Рабочая программа СЛОВЕСНОСТЬ для 5-9 классов-signed

МКОУ "Турманская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заседание ШМО учителей
предметов гуманитарного
цикла МКОУ" Турманская
СОШ"
Руководитель ШМО
Харченко Е.В.
Протокол №1 от «30» 08
2023 г.

Заседание МС
МКОУ " Турманская СОШ"
Зам.директора по УВР
Онищук С.В.
Приказ №10-о от «30.» 08
2023 г.

Директор МКОУ
"Турманская СОШ"
МО " Братский район"
Московских Т.А.
Приказ №10-о от «30» 08
2023 г.

Рабочая программа по
учебному курсу
«Русская словесность» 5-9 класс

Турма 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Русская словесность» 5-9 классов составлена на основе
Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов («Русская
словесность. От слова к словесности. 5-9 классы», М.: «Дрофа», 2012 год).
Настоящая программа по русской словесности для основной общеобразовательной школы
(5–9 классы) создана на основании следующих документов:
-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа
Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644);
- примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной
решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- авторской программой по русской словесности для 5-9 классов под редакцией Р.И.
Альбетковой для 5-9 классов («Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы», М.:
«Дрофа», 2012 год);
- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного Министерством
Просвещения Российской Федерации 28. 12. 2018 г. приказ № 345.
Рабочая программа по русской словесности представляет собой целостный документ,
включающий следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты
изучения; основное содержание учебного предмета; тематическое планирование.
Цели и задачи программы:
• знать законы у п о т р е б л е н и я я з ы к а , его лексические, фонетические,
словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, с в о
е о б р а з и е с л о в е с н о г о в ы р а ж е н и я с о д е р ж а н и я в п р о и з ве
денияхразличныхродовивидов.
• уметь самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного
через языковую ткань, идя от словесной организации — к образу, сюжету, композиции,
идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и
в о с п р и н и мать п р о и з в е д е н и е как ц е л о с т н о е
явлениеискусстваслова.

• использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов
произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится
творческом уупотреблению родногоязыка.
Таким образом, изучение начальных сведений о русской словесности в 5—6 классах, а
также важнейших базовых понятий, основ русской словесности — в 7—9 классах должно
помочь формированию умений учащихся с а м о с т о я т е л ь н о п о н и м а т ь выраженный в
словесной форме идейно-художественный смысл произведений и
п р и м е н я т ь в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения
содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта
человечества помогут развитию личности школьника.
Рабочая программа рассчитана на изучение предмета в V классе – 35 ч, VI – 35ч, VII- 35ч,
VIII- 35ч, IX классе – 34 ч, 1 час в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»
Личностные универсальные учебные действия
5 класс
Ученик научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
Выражать положительное отношение к процессу познания. Ученик получит
возможность научиться:
- Уважительно относиться к родному языку и к родной литературе.
- Оценивать свои и чужие поступки.
6 класс:
Ученик научится:
- Понимать русский язык и литературу как национально-культурные ценности русского
народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неѐ.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родного языка и литературы в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
7
класс:
Ученик научится:
- Понимать определяющую роль родного языка и литературы в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
8
класс
Ученик научится:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- Оценивать
собственную
учебную
деятельность:
свои
достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
9 класс
Ученик научится:
- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач.
- Проявлять готовность к самообразованию.
Ученик получит возможность научиться:

- Использовать в полной мере объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
- Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью.
- Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения,
считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в
споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
-Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности
многонационального российского общества.
-Развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов
России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.
Регулятивные универсальные учебные действия
5 класс Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения еѐ результата.
- Анализу достижения цели. Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
6
класс
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
-Установлению целевых приоритетов.
-Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
7
класс
Ученик научится:
- Умению контроля.
- Принятию решений в проблемных ситуациях.
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно,
истинно, существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции.
- Осуществлению познавательной рефлексии.
8
класс
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
9
класс
Ученик научится:
- Основам прогонозирования. Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
-Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
5
класс
Ученик научится:

-Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте
информацию, необходимую для еѐ решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
6
класс
Ученик научится:
-Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
7
класс
Ученик научится:
- Организовывать деловое сотрудничество.
- Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого
этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- Вступать в диалог.
- В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
8
класс
Ученик научится:
- Работать в группе.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнѐра.
Ученик получит возможность научиться:
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в
совместной деятельности.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию.
9
класс
Ученик научится:
- Отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой
социализированной и внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
- Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
- В совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить еѐ
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
5 класс Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных
пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). Ученик получит
возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
6 класс
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
7
класс
Ученик научится:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в
дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в
учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений
разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
8
класс
Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные,
цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом
пространстве Интернета;
-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с
помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализироват изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
(например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены;
подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные)
для решения учебных задач;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенн- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания
объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность учиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
9 класс
Ученик научится:
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте
(явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
- п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и
подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарѐм;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).
6 класс
Ученик научится:
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова (термины, профессиональные,
заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учѐтом условий и
задач общения; избегать засорения речи иноязычными слова- ми; толковать лексическое
значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; свободно пользоваться
различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов,
фразеологизмов);
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
7
класс
Ученик научится:
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: свободно пользоваться лексическими словарями
разных видов;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять
«чужие»
тексты
интерпретирующего
характера,
аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).
8
класс
Ученик научится:
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов социальной тематики,
правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных
видов;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ
обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).
9 класс
Ученик научится:
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов общественнополитической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; свободно
пользоваться лексическими словарями разных видов;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ
обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
-сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»
5

класс (35 ч.)
№П/П

Содержание

Вводное занятие (1 ч.)
1. Слово как единица языка и как
словесное высказывание

Словесность (3 ч.)
2. Словесность как словесное
творчество, словесное
искусство
3. Разговорный язык и
литературный язык, их
свойства. Просторечие
4. Язык художественной
словесности

Богатство лексики русского языка (7 ч)
5. Лексическое значение слова.
Слова однозначные и
многозначные
6. Слова – термины, способы
определения понятия
7. Омонимы, их отличие от
многозначных слов

Формы
организации
учебных занятий

Характеристика
основных видов
учебной
деятельности

Урок построения
системы знаний

Выразительное
прочтение текстов,
различных по теме
высказывания и
эмоциональной
окраске. Знакомство с
этимологическим
словарем.
Размышление о
значении языка.
Выработка умения
отвечать на вопросы
по рассмотренной
картине.
Формирование
умения сочинять
небольшой рассказ по
определенному
заданию.

Урок построения
системы знаний
Урок построения
системы знаний
Урок построения
системы знаний

Различение
разговорного и
литературного языка,
выработка умения
употреблять их в
соответствующих
условиях. Умение
различать
разговорную и
книжную окраску
выражений.
Различение понятий:
устная речь и
разговорный язык;
письменная речь и
литературный язык.
Обогащение
разговорного языка
школьника. Умение
построить диалог.
Выработка умения
составлять рассказ по
картине. Уместное
употребление
просторечия.
Формирование
умения, идя от слов к
смыслу, понимать
художественное
произведение.

Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

Работа с толковыми
словарями. Умение
читать словарную
статью. Выработка
умения определять
лексическое значение
слова, давать
определение понятия.

8.
9.

Синонимы, их роль в
художественном произведении
Антонимы, их роль в
художественном произведении

10. Неологизмы. Устаревшие слова
11. Фразеологизмы

Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

Прямое и переносное значение слова (4ч)
12. Прямое значение слова.
Урок «открытия»
Употребление слова в
новых знаний
переносном значении
13. Сравнение
Урок «открытия»
новых знаний
14. Эпитет
Урок «открытия»
новых знаний
15. Аллегория
Урок «открытия»
новых знаний

Текст (6ч)
16. Текст. Тема текста

Умение находить в
тексте
художественного
произведения
многозначные слова,
омонимы, синонимы,
антонимы,
неологизмы,
архаизмы, историзмы,
фразеологизмы,
понимать их роль и
передавать свое
понимание в
выразительном
чтении. Употребление
лексических ресурсов
языка в собственных
высказываниях.
Понимание прямого и
переносного значений
слова. Нахождение в
произведении
эпитетов и сравнений,
понимание их
значения, понимание
смысла аллегории.
Выразительное чтение
произведений, в
которых употреблены
средства
художественной
изобразительности:
эпитет, сравнение,
аллегория.
Употребление в
собственных
высказываниях
эпитетов, сравнений,
аллегорий.

Определение темы и
основной мысли
текста. Устное и
17. Основная мысль текста.
письменное
Способы связи предложений в
изложение
тексте
повествовательного
18. Формы словесного выражения.
текста. Создание
Повествование
собственного
повествовательного
19. Формы словесного выражения.
текста на
Описание
предложенную тему.
Выразительное чтение
20. Формы словесного выражения.
текста-описания.
Рассуждение
Создание словесного
описания предмета.
21. Формы словесного выражения.
Понимание причинноДиалог и монолог
следственных
отношений в
рассуждении.
Выразительное чтение
научного и
художественного
текста-рассуждения.
Выразительное чтение
диалога. Создание
собственного
рассуждения, диалога,
монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения (3ч)
22. Стихотворная и прозаическая
Урок «открытия» Различение
формы словесного выражения.
стихотворной и
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

Ритм
23. Интонация. Цель высказывания
и интонация
24. Рифма в стихах. Строфа

Устная народная словесность (3ч)
25. Виды сказок. Особенности
языка сказок. Правдивость
сказки
26. Небылицы, пословицы и
поговорки
27. Загадки. Особенности языка
загадок. Скороговорки,
дразнилки, потешки

новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

прозаической речи.
Различение видов
интонации в
повествовательных,
вопросительных и
побудительных
предложениях, их
чтение. Чтение
предложений с
восклицательной
интонацией. Чтение
стихов с соблюдением
стиховой паузы.
Выразительное чтение
стихотворного и
прозаического
произведений:
определение
основного тона, пауз,
ударений, повышений
и понижений голоса.
Подбор рифм к
предложенным
словам.

Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

Различение видов
устной народной
словесности.
Рассказывание сказки,
небылицы.
Произнесение
скороговорки и
считалки.
Отгадывание загадок.
Сочинение
собственных загадок.
Употребление
пословиц и поговорок,
понимание их
аллегорического
значения.

Литературное эпическое произведение (3ч)
28. Произведение созданное
Урок «открытия»
писателем. Литературная сказка
новых знаний
29. Басня. Особенности языка и
Урок «открытия»
построения басен
новых знаний
30. Рассказ, повесть, роман.
Урок «открытия»
Особенности языка эпического
новых знаний
произведения

Литературное лирическое произведение (3ч)
31. Лирическое произведение.
Урок «открытия»
Стихи о родине и о природе
новых знаний
32. Стихи о животных
Урок «открытия»
новых знаний
33. Стихи рассказывающие о каком Урок «открытия»
– либо событии
новых знаний

Понимание того, что
эпическое
произведение —
результат творчества
писателя,
произведение,
созданное из
языкового материала.
Различение
литературной сказки,
басни, рассказа и
повести. Пересказ
литературной сказки.
Выразительное чтение
эпизода рассказа,
басни. Создание
устного рассказа по
собственным
впечатлениям.
Понимание главного
свойства лирических
произведений —
выражения мыслей и
чувств автора.
Выразительное чтение
стихов. Соблюдение
стиховых пауз,
логических и
стиховых ударений,

Литературное драматическое произведение (2ч)
34. Драматическое произведение
Урок «открытия»
новых знаний
35. Пьеса – сказка
Урок «открытия»
новых знаний

6

определение
основного тона
Умение отличить
драматическое
произведение от
произведений других
родов словесности.
Понимание роли
авторских ремарок.
Чтение пьесы по
ролям. Определение
основного тона
высказывания героя,
правильное
интонирование
реплик. Сочинение
собственной сценки,
инсценировка
эпического
произведения.

класс (35 ч.)
№П/П

Содержание

Формы
организации
учебных занятий

Вводное занятие (1 ч.)
36. Почему надо изучать
словесность?

Употребление языка (7 ч.)
37. Стилистические возможности
слов и выражений
38. Общеупотребительные слова.
Диалектные слова
39. Специальные слова
(профессионализмы)
40. Заимствованные слова.
Неологизмы
41. Употребление имени
существительного
42. Употребление имени
прилагательного
43. Употребление глагола

Характеристика
основных видов
учебной
деятельности

Урок построения
системы знаний

Обогащение
словарного запаса:
работа со словарями.
Различение слов по их
стилистической
окраске.

Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

Обогащение
словарного запаса:
работа со словарями.
Различение слов по их
стилистической
окраске.
Понимание роли
общеупотребительных
слов, областных,
специальных и
заимствованных слов
в произведениях
словесности.
Понимание роли
грамматической
формы
существительного,
прилагательного и
глагола в
произведениях
словесности.
Выразительное чтение
текстов с различной
стилистической и
эмоциональной
окраской.
Выбор
стилистических
средств языка в

Средства художественной изобразительности (7 ч.)
44. Сравнение, аллегория, эпитет
45. Метафора. Олицетворение
46. Метонимия
47. Синекдоха. Гипербола
48. Порядок слов в предложении.
Инверсия
49. Повтор. Риторический вопрос и
риторическое восклицание
50. Антитеза

Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

Юмор в произведениях словесности (3 ч.)
Урок «открытия»
51. Что такое юмор. Комическая
неожиданность
новых знаний
52. Соединение несоединимого
Урок построения
53. Остроумная речь

системы знаний
Урок построения
системы знаний

Произведения устной народной словесности (3 ч.)
54. Былины
Урок построения
55. Былинный стих. Особенности
языка былины
56. Легенда. Предание

системы знаний
Урок построения
системы знаний
Урок построения
системы знаний

Эпическое произведения, его особенности (4ч.)
57. Отличие эпического
Урок «открытия»
произведения от лирического и новых знаний
драматического. Литературный
герой
58. Характер литературного героя. Урок «открытия»
Как раскрывается характер
новых знаний
героя в сюжете
59. Герой произведения и его автор Урок «открытия»
60. Особенности языка эпического
произведения

новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

собственных
высказываниях в
соответствии с
условиями и
поставленной целью.
Нахождение в тексте
средств
художественной
изобразительности и
понимание их
значения.
Выразительное чтение
произведений, в
которых имеются
средства
художественной
изобразительности.
Применение средств
художественной
изобразительности в
собственных
высказываниях
Развитие чувства
юмора.
Выразительное чтение
юмористического
произведения. Устное
и письменное
изложение
юмористического
произведения.
Создание
собственного
юмористического
рассказа или сценки,
употребление¬ в нем
средств создания
комического.
Выразительное чтение
былины.
Художественные
пересказы, предания,
легенды. Нахождение
в тексте средств
художественной
выразительности и
понимание их
значения. Выработка
умения составлять
рассказ по картине.
Умение отличить
эпическое
произведение от
лирического и
драматического.
Формирование
понимания роли
повествования,
описания,
рассуждения, диалога
и монолога в
эпическом
произведении для
изображения
характера героя и
передачи авторского

Лирическое произведение, его особенности (5 ч.)
61. Лирическое произведение.
Урок «открытия»
Особенности языка
новых знаний
лирического произведения
62. Двусложные размеры стиха
Урок «открытия»
63. Трехсложные размеры стиха
64. Аллитерация. Рифма
65. Главное свойство стихов

новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

Драматическое произведение, его особенности (3 ч.)
66. Особенности языка
Урок «открытия»
драматического произведения
новых знаний
67. Как изображается характер
Урок «открытия»
героя в пьесе
новых знаний
68. Сюжет драматического
Урок «открытия»
произведения
новых знаний

отношения к герою.
Различение героя,
автора и рассказчика.
Выразительное чтение
и пересказ эпических
произведений.
Сочинение рассказа
по собственным
впечатлениям,
использование в нем
повествования,
описания,
рассуждения, диалога
и монолога
Умение отличить
лирическое
произведение от
эпического и
драматического.
Различение размеров
стихов. Понимание
выразительного
значения ритма,
рифмы и аллитерации.
Выразительное чтение
лирического
произведения

Умение отличать
драматическое
произведение от
эпического и
лирического.
Понимание роли
авторской ремарки,
реплик героев в
диалоге, монологов
героев.
Выразительное чтение
по ролям
драматического
произведения.
Сочинение сценки по
собственным
впечатлениям,
употребление в ней
ремарки, диалога и
монолога
Что вы узнали на уроках русской словесности в 5- 6 классах (2 ч.)
Обогащение
69. Язык как материал словесности Урок построения
словарного запаса:
системы знаний
работа со словарями.
70. Произведение словесности
Урок построения
Различение слов по их
стилистической
системы знаний
окраске.
7

класс (35 часов)
№П/П

Содержание

Слово и словесность (1ч.)
1. Значение языка в жизни
человечества.
Словесность
как

Формы
организации
учебных занятий
Урок построения
системы знаний

Характеристика
основных видов
учебной
деятельности
Работа со словарями
различного типа;
обогащение
словарного запаса;

словесное
творчество

Разновидности употребления языка (3ч.)
2. Разговорный язык, его
особенности и разновидности
3. Стили
литературного языка
4. Язык
художественной литературы

определение темы и
основной мысли
произведения;
выразительное чтение
произведений.
Сочинение рассказа,
сказки. Умение
создавать словесное
изображение и
отличать его от
графического.
Урок построения
системы знаний
Урок построения
системы знаний
Урок построения
системы знаний

Формы словесного выражения (4ч.)
5. Формы словесного выражения
Урок «открытия»
новых знаний
в нехудожественных видах
письменности
6. Формы словесного выражения
Урок «открытия»
новых знаний
в художественном
произведении.
Стихи и
проза, их
различие
7. Формы словесного выражения
Урок «открытия»
новых знаний
в художественном
произведении.
Стихи и
проза, их
различие
8. Зачет по теме «Формы
Урок контроля
словесного выражения»
знаний
Стилистическая окраска слова. Стиль (3ч.)
9. Стилистические
Урок «открытия»
новых знаний
возможности
лексики и фразеологии
10. Стилистические
Урок «открытия»
новых знаний
возможности грамматики
Стилизация и пародия
11. Стилистические
Урок «открытия»
возможности грамматики
новых знаний
Стилизация и пародия
Роды, виды и жанры произведений словесности (1 ч.)
12. Понятия рода, вида, и жанра
Урок «открытия»
новых знаний

Работа со словарями.
Различение
разговорного языка и
разновидностей
литературного языка,
их употребление.
Создание текстов
официально-делового,
научного и
публицистического¬
стилей. Понимание
роли употребления
разновидностей языка
в художественном
произведении
Выразительное чтение
повествования,
описания,
рассуждения, диалога
в художественном
произведении.
Рассказывание о
событии с
использованием
диалога.
Выразительное чтение
сказа. Создание
собственного сказа
(рассказ о событии от
лица героя с
сохранением
особенностей его
речи). Выразительное
чтение стихов и
прозы. Создание
устного монолога в
научном стиле.
Работа со словарями.
Употребление
стилистически
окрашенных слов.
Понимание
стилистической
выразительности
различных средств
языка и умение
передать свое
понимание в
выразительном
чтении произведения.
Создание стилизации
и пародии.
Различение родов
словесности.
Определение вида и

Устная народная словесность, еѐ виды и жанры (3ч.)
13. Эпические
Урок «открытия»
новых знаний
виды
народной
словесности
14. Лирические виды народной
Урок «открытия»
новых знаний
словесности.
15. Драматические виды
Урок «открытия»
новых знаний
народной
словесности
Духовная литература, ее жанры (2ч.)
16. Библия. и
жанры библейских книг
17. Использование
библейских жанров и стиля в
русской
литературе

Эпические произведения их виды (7ч.)
18. Виды эпических произведений
19. Басня
20. Рассказ,
повесть,
роман
21. Литературный герой в рассказе
и повести. Портрет и поступки
героя
22. Пейзаж,
интерьер.
Рассуждение-монолог героя и
автора, диалоги героев
23. Сюжет рассказа и повести,
созданный средствами языка.
Этапы сюжет
24. Композиция рассказа и повести.
Художественная деталь
Лирические произведения, их виды (3ч)
25. Виды
лирики

жанра произведения.
Умение видеть
особенности
словесного
выражения
содержания в разных
родах и видах
народной
словесности,
понимание их идейнохудожественного
своеобразия.
Выразительное чтение
произведений разных
видов народной
словесности.

Урок построения
системы знаний
Урок построения
системы знаний

Чтение Библии.
Понимание
библейских текстов в
соответствии с их
жанровой
спецификой.
Понимание
обобщенного смысла
библейского
повествования.
Умение видеть
своеобразие стиля в
различных
библейских текстах.
Умение заметить
использование жанров
и стиля Библии в
различных
произведениях
словесности.

Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

Понимание характера
литературного героя с
учетом всех средств
его изображения.
Выразительное чтение
и пересказ эпизода с
употреблением
различных средств
изображения
характера. Сочинение:
характеристика героя
и сравнительная
характеристика
нескольких героев.
Использование в
сочинении различных
средств словесного
выражения
содержания.

Урок «открытия»
новых знаний

Урок «открытия»
новых знаний

Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

Понимание смысла
лирического

26. Композиция лирического
стихотворения.
Лирический герой

Урок «открытия»
новых знаний

27. Анализ
лирического
стихотворения

Урок контроля
знаний

Драматические произведения, их виды (4ч)
28. Виды
Урок «открытия»
новых знаний
драматического рода
словесности
29. Герои
Урок «открытия»
новых знаний
драматического
произведения и языковые
способы их изображения
30. Особенности драматического
Урок «открытия»
новых знаний
конфликта, сюжета и
композиции
31. Особенности драматического
Урок «открытия»
конфликта, сюжета и
новых знаний
композиции
Лиро-эпические произведения, их виды. (2ч.)
32. Лиро-эпические виды и жанры Урок «открытия»
33. Повести в стихах и
стихотворения в прозе –
соединения в них признаков
лирики и эпоса

новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний

Взаимовлияние произведений словесности (2ч)
34. Использование чужого слова в
Урок построения
произведении
системы знаний
35. Использование пословицы и
Урок построения
загадки, героев и сюжетов
системы знаний
народной словесности в
произведениях русских
писателей

произведения на
основе наблюдений
над словесными
средствами
выражения его
содержания. Умение
передать в
выразительном
чтении идейнохудожественное
своеобразие
стихотворения.
Сочинение-эссе,
раскрывающее личное
впечатление о
стихотворении.
Рассуждение об
использовании
специфических
языковых средств
изображения и
выражения, присущих
лирическому
произведению.
Понимание характера
героя драматического
произведения с
учетом различных
языковых средств его
изображения.
Выразительное чтение
драматического
произведения.
Создание
режиссерского плана
эпизода. Создание
сценки с
использованием
специфических
языковых средств
драматического рода
словесности.
Сочинение: анализ
эпизода пьесы.
Понимание смысла
произведений лироэпических жанров: их
героев и сюжета,
созданных
посредством языка,
стихотворной или
прозаической формы
выражения.
Выразительное чтение
лиро-эпических
произведений.
Сочинениерассуждение о героях
баллады и поэмы.
Понимание смысла
использования чужого
слова в произведениях
словесности. Умение
передать это
понимание в
выразительном
чтении произведений.
Использование
мотивов народной

словесности в
собственном
литературном
творчестве.
8

класс (35 часов)
№П/П

Содержание

Вводное занятие (1 ч.)
1. Почему надо изучать
словесность?

Формы
организации
учебных занятий
Урок построения
системы знаний

Средства языка художественной словесности (7 ч.)
2. Многообразие языковых
Урок «открытия»
новых знаний
средств
3. Что такое семантика
Урок «открытия»
4.
5.
6.
7.
8.

Семантика фонетических
средств языка.
Семантика словообразования
Лексические возможности
языка
Семантика средств синтаксиса
Повторение и обобщение по
разделу «Средства языка
художественной словесности»

новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок «открытия»
новых знаний
Урок построения
системы знаний

Словесные средства выражения комического (3 ч.)
9. Комическое как средство
Урок «открытия»
новых знаний
выражения оценки явления
10. Языковые средства создания
Урок «открытия»
новых знаний
комического
11. Повторение и обобщение по
Урок построения
системы знаний
разделу «Словесные средства
выражения комического»

Характеристика
основных видов
учебной
деятельности
Обогащение
словарного запаса:
работа со словарями.
Различение слов по их
стилистической
окраске.
Умение видеть в
тексте языковые
способы изображения
явления и выражения
отношения автора к
предмету
изображения.
Понимание значения
лексических,
фонетических,
словообразовательных,
грамматических
средств языка в
произведениях
словесности.
Выразительное чтение
текстов различной
эмоциональной
окраски. Применение
различных языковых
способов выражения
мысли и чувства в
собственных устных и
письменных
высказываниях

Понимание сущности
комического, развитие
чувства юмора.
Умение видеть
авторский идеал в
сатирическом и
юмористическом
произведениях.
Выразительное чтение
и рассказывание
сатирических и
юмористических
произведений.
Использование
языковых средств
комического
изображения в
собственных
сочинениях.
Качества текста и художественность произведения словесности (5 ч.)
Развитие чувства
12. Текст и его признаки
Урок «открытия»
стиля. Умение оценить
новых знаний

качество текста: его
правильность,
точность, стройность
композиции,
соответствие стиля
14. Основные требования к тексту Урок «открытия»
цели высказывания.
новых знаний
Различение удачных и
15. Художественность
Урок «открытия»
неудачных выражений.
произведения
Редактирование и
новых знаний
совершенствование
16. Повторение и обобщение по
Урок построения
чужого и собственного
разделу «Качества текста и
системы
знаний
текста. Умение
художественность
увидеть своеобразие
произведения словесности»
художественного
текста, его
достоинства и
недостатки. Создание
собственного
высказывания,
отвечающего
требованиям к тексту.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в
эпическом произведении (5 ч.)
Умение понять
17. Слово в эпическом
Урок «открытия»
произведении
авторскую мысль,
новых знаний
учитывая все средства
18. Литературный герой, характер, Урок «открытия»
ее выражения в
эпическом
новых знаний
образ
произведении. Умение
19. Сюжет и композиция как
Урок «открытия»
различать героя,
новых знаний
средство выражения идеи
рассказчика и автора,
видеть разные виды
20. Рассказчик и автор в эпическом Урок «открытия»
авторского
новых знаний
произведении
повествования и
21. Повторение и обобщение по
способы передачи
Урок построения
речи героя. Создание
системы
знаний
разделу «Языковые средства
собственного
изображения жизни и
произведения,
употребление в нем
выражения точки зрения автора
различных средств
в эпическом произведении»
словесного выражения
идеи. Сочинениерассуждение об
идейнохудожественном
своеобразии
эпического
произведения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в
лирическом произведении
Понимание значения
22. Слово в лирическом
Урок «открытия»
средств языкового
новых
знаний
произведении
выражения
23. Ритм как способ выражения
содержания при
Урок «открытия»
чтении лирического
новых
знаний
мысли и чувства автора
произведения. Умение
24. Звуковая организация
Урок «открытия»
почувствовать и
передать в чтении
новых знаний
стихотворной речи
своеобразие образа25. Стихотворные забавы
Урок «открытия»
переживания в
новых знаний
лирическом
произведении.
26. Повторение и обобщение по
Урок построения
Создание стихов,
системы знаний
разделу «Языковые средства
использование в них
различных способов
изображения жизни и
выражения идеи.
выражения точки зрения автора
Сочинение — анализ
в лирическом произведении»
отдельного
стихотворения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в
драматическом произведении (5 ч.)
13. Содержание, тема и идея
текста

Урок «открытия»
новых знаний

27. Слово в драматическом
Урок «открытия»
новых знаний
произведении
28. Выбор вида и жанра как
Урок «открытия»
средство выражения авторской новых знаний
точки зрения в драматическом
произведении
29. Изображение характеров как
Урок «открытия»
новых знаний
способ выражения авторской
позиции в драматическом
произведении
30. Сюжет, конфликт и
Урок «открытия»
новых знаний
композиция как способ
выражения авторской позиции
в драматическом произведении
31. Повторение и обобщение по
Урок построения
системы знаний
разделу «Языковые средства
изображения жизни и
выражения точки зрения автора
в драматическом
произведении»
Взаимосвязи произведений словесности (4 ч.)
32. Взаимовлияние произведений
Урок «открытия»
новых знаний
словесности – закон ее
развития
Воздействие Библии на
русскую литературу
33. Мифологические образы в
Урок «открытия»
новых знаний
русской литературе
34. Влияние народной
Урок «открытия»
новых знаний
словесности на литературу.
35. Повторение и обобщение
Урок построения
системы знаний
изученного в 8 классе.

9

Понимание значения
языковых средств для
выражения
содержания
драматического
произведения. Умение
понять идею
драматического
произведения и
передать ее в чтении
по ролям
и
в режиссерском
решении сцены.
Создание
собственного
драматического
произведения с
использованием
различных способов
выражения идеи.
Сочинениерассуждение об
идейнохудожественном
своеобразии
драматического
произведения.
Понимание идейнохудожественного
смысла использования
традиций духовной
литературы,
мифологии,
фольклора. Умение
видеть авторскую
позицию в
произведениях, в
которых используются
идеи, образы, стиль
произведений
прошлого. Создание
собственных
произведений с
использованием
народно-поэтических
средств языка.

класс (34 часа)
Формы
Характеристика
организации
основных видов
учебных
учебной
занятий
деятельности
Материал словесности. Средства художественной выразительности (11 ч.)
Понимание идейно1. Средства художественной
Урок «открытия»
художественного
изобразительности. Эпитет в новых знаний
значения средств
художественной
произведении Аллегория и
изобразительности.
символ в художественном
Умение выразить
произведении.словесности
понимание идеи
2. Сравнение и параллелизм.
произведения, в
Урок «открытия»
котором употреблены
новых знаний
Развѐрнутое сравнение, их
средства
роль в художественном
художественной
№П/П

Содержание

произведении
3.

Урок «открытия»
Олицетворение.
новых знаний
Олицетворение и стиль
писателя
4. Аллегория и символ в
Урок «открытия»
новых знаний
художественном
произведении. Употребление
этих средств в
художественном
произведении
5. Гипербола. Гипербола в
Урок «открытия»
новых знаний
разговорном языке, в
диалогах пьесы, в эпическом
и лирическом произведении.
Значеиие гиперболы
6. Парадокс и аналогизм, их
Урок «открытия»
новых знаний
роль в произведении
7. Гротеск и его значение в
Урок «открытия»
новых знаний
произведении. Различная
эмоциональная окраска
гротеска
8. Бурлеск как жанр и как
Урок «открытия»
новых знаний
изобразительное средство
выразительности
9. «Макароническая речь»
Урок «открытия»
Значение употребления этого новых знаний
средства в произведении
словесности
10. Этимология и внутренняя
Урок «открытия»
новых знаний
форма слова. Квипрокво как
изобразительное средство
языка и как способ
построения сюжета
11. Сочинение рассказа по
Урок развития
собственным впечатлениям
речи
Жизненный факт и поэтическое слово (4 ч.)
12. Прямое
и
поэтическое Урок построения
значение
словесного системы знаний
выражения. Направленность
высказывания на объект и
субъект
13. Предмет изображения. Тема и Урок построения
идея произведения. Прототип системы знаний
и литературный герой

14. Способы выражения точки
зрения автора в эпическом и
лирическом произведении

Урок «открытия»
новых знаний

15. Художественная правда.
Правдоподобное и условное
изображение

Урок «открытия»
новых знаний

изобразительности, в
чтении произведения
и в рассуждении о
нем. Использование
средств
художественной
изобразительности
языка в собственных
устных и письменных
высказываниях.

Понимание
поэтического
значения словесного
выражения. Умение
определить тему и
идею произведения,
исходя из внимания к
поэтическому слову.
Сопоставление
документальных
сведений о реальных
событиях и лицах с их
изображением в
художественном
произведении в целях
понимания специфики
искусства слова.
Сопоставление
изображения
реального факта
в
произведениях

Историческая жизнь поэтического слова (5 ч.)
16. Принципы изображения
Урок «открытия»
новых знаний
действительности и
поэтическое слово. Значение
этикета и канона.
Своеобразие средств
художественной
выразительности
17. Изображение
действительности
поэтическое слово в
литературе ХУIII века.
Повести петровского
времени. Новое отношение к
поэтическому слову Г. Р.
Державина

Урок «открытия»
новых знаний

18. Поэтические открытия В. А,
Жуковского. Романтический
стиль А. С. Пушкина

Урок построения
системы знаний

19. Изображение
действительности в искусстве
реализма. Поэтическое слово
в реалистическом
произведении: эпическом,
лирическом, лиро-эпическом.
Субъект речи. Полифония

Урок построения
системы знаний

разных родов и
жанров, разных
авторов с целью
понимания точки
зрения автора.
Развитие умения
воспринимать
художественную
правду в
произведениях,
написанных как в
правдоподобной, так
и в условной манере.
Создание
произведения,
основанного на
жизненных
впечатлениях.
Чтение произведений
древнерусской
литературы и
произведений
литературы XVIII и
XIX вв. Умение
видеть и передать
в
выразительном
чтении
художественные
достоинства
произведений
прошлого, исходя из
понимания
своеобразия языка
этих произведений.
Сочинениерассуждение,
посвященное
раскрытию
своеобразия стиля
произведения, а также
сопоставлению
произведений.
Определение
авторской позиции в
произведении.
Понимание способов
выражения авторской
позиции в
произведениях разных
эпох и литературных
направлений, разных
родов и жанров
словесности.

20. Авторская индивидуальность. Урок построения
Стиль писателя как единство системы знаний
всех элементов
художественной формы
произведений, своеобразие
творчества писателя
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его
словесного выражения (6 ч.)
Восприятие
21. Эстетическое освоение
Урок построения
произведения
действительности в искусстве системы знаний

слова. Эстетический идеал
22. Художественный образ.
Различные виды
художественного образа.
Свойства художественного
образа

Урок построения
системы знаний

23. Художественная
действительность:
объективное и субъективное
начала в ней.
Художественное содержание

Урок построения
системы знаний

24. Словесная форма выражения
художественного
содержания. Эстетическая
функция языка

Урок построения
системы знаний

25. Художественное время и
художественное
пространство (хронотроп).
Как один из видов
художественного образа.
Хронотроп в произведениях
разных родов словесности

Урок построения
системы знаний

26. Герой произведения
Урок построения
системы знаний
словесности как средство
выражения художественного
содержания
Произведение словесности в истории культуры (8 ч.)
27. Взаимосвязь разных
Урок построения
системы знаний
национальных культур.
Значение перевода
произведения словесности на
другой язык.
Индивидуальность
переводчика
28. Развитие словесности .
Традиции и новаторство ,
использование традиций в
произведениях словесности.
Пародия как средство
литературной борьбы
.Обращение к «вечным»
образам и мотивам, новая
жизнь типических героев,
созданных в прошедшую
эпоху

Урок построения
системы знаний

29. Роль словесности в развитии
общества и в жизни личности

Урок построения
системы знаний

30. Нравственные проблемы в

Урок построения

словесности как
целостного явления,
как формы
эстетического
освоения
действительности.
Понимание
художественного
содержания,
выраженного в
словесной форме
произведения.
Понимание значения
художественного
образа: героя
произведения,
художественного
пространства и
художественного
времени. Умение при
чтении произведения
идти от слова к идее,
воспринимать
личностный смысл
произведения и
передавать его в
выразительном
чтении, пересказе, в
сочинении о
произведении.
Создание
собственного
произведения по
жизненным
впечатлениям.
Сочинение,
посвященное
целостному анализу
произведения.
Понимание
эстетической природы
искусства слова.
Выявление
личностного смысла
произведений
словесности, умение
передать его в
выразительном
чтении произведения,
в устных и
письменных
рассуждениях о нем.
Умение видеть
главное значение
произведений русской
словесности.
Использование
«вечных» образов,
жанров и стилей
произведений
прошлого в
собственном
творчестве

произведениях словесности

системы знаний

31. Главное назначение
искусства – помочь
совершенствованию мира и
человека

Урок построения
системы знаний

32. Познание мира средствами
искусства слова

Урок построения
системы знаний

33. Язык как материал
словесности

Урок построения
системы знаний

34. Контроль знаний. Тестовый
опрос

Урок контроля
знаний

Тематическое планирование
5 класс (35 ч.)
№П/П

Вводное занятие (1 ч.)
1. Слово как единица языка и как словесное высказывание
Словесность (3 ч.)
2. Словесность как словесное творчество, словесное искусство
3. Разговорный язык и литературный язык, их свойства.
Просторечие
4. Язык художественной словесности
Богатство лексики русского языка (7 ч)
5. Лексическое значение слова. Слова однозначные и
многозначные
6. Слова – термины, способы определения понятия
7. Омонимы, их отличие от многозначных слов
8. Синонимы, их роль в художественном произведении
9. Антонимы, их роль в художественном произведении
10. Неологизмы. Устаревшие слова
11. Фразеологизмы
Прямое и переносное значение слова (4ч)
12. Прямое значение слова. Употребление слова в переносном
значении
13. Сравнение
14. Эпитет
15. Аллегория
Текст (6ч)
16. Текст. Тема текста
17. Основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте
18. Формы словесного выражения. Повествование
19. Формы словесного выражения. Описание
20. Формы словесного выражения. Рассуждение
21. Формы словесного выражения. Диалог и монолог
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения (3ч)
22. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
Ритм
23. Интонация. Цель высказывания и интонация
24. Рифма в стихах. Строфа
Устная народная словесность (3ч)
25. Виды сказок. Особенности языка сказок. Правдивость сказки
26. Небылицы, пословицы и поговорки
27. Загадки. Особенности языка загадок. Скороговорки, дразнилки,
потешки
Литературное эпическое произведение (3ч)
28. Произведение созданное писателем. Литературная сказка
29. Басня. Особенности языка и построения басен
30. Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического
произведения
Литературное лирическое произведение (3ч)
31. Лирическое произведение. Стихи о родине и о природе
32. Стихи о животных
33. Стихи рассказывающие о каком – либо событии
Литературное драматическое произведение (2ч)
34. Драматическое произведение
35. Пьеса – сказка
ИТОГО:

6

Количество
часов

Содержание
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

35 часов

класс (35 часов)
№П/П
Вводное занятие (1 ч.)

Содержание

Количество
часов

1. Почему надо изучать словесность?
Употребление языка (7 ч.)
2. Стилистические возможности слов и выражений
3. Общеупотребительные слова. Диалектные слова
4. Специальные слова (профессионализмы)
5. Заимствованные слова. Неологизмы
6. Употребление имени существительного
7. Употребление имени прилагательного
8. Употребление глагола
Средства художественной изобразительности (7 ч.)

1
1
1
1
1
1
1
1

9.

Сравнение, аллегория, эпитет

1

10.
11.
12.
13.
14.
15.

Метафора. Олицетворение
Метонимия
Синекдоха. Гипербола
Порядок слов в предложении. Инверсия
Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание
Антитеза

1
1
1
1
1
1

Юмор в произведениях словесности (3 ч.)

16. Что такое юмор. Комическая неожиданность
17. Соединение несоединимого
18. Остроумная речь

1
1
1

19. Былины
20. Былинный стих. Особенности языка былины
21. Легенда. Предание

1
1
1

22. Отличие эпического произведения от лирического и
драматического. Литературный герой
23. Характер литературного героя. Как раскрывается характер героя
в сюжете
24. Герой произведения и его автор
25. Особенности языка эпического произведения

1

26. Лирическое произведение. Особенности языка лирического
произведения
27. Двусложные размеры стиха
28. Трехсложные размеры стиха
29. Аллитерация. Рифма
30. Главное свойство стихов

1

31. Особенности языка драматического произведения
32. Как изображается характер героя в пьесе
33. Сюжет драматического произведения

1
1
1

34. Язык как материал словесности
35. Произведение словесности

1
1
35 часов

Произведения устной народной словесности (3 ч.)

Эпическое произведения, его особенности (4ч.)

Особенности языка эпического произведения
Лирическое произведение, его особенности (5 ч.)

Драматическое произведение, его особенности (3 ч.)

Что вы узнали на уроках русской словесности в 5- 6 классах (2 ч.)
ИТОГО:

7

1
1
1

1
1
1
1

класс (35 часов)
№П/П
Слово и словесность (1ч.)

Содержание

Количество
часов

Значение языка в жизни человечества.
Словесность
как
словесное
творчество
Разновидности употребления языка (3ч.)
2. Разговорный язык, его особенности и разновидности
3. Стили
литературного языка
4. Язык
художественной литературы
Формы словесного выражения (4ч.)
5. Формы словесного выражения в нехудожественных видах
письменности
6. Формы словесного выражения в художественном
произведении.
Стихи и
проза, их
различие
7. Формы словесного выражения в художественном
произведении.
Стихи и
проза, их
различие
8. Зачет по теме «Формы словесного выражения»
Стилистическая окраска слова. Стиль (3ч.)
9. Стилистические
возможности
лексики и фразеологии
10. Стилистические
возможности грамматики
Стилизация и пародия
11. Стилистические
возможности грамматики
Стилизация и пародия
Роды, виды и жанры произведений словесности (1 ч.)
12. Понятия рода, вида, и жанра
Устная народная словесность, еѐ виды и жанры (3ч.)
13. Эпические
виды
народной
словесности
14. Лирические виды народной словесности.
15. Драматические виды
народной
словесности
Духовная литература, ее жанры (2ч.)
16. Библия. и
жанры библейских книг
17. Использование
библейских жанров и стиля в русской
литературе
Эпические произведения их виды (7ч.)
18. Виды эпических произведений
19. Басня
20. Рассказ,
1.

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1

повесть,
роман
21. Литературный герой в рассказе и повести. Портрет и поступки
героя
22. Пейзаж,
интерьер.
Рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев
23. Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы
сюжет
24. Композиция рассказа и повести.
Художественная деталь
Лирические произведения, их виды (3ч)
25. Виды
лирики
26. Композиция лирического
стихотворения.
Лирический герой

1
1

1
1
1
1

27. Анализ
лирического
стихотворения
Драматические произведения, их виды (4ч)
28. Виды
драматического рода словесности
29. Герои
драматического
произведения и языковые способы их изображения
30. Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции
31. Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции
Лиро-эпические произведения, их виды. (2ч.)
32. Лиро-эпические виды и жанры

1

33. Повести в стихах и стихотворения в прозе – соединения в них
признаков лирики и эпоса
Взаимовлияние произведений словесности (2ч)
34. Использование чужого слова в произведении

1

35. Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов
народной словесности в произведениях русских писателей

ИТОГО:

8

1
1
1
1
1

1
1
35 часов

класс (35 часов)
№П/П

Количество
часов

Содержание

Вводное занятие (1 ч.)
1. Почему надо изучать словесность?
Средства языка художественной словесности (7 ч.)
2. Многообразие языковых средств
3. Что такое семантика
4. Семантика фонетических средств языка.

1
1
1
1

5.

Семантика словообразования

1

6.

Лексические возможности языка

1

7.

Семантика средств синтаксиса

1

8.

Повторение и обобщение по разделу «Средства языка
художественной словесности»
Словесные средства выражения комического (3 ч.)
9. Комическое как средство выражения оценки явления
10. Языковые средства создания комического
11. Повторение и обобщение по разделу «Словесные средства
выражения комического»
Качества текста и художественность произведения словесности (5 ч.)
12. Текст и его признаки
13. Содержание, тема и идея текста

1
1
1
1
1
1

14. Основные требования к тексту
1
15. Художественность произведения
1
16. Повторение и обобщение по разделу «Качества текста и
1
художественность произведения словесности»
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в
эпическом произведении (5 ч.)
17. Слово в эпическом произведении
1
18. Литературный герой, характер, образ
1
19. Сюжет и композиция как средство выражения идеи
1
20. Рассказчик и автор в эпическом произведении
1
21. Повторение и обобщение по разделу «Языковые средства
1
изображения жизни и выражения точки зрения автора в
эпическом произведении»
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в
лирическом произведении
22. Слово в лирическом произведении
1
23. Ритм как способ выражения мысли и чувства автора
1
24. Звуковая организация стихотворной речи
1
25. Стихотворные забавы
1
26. Повторение и обобщение по разделу «Языковые средства
1
изображения жизни и выражения точки зрения автора в
лирическом произведении»
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в
драматическом произведении (5 ч.)
27. Слово в драматическом произведении
1
28. Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки
1
зрения в драматическом произведении
29. Изображение характеров как способ выражения авторской
1
позиции в драматическом произведении
30. Сюжет, конфликт и композиция как способ выражения
1
авторской позиции в драматическом произведении
31. Повторение и обобщение по разделу «Языковые средства
1
изображения жизни и выражения точки зрения автора в
драматическом произведении»
Взаимосвязи произведений словесности (4 ч.)
32. Взаимовлияние произведений словесности – закон ее развития
1
Воздействие Библии на русскую литературу
33. Мифологические образы в русской литературе
1
34. Влияние народной словесности на литературу.
1

35. Повторение и обобщение изученного в 8 классе.
ИТОГО:
9

1

35 часов

класс (34 часа)
Количество
часов
Материал словесности. Средства художественной выразительности (11 ч.)
1. Средства художественной изобразительности. Эпитет в
1
произведении Аллегория и символ в художественном
произведении.словесности
2. Сравнение и параллелизм. Развѐрнутое сравнение, их роль в
1
художественном произведении
3. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя
1
№П/П

4.

Содержание

Аллегория и символ в художественном произведении.
Употребление этих средств в художественном произведении
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в
эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы
Парадокс и аналогизм, их роль в произведении

1

Гротеск и его значение в произведении. Различная
эмоциональная окраска гротеска
8. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство
выразительности
9. «Макароническая речь» Значение употребления этого средства
в произведении словесности
10. Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как
изобразительное средство языка и как способ построения
сюжета
11. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям
Жизненный факт и поэтическое слово (4 ч.)
12. Прямое и поэтическое значение словесного выражения.
Направленность высказывания на объект и субъект
13. Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и
литературный герой

1

5.
6.
7.

1
1

1
1
1
1
1
1

14. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и
лирическом произведении

1

15. Художественная правда. Правдоподобное и условное
изображение

1

Историческая жизнь поэтического слова (5 ч.)
16. Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Значение этикета и канона. Своеобразие средств
художественной выразительности

1

17. Изображение действительности поэтическое слово в литературе
ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к
поэтическому слову Г. Р. Державина

1

18. Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль

1

А. С. Пушкина
19. Изображение действительности в искусстве реализма.
Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом,
лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония

1

20. Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех 1
элементов художественной формы произведений, своеобразие
творчества писателя
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его
словесного выражения (6 ч.)
21. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова.
1
Эстетический идеал
22. Художественный образ. Различные виды художественного
образа. Свойства художественного образа

1

23. Художественная действительность: объективное и субъективное 1
начала в ней. Художественное содержание
24. Словесная форма выражения художественного содержания.
Эстетическая функция языка

1

25. Художественное время и художественное пространство
(хронотроп). Как один из видов художественного образа.
Хронотроп в произведениях разных родов словесности

1

26. Герой произведения словесности как средство выражения
художественного содержания
Произведение словесности в истории культуры (8 ч.)
27. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода
произведения словесности на другой язык. Индивидуальность
переводчика

1
1

28. Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование
традиций в произведениях словесности. Пародия как средство
литературной борьбы .Обращение к «вечным» образам и
мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в
прошедшую эпоху

1

29. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности

1

30. Нравственные проблемы в произведениях словесности

1

31. Главное назначение искусства – помочь совершенствованию
мира и человека

1

32. Познание мира средствами искусства слова

1

33. Язык как материал словесности

1

34. Контроль знаний. Тестовый опрос

1

ИТОГО:

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».