Рабочая программа БИОЛОГИИ для 8-9 класса-signed

МКОУ «Турманская СОШ»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заседание МС
МКОУ «Турманская СОШ»
Протокол №___
от « » _________2023 г.
Зам. Директора по УВР
Онищук С.В. ____________

Приказ №_______
от « » _______ 2023 г.
Директор МКОУ
«Турманская СОШ»
МО «Братский район»
Московских Т.А. _________

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Биология»
для обучающихся 7-9 классов
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант I
Предметная область: «Естествознание»

Разработала:
Юсупова А.И.
Учитель биологии

2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для
обучающихся 7-9 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана на основе требований к результатам АООП ОВЗ УО ООО, образовательные
отношения с которыми возникли до 01.09.2016г.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у
учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об
окружающем мире в целом .
Преподавание биологии в коррекционной школе должно быть направлено на коррекцию
недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой
необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать
простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между
собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра-вственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов,
папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее
распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от
заражения ими.
Обучающиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование),
плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
- различать грибы и растения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- адаптации к условиям проживания на своей территории;
- сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс Животные (68 часов-2 ч в неделю)
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.
Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.
Черви.
Общие признаки червей.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ
передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Насекомые.
Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и
хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее
строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый
этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с
вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее
строение, образ жизни, питание.
Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и
шелковых нитей от шелкопряда.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские
рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы
чувств. Размножение рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы
чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее
строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение
пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения.
Размножение и развитие.Особенности образа жизни.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание,
кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие.
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки. Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы
чувств.
Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.
Мышцы.
Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.
Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная
система.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности
каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты
сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и
кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Разведение домашних кроликов..
Значение кроликов в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и
отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение
этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение
пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хащники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих.
Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина.
Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные животные.
Травоядные:лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания.
Дикие свиньи – всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения,
питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы.
Общая характеристика.
Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и
содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на
фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ.
Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения - приспособленность к засушливым условиям жизни.
Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям
жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного
покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение
свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного
покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп
животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие
виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
9 класс Человек (68 часов-2 ч в неделю)
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой
природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на
основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека.
Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная,
дыхательная, нервная и органы чувств).
Опора тела и движение
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения
костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития
плоскостопия.
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его
строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых
заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на
сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких
и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние
никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Пищеварение
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы
пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных
веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых
отправлений и глистных заражений.
Почки
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и
их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и
терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда.
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха.
Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране
по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости,
болезни и потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на
системы органов и здоровье человека в целом
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема
Инструктаж по технике безопасности. День Знаний.
Многообразие животного мира.
Значение животных в народном хозяйстве и их охрана.
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ
передвижения.
Круглые черви-паразиты человека.
Бабочка – капустница, внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ
передвижения. Приносимый вред.
Яблонная плодожорка - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание,
способ передвижения. Приносимый вред.
Майский жук - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ
передвижения. Приносимый вред.
Комнатная муха - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ
передвижения. Приносимый вред.
Медоносная пчела - полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое.
Тутовый шелкопряд – полезное в хозяйственной деятельности человека

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

насекомое.
Общие признаки рыб.
Внешнее строение и скелет рыб.
Внутреннее строение рыб, питание, дыхание, кровообращение рыб.
Нервная система, органы чувств рыбы.
Размножение рыб. Охрана и увеличение рыбных богатств.
Среда обитания – водоемы. Речные рыбы: окунь, щука.
Среда обитания – водоемы. Речные рыбы: карп.
Среда обитания – водоемы. Морские рыбы (треска, сельдь).
Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни, внешнее
строение.
Внутреннее строение земноводных.
Общие признаки пресмыкающихся.
Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы
чувств.
Размножение пресмыкающихся.
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения.
Общая характеристика птиц: особенности внутреннего строения.
Размножение и развитие птиц.
Особенности образа жизни. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Особенности образа жизни. Птицы леса: большой пёстрый дятел, большая
синица.
Особенности образа жизни. Хищные птицы. Серая сова. Степной орел.
Особенности образа жизни. Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Особенности образа жизни. Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь,
воробей).
Особенности образа жизни. Домашние птицы (курица, гусь, утка).
Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах.
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и
охрана птиц.
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям
жизни.
Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров, части тела, органы
чувств.
Скелет млекопитающих: грудная клетка, позвоночник, скелет передних и задних
конечностей.
Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы.
Значение.
Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания,
кровообращения, выделения.
Грызуны. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные
особенности.
Зайцеобразные, общие признаки, черты сходства и различия между зайцами и
кроликами.
Разведение домашних кроликов.
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка.
Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные. Общие признаки ластоногих.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки. Внешнее строение.
Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида,
передвижения, питания.
Непарнокопытные. Особенности внешнего вида, передвижения, питания

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Приматы. Общая характеристика, внешний вид, образ жизни.
Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные»
Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание коров в
них.
Выращивание телят.
Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец.
Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. Выращивание
ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым
условиям жизни.
Северный олень. Особенности внешнего строения – приспособленность к
суровым северным условиям жизни.
Особенности питания северного оленя. Значение северного оленя в хозяйстве
человека.
Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.
Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного
покрова.
Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят
Обобщающее занятие. Общие признаки изученных групп животных.
Работа на пришкольном участке.
Работа на пришкольном участке.
всего

1
1
1
1

Темы

Кол-во
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

9 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Введение (1 ч.)
Место человека среди млекопитающих.
Общий обзор организма человека (3 ч.)
Общее знакомство с организмом человека.
Строение клеток и тканей человека.
Органы и системы органов человека.
Опора тела и движение (11 ч.)
Скелет человека. Значение опорно – двигательной системы.
Состав и строение костей
Соединение костей.
Скелет черепа.
Скелет туловища.
Скелет верхних и нижних конечностей
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах
костей.
Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека.
Работа мышц.
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

мышц.
Предупреждение развития плоскостопия.
Повторение по теме: «Опора тела и движение».
Кровь и кровообращение (8 ч.)
Значение крови и кровообращения. Состав крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды.
Сердце, его строение и работа.
Движение крови по сосудам. Пульс.
Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний
Первая помощь при кровотечениях.
Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.
Повторение по теме: «Кровь и кровообращение».
Дыхание (6 ч.)
Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции.
Газообмен в легких и тканях.
Болезни, передающиеся через воздух.
Гигиена органов дыхания.
Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого
воздуха для дыхания.
Повторение по теме: «Дыхание».
Пищеварение (12ч)
Значение пищеварения. Пищевые продукты.
Питательные вещества.
Витамины.
Органы пищеварения
Пищеварение в ротовой полости
Пищеварение в желудке
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь.
Гигиена питания.
Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний.
Предупреждение
пищевых отравлений
Предупреждение глистных заражений.
Повторение по теме: «Пищеварение».
Почки (2ч)
Почки – органы выделения.
Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа (5ч)
Кожа человека и ее значение
Закаливание организма человека.
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и
обморожении.
Повторение по теме: «Кожа».
Нервная система (8ч)
Строение и значение нервной системы.
Головной мозг.
Спинной мозг.
Нервы.
Значение нервной системы
Гигиена умственного труда

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Сон и его значение.
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.
Повторение по теме: «Нервная система».
Органы чувств (7ч)
Значение органов чувств.
Строение, функции органа зрения.
Гигиена органа зрения.
Строение органа слуха.
Предупреждение нарушений слуха.
Органы обоняния
и вкуса.
Повторение по теме: «Органы чувств».
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (3ч)
Охрана здоровья человека.
Система здравоохранения в Российской Федерации.
Болезни цивилизации: Меры профилактики
всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».