»
30-32

37-39 Урок консультация. Игра «Слушай сигнал»
40

Игра «Отгадай по голосу»

41-43 Урок консультация. Игра «Отгадай по голосу»
44

Правила Игры «Вот так позы!», «Совушка»

45-47 Урок консультация. Правила Игры «Вот так позы!», «Совушка»
48

Наклоны вправо, влево.(под счет)

49-51 Урок консультация. Наклоны вправо, влево.(под счет)
52

Гимнастика для глаз

53-55 Урок консультация. Гимнастика для глаз
56

Ловля мяча, брошенного учителем (бросание мяча учителю)

57-59 Урок консультация. Ловля мяча
60

Игра «Метко в цель».

61-63 Урок консультация. Игра «Метко в цель».
64

ОРУ

3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1

65-67 Урок консультация. ОРУ
68.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Что узнали.Чему научились

3
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».