Рабочая программа КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ для 4 класса-signed

«МКОУ «Турманская СОШ»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением

Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ

Учителей начальных классов

«Турманская СОШ»

МКОУ «Турманская СОШ»

Московских Т.А.

Полякова У.С.

Онищук С.В.

№1 от «30» 08.2023 г.

№1 от «30» 08.2023 г.

№1 от «30»08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психомоторике и сенсорному развитию
4 класс

п. Турма 2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................ 8
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 10

2

I.
Рабочая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

программа

коррекционных

занятий

«Формирование

познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП

УО

(вариант

1),

утвержденной

приказом

Министерства

просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) предполагает работу с обучающимся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционные
деятельности

у

занятия

«Формирование

обучающихся

с

познавательной

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)» относятся к обязательной части
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа
коррекционных занятий «Формирование познавательной деятельности у
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет
68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и основные направления работы.
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных
форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление
трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений обучающихся; формирование
навыков адекватного поведения.
3

Цель

коррекционных

деятельности

у

(интеллектуальными

занятий

«Формирование

познавательной

обучающихся

с

умственной

отсталостью

нарушениями)»

–

формирование

психических

новообразований как предыдущего, так и настоящего возрастного периода
с учетом развития индивидуальных познавательных

возможностей

каждого обучающегося.
Задачи коррекционных занятий:
−

формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению

познавательных действий и решению познавательных задач;
−

формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми

умениями;
− коррекция
−

познавательной деятельности;

раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных

предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и
предметного мира;
−

формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного

запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения
новых знаний и формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
− развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
− сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и
систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних
свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах
(чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
− формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного
мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам
логического мышления;
4

− развитие элементов воображения.
Планируемые результаты освоения содержания
программы коррекционных занятий «Формирование
познавательной деятельности» в 4 классе
Личностные результаты:
− активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений,
договоренностей;
− развитие адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− определение адаптационных возможностей ребенка при переходе
на основной уровень обучения;
− осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;

−

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
Уровни достижения предметных результатов:
Минимальный уровень:
− различать основные цвета, величину, геометрические формы
(квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция) с
помощью учителя;
− составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных
оттенков с опорой на образец, используя помощь учителя;
− использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
− дорисовывать недостающие части рисунка, используя помощь
учителя;
5

− рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;
− пользоваться простой схемой-планом;
− определять на ощупь форму предмета по словесному описанию,
передавать ее в лепке и рисунке с помощью учителя;
− определять вкусовые характеристики предмета в собственных
высказываниях с опорой на образец;
− запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного
текста (2-3 повтора);
− ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;
−

осмысливать

ситуации,

содержание

картины

на

основе

аналитикосинтетической деятельности с помощью вопросов учителя;
− оперировать

смыслом, пониманием

переносного

смысла, дифференцированности
− и целенаправленности суждений с помощью учителя;
−

расчленять воображение предмета на составные части и

воссоздавать сложные формы из частей (5-6 частей).
Достаточный уровень:
− самостоятельно

различать

основные

цвета,

величину,

геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал,
ромб, трапеция);
− самостоятельно дорисовывать недостающие части рисунка;
− самостоятельно составлять цветовую гамму от темного до светлого
тона разных оттенков;
− пользоваться сложной схемой-планом;
− самостоятельно определять на ощупь форму предмета по
словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке;
6

− запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного
текста (1-2 повтора);
− определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном
плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно;
− самостоятельно оперировать смыслом, понимать переносный
смысл, демонстрировать дифференцированность и целенаправленность
суждений;
− самостоятельно отбирать заместителей для обозначения предметов
или явлений;
− использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения.
Система оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения рабочей программы коррекционных занятий
«Формирование познавательной деятельности» в 4 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;

− 2 балла - удовлетворительная динамика; −
3 балла - значительная динамика.

Оценка

образовательных

достижений

освоения

программы

коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может
выражаться в уровневой шкале:
− 0 баллов – отсутствие динамики;

− 1 балл - незначительная динамика;
7

− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.

Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на
основе входного и промежуточного тестирования (Приложение 1, 2).
II.
Коррекционные

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
занятия

«Формирование

познавательной

деятельности у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» направлены на чувственное познание,
включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное
познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в
деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы
психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и
общение представляют собой психические процессы.
Коррекционные

занятия

по

формированию

познавательной

деятельности у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании
различных методов:
− практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки,
техника «арт-терапия», практические опыты;
−

наглядные

-

наблюдение,

работа

с

картинками, аудио-

и

видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная
«тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
− словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка;

8

− двигательные - используются для актуализации и закрепления любых
телесных навыков, предполагают включенность таких психических
функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Следовательно,

в

результате

использования

разнообразных

методов для активизации познавательных процессов, создается базовая
предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных
предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и
другими.
В структуру коррекционного занятия могут входить:
− пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);
− дыхательная гимнастика;
− зрительная гимнастика;
− упражнения на развитие графомоторных навыков;
− кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия
межполушарных связей.
Содержание разделов
Название раздела, темы
Обследование обучающихся - 2 часа
Развитие внимания и памяти - 16 часов
Зрительная

слуховая

тактильная

Сенсорное развитие - 25 часа
Зрительное

Слуховое

Тактильное

вкусовое

Формирование мыслительной деятельности - 17 часов
Нагляднодейственное

Нагляднообразно
е

Словеснологическое

Элементарные
математические
представления

Развитие элементов воображения - 6 часов
Обследование обучающихся - 2 часа
9

III.
№

Тема занятия

Колво
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование обучающихся- 2 часа
1.

Обследование
обучающихся,
комплектование групп
для коррекционных
занятий

1

2.

Обследование
обучающихся,
комплектование групп
для коррекционных
занятий

1

3.

Совершенствование
зрительного внимания и
подражание действиям,
изображенным
на
картинке,
соотнесение
их
с
реальными
действиями

1

Обследование
обучающихся,
комплектование групп для
коррекционных занятий

Выполняют
дифференцированные
задания
при оказании
непосредственной
помощи
учителя
Обследование
Выполняют
обучающихся,
дифференцированные
комплектование групп для
задания при оказании
коррекционных занятий
непосредственной помощи
учителя
Развитие внимания и памяти -16 часов

Выполняют большинство
заданий самостоятельно

Выполнение подражания
действиям, изображенным
на картинке. Соотнесение
их с реальными
действиями (Игра
«Делаем зарядку»,
«Ладошки», «Вот такие
мы»)

Выполняют действия по
подражанию или показу в
определенных игровых
ситуациях.
Соотносят с реальными
действиями,
предложенными
учителем
(выбор из 6-7)

Выполняют
действия
по
подражанию
в
определенных игровых
ситуациях
Соотносят с реальными
действиями,
предложенными
учителем
(выбор из 5-6)

Выполняют большинство
заданий самостоятельно

10

4.

Совершенствование
умения сравнивать
сюжетные изображения,
выделяя в них сходные и
различные элементы и
детали

1

5.

Совершенствование
умения
воссоздавать
целостное изображение
предмета,
выбирая
недостающие части его
элементов, закрепление
умения дорисовывать
недостающие
части
рисунка

1

6.

Формирование умения
работать с простой
схемой-планом, развитие
умения соотносить
реальное пространство с
планом

1

Выполнение задания путем
сравнения сюжетных
изображений, выделяя в них
сходные и различные
элементы и детали.
Задания: «Найди сходства и
отличия», «Что перепутал
художник?», «Что
изменилось?»
Воспроизведение
целостного изображение
предмета, выбирая
недостающие части его
элементов.
Выполнение заданий:
«Почини коврик», «Нарисуй
по точкам»

Выполняют задания путем
сравнения сюжетных
изображений, выделяя в них
сходные и различные
элементы и детали (4-5
элементов)

Выполняют
задания
путем
сравнения
сравнения
сюжетных
изображений, выделяя в
них сходные и различные
элементы и детали (6-7
элементов)

Выполняют задание,
выбирают недостающие
части элементов, делают
выбор из 7 элементов. При
затруднениях можно
уменьшить количество
предметов.
Выполняют задания по
дорисовыванию
недостающих частей рисунка
при предъявлении образца

Выполняют
задание,
выбирают недостающие
части
элементов,
делают выбор из 8-9
элементов. Выполняют
задания
по
дорисовыванию
недостающих
частей
рисунка самостоятельно

Работа с простой
схемойпланом.
Соотнесение реального
пространства с планом.
Задания: «Разведчик»,
«Автогонки»

Работают с простой
схемойпланом.
Соотносят
реальное
пространство с планом с
помощью учителя

Работают с простой
схемойпланом.
Соотносят реальное
пространство с планом
самостоятельно

11

7.

8.

9.

Совершенствование
умения выполнять
зрительный диктант по
памяти с опорой на
алгоритм выполнения:
рассмотри, перечисли,
запомни, закрой, выложи,
рассмотри повторно,
проверь
Совершенствование
умения находить
закономерности в
построении фраз, стихов,
текстов, предъявляемых
зрительно и на слух
Совершенствование
умения подбирать слова
с заданным звуком без
фиксации
на
его
местоположении
в
слове на слух

1

Выполнение графических
работ по памяти и
алгоритму.

Выполняют графическую
работу, состоящую из 3
картинок с помощью

Выполняют самостоятельно
графическую
работу,
состоящую из 4-5 картинок

Задания: «Домик»,
«Машина»

уточняющих вопросов
учителя

1

Выделение закономерности
фраз, стихов, текстов.
(Игры: «Исключение
понятий», «Совместить
несовместимое»)

Выделяют определенным
действием закономерности
фраз, стихов, текстов (от 6-7
фраз)

Выделяют определенным
действием закономерности
фраз, стихов, текстов
самостоятельно
(предложение из 8 фраз)

1

Подбор слов с заданным
звуком, без фиксации на
его местоположении
в
слове.
Игры («Включи
телевизор»,
«Каждому
звуку
свою
комнату»,
«Новоселье у зверей»)

Подбирают
слова
с
заданным звуком (6-7 слов).
Помощь оказывается при
повторном предъявлении
образца

Подбирают слова с
заданным звуком (7-8 слов)
самостоятельно

12

10.

Совершенствование
умения запоминать
наборы предложенных
коротких и длинных
предложений

1

11. Совершенствование
умения выстраивать
смысловые фразы из
начальных букв
запоминаемой информации
путем формирования
концентрации внимания на
запоминаемом объекте

1

12.

1

Совершенствование
умения выстраивать
слова из начальных букв
и слогов путем
формирования
концентрации внимания
на запоминаемом
объекте

Выборочное выделение
информации из
услышанного небольшого
текста. Воспроизведение по
памяти действующих лиц.
Сказка В.Сутеева «Под
грибом»

Запоминание и построение
смысловых фраз из
начальных букв.
(Игра «Расскажи об одежде,
о птицах, о профессии»)

Выполняют задание по
памяти.
Прослушивают небольшой
текст, в ходе которого
запоминают персонажей
(67) с помощью повторного
произнесения слов
учителем. Воспроизводят
действующих лиц с опорой
на иллюстрацию

Выполняют задание по
памяти.
Запоминают и выстраивают
фразы по памяти (5-6 фраз),
помощь оказывается при
повторном предъявлении
образца.
При затруднениях можно
уменьшить количество
предметов
Запоминание и составление Выполняют задание по
слов из начальных букв и
памяти.
слогов.
Запоминают и составляют
Задания: «Переставь слоги и слова по памяти (5-6 слов)
звуки», «Назови заданный
с помощью повторного
предъявления
образца.
слог в слове»
При затруднениях можно
уменьшить
количество

Выполняют задание по
памяти.
Прослушивают небольшой
текст, в ходе которого
запоминают персонажей (78)
самостоятельно.
Воспроизводят действующих
лиц

Запоминают и выстраивают
фразы по памяти (7-8 фраз)
самостоятельно

Запоминают и составляют
слова по памяти (7-8 слов)
самостоятельно

13

предметов

13.

14.

Совершенствование
слуховой памяти
посредством
многократного
повторения и
постепенного увеличения
количества
словосочетаний и
коротких предложений,
которые нужно
запомнить
Совершенствование
умения изображать
события и героев из
рассказа на листе бумаги
после прослушанного
описания

1

Прослушивание,
запоминание и повторение
словосочетаний и коротких
предложений. Задание:
«Послушай предложение,
запомни и повтори»

1

Воспроизведение на листе
бумаги событий и героев из
рассказа по словесному
описанию.
Задание: нарисуй картину к
рассказу В. Сутеева «Три
котенка»

Прослушивают, запоминают
и повторяют словосочетания
при повторном произнесении
задания учителем

Слушают рассказ.
Изображают на листе бумаги
события рассказа и героев с
помощью наводящих
вопросов учителя

Прослушивают, запоминают
и повторяют словосочетания
и короткие предложения
самостоятельно

Слушают рассказ.
Изображают на листе бумаги
события рассказа и героев по
словесному описанию
учителя самостоятельно

14

15.

Совершенствование
умения выборочного
запоминания на слух
(словосочетаний из
текста, названий действий
героев рассказа)

1

Выборочное выделение
информации из услышанного
небольшого текста.
Воспроизведение по памяти
словосочетаний и называние
действий героев рассказа.
Задание: «Назови действия
героев рассказа
М.Пришвина «Лисичкин
хлеб»

Прослушивают небольшой
рассказ, в ходе которого
запоминают действия героев
с помощью иллюстративной
опоры.
Воспроизводят действия
героев рассказа и отдельные
запомнившиеся
словосочетания с помощью
наводящих вопросов учителя

Прослушивают небольшой
рассказ, в ходе которого
запоминают действия героев.
Воспроизводят действия
героев рассказа и отдельные
запомнившиеся
словосочетания.
Рисуют иллюстрацию к
рассказу

16.

Совершенствование
слуховой памяти,
запоминание небольших
текстов и их пересказ

1

Прослушивание небольших
текстов.
Ответы на вопросы учителя.
Пересказ текста. Задание:
«Перескажи рассказ М.
Пришвина «Еж»

Слушают небольшие тексты.
Отвечают на вопросы
учителя.
Пересказывают текст после
повторения
учителем
рассказа (2- 3 раза)

Слушают небольшие тексты.
Отвечают на вопросы
учителя.
Пересказывают текст после
повторения учителем
рассказа (1-2 раза)

17.

Совершенствование
умения словесно
выражать свою реакцию
на предметы,
воспринятые тактильно с
определенным
предметом, животным

1

Узнавание качеств
предметов, воспринятых
тактильно.
Словесное описание своей
реакции на основе
тактильных ощущений
(мягкие, пушистые,
колючие, твердые,
холодные).
Игры: «Теплое солнышко»,
«Весенняя капель»

Узнают предметы по
тактильным ощущениям,
называют их.
Словесно
описывают
свою
реакцию
на
предметы, обследованные
на ощупь (7 предметов)

Узнают предметы по
тактильным ощущениям,
называют их.
Словесно описывают свою
реакцию на предметы,
обследованные на ощупь (89
предметов)

15

18.

Совершенствование
умения составлять
подвижные рассказы с
опорой на тактильные
дощечки

1

Воспроизведение
подвижного рассказа на
основе
тактильной
памяти.
Составление
рассказа о себе, о семье

Воспроизводят рассказ с
Воспроизводят рассказ с
опорой на тактильные
опорой на тактильные
дощечки с помощью учителя дощечки самостоятельно

Сенсорное развитие - 25 часов
19.

Закрепление умений
производить выбор из
кругов, квадратов,
прямоугольников, овалов,
треугольников, ромбов,
трапеций разного цвета и
разной величины в
процессе
конструирования

1

Дифференцирование
геометрических форм:
кругов, квадратов,
прямоугольников, овалов,
треугольников, ромбов,
трапеций разного цвета и
разной величины в процессе
конструирования.
Задание: «Танграм»,
«Геометрический коврик»

Определяют геометрические
формы: круг, квадрат,
прямоугольник, овал,
треугольник, ромб, трапеция
разного цвета и разной
величины.
Выполняют
постройки,
используя
геометрические формы по
образцу

Определяют геометрические
формы: круг, квадрат,
прямоугольник, овал,
треугольник, ромб, трапеция
разного цвета и разной
величины.
Самостоятельно выбирают
геометрические формы для
постройки заданного
образца

20.

Закрепление умений
дифференцировать
объемные формы в
процессе
конструирования по
заранее составленному
образцу

1

Дифференцирование
объемных форм: кругов,
квадратов, прямоугольников,
овалов, треугольников,
ромбов, трапеций в процессе
конструирования по
образцу.
Задания: «Постройка домика
для животных», «Городок
для кукол»

Соотносят объемные формы:
круг, квадрат,
прямоугольник, овал,
треугольник, ромб, трапеция
по показу учителя.
Выполняют
конструирование по образцу

Соотносят объемные
формы: круг, квадрат,
прямоугольник, овал,
треугольник, ромб, трапеция
по образцу. Выполняют
конструирование
самостоятельно

16

21.

Закрепление умений
использовать
представления о величине
и форме предметов в
разных видах
деятельности – игре,
аппликации, лепке,
рисовании

1

Выполнение различных
видов деятельности (игра,
лепка, рисование).
Аппликация «Кораблик»,
рисунок «Бабочка»

Выполняют аппликацию и
рисунок из геометрических
фигур разной величины и
формы по образцу и с
помощью учителя

Выполняют аппликацию и
рисунок из геометрических
фигур разной величины и
формы с помощью учителя

22.

Совершенствование
умений воспроизводить
пространственные
отношения между
элементами при
конструировании по
образцу и словесной
инструкции (внизу,
вверху, слева, справа,
посередине)

1

Воспроизведение
пространственных
отношений между
элементами при
конструировании по образцу
и словесной инструкции
(внизу, вверху, слева,
справа, посередине).
Задания: «Вверху-внизу»,
«Скульптор»

Конструируют по образцу и
словесной
инструкции
(внизу,
вверху,
слева,
справа, посередине) по
показу

Конструируют по образцу и
словесной
инструкции
(внизу,
вверху,
слева,
справа,
посередине)
самостоятельно

23.

Совершенствование
умения передавать цветом
свое эмоциональное
состояние в рисунках и
аппликациях

1

Соотнесение цвета со своим
настроением в рисунках и
аппликациях (радость –
цветы ко дню рождения;
радость – солнечный денек,
ранняя весна и т.д.)
Аппликация «Весенний
день», рисунок «Мое
настроение»

Выполняют аппликацию и
рисунок из основных цветов
в соответствии со своим
настроением с помощью
учителя

Выполняют аппликацию и
рисунок из основных цветов
в соответствии со своим
настроением
самостоятельно

17

24.

Совершенствование
умения
дифференцировать
понятия о цветовом
спектре «теплые»,
«холодные» цвета
Совершенствование
умения
выполнять
задание на получение
«нейтральных цветов»
путем смешивания

1

Различение «теплых»,
«холодных»
цветов
цветового спектра.
Дидактическая игра:
«Теплые и холодные цвета»

Выполняют задания на
определение цветов и их
оттенков по образцу или
показу учителя

Выполняют задания на
определение цветов и их
оттенков самостоятельно

1

Получение «нейтральных
цветов» путем смешивания.
Выполнение рисунка
«Пасмурный день», «Утро»

Смешивают цвета с помощью
учителя. Используют
«нейтральные цвета» в
рисовании пейзажа по
образцу

Смешивают цвета с опорой
на памятку.
Используют «нейтральные
цвета» в рисовании пейзажа
самостоятельно

26.

Совершенствование
умения конструировать по
образцу, складывание
недостающих
геометрических форм из
3-х других форм

1

27.

Совершенствование
умения
анализировать
свойства
предметов,
сравнивать их, обобщать
и
сопоставлять
результаты восприятия

1

Конструирование
по
образцу из элементов,
складывание
недостающих
геометрических форм из
3-х других форм.
Задание: «Детский
городок», «Мастерская
форм»
Анализ свойств
предметов, сравнение их,
обобщение и
сопоставление
результатов восприятия.
Задания: «Перейди через
болото», «Самое
непохожее»

25.

Конструируют по образцу из 67
элементов, складывают
недостающие геометрические
формы из 3-х других форм с
помощью учителя

Конструируют по образцу
из 8-9 элементов,
складывают недостающие
геометрические формы из
3-х других форм
самостоятельно

Сравнивают предметы по
образцу с помощью учителя

Сравнивают предметы,
сопоставляют результаты
самостоятельно

18

28.

Совершенствование
умения подбирать парные
предметы заданной
величины, формы и цвета
среди множества
однородных предметов

1

Дифференцировка парных
предметов заданной
величины, формы и цвета
из множества однородных
предметов.
Задание: «Домики и
флажки», «Сбор
фруктов»,
«Геометрическое лото»

Выделяют парные предметы
заданной величины, формы и
цвета
из
множества
однородных предметов с
помощью учителя

Выделяют
парные
предметы
заданной
величины, формы и цвета
из множества однородных
предметов самостоятельно

29.

Совершенствование
умения выделять заданное
слово или словосочетание
из предложенного текста

1

Выделение заданного
слова или словосочетания
из предложенного текста.
Реагирование на это
каким - либо действием

Узнают слова и
словосочетания в тексте (6-7
слов или словосочетаний).
Выполняют действие, после
того, как услышали заданное

Узнают слова и
словосочетания в тексте (89 слов или словосочетаний).

и отмечать это каким - либо
действием

30.

Совершенствование умения
запоминать наборы слов и
словосочетаний из
предложенного текста

1

(хлопком, поднятием
флажка).
Рассказ Н.Н. Носова
«Живая шляпа»
Запоминание наборов
слов и словосочетаний из
предложенного текста.
Рассказ В.Ю.Драгунского
«Заколдованная буква»

слово в тексте с помощью
учителя

Выполняют действие,
после того, как услышали
заданное слово в тексте

Слушают текст.
Запоминают и воспроизводят
наборы слов и словосочетаний
из предложенного текста с
помощью учителя

Слушают текст.
Запоминают и
воспроизводят наборы слов
и словосочетаний из
предложенного текста
самостоятельно

19

31.

Совершенствование
умения
использовать
условные
звуковые
сигналы при нахождении
заданного
слова
или
словосочетания из
предложенного текста

1

Использование условных
звуковых сигналов при
нахождении заданного
слова или словосочетания
из предложенного текста.
Сказка «Кошкин дом»

Слушают текст.
Находят заданное слово или
словосочетание из
прослушанного текста,
обозначают данное слово
условным звуковым сигналом
с помощью учителя

Слушают текст.
Находят заданное слово
или словосочетание из
прослушанного текста,
обозначают данное слово
условным звуковым
сигналом самостоятельно

32.

Совершенствование
умения
называть и
группировать слова и
словосочетания по трем
заданным признакам

1

Называют и группируют слова
и словосочетания по трем
заданным признакам
(6-7 слов или словосочетаний)

Называют и группируют
слова и словосочетания по
трем заданным признакам
(8-9 слов или
словосочетаний)

33.

Совершенствование
умения
закреплять
результаты
тактильнодвигательного
обследования
в
продуктивных
видах
деятельности
(аппликации, лепке)

1

Группировка слов по
трем заданным
признакам.
Игра: «Вопрос-ответ»,
«Противоположное
значение»
Выполнение
продуктивных видов
деятельности.
Аппликация «Золотая
рыбка»

Создают аппликацию после
тактильно-двигательного
обследования с помощью
учителя

Создают аппликацию после
тактильно-двигательного
обследования
самостоятельно

34.

Совершенствование
умения группировать и
сортировать предметы по
их тактильным признакам
с учетом представлений о
свойствах и формах
предметов

1

Различение на ощупь
свойств предметов и
группирование их по
тактильным признакам
(свойства и форма).
Задания: «Золушка»,
«Кто быстрее»

Распознают на ощупь свойства
предметов и группируют их по
тактильным признакам с
помощью учителя

Распознают на ощупь
свойства предметов и
группируют их по
тактильным
признакам
самостоятельно
20

35.

Совершенствование
определения контрастных
температурных ощущений
(горячо-тепло- холодно)

1

36.

Совершенствование
барических ощущений
(восприятие чувства
тяжести)

1

37.

Совершенствование
умения определять на
ощупь фактуру предмета
по
словесному
описанию,
развитие
умения передавать ее в
аппликации

1

Нахождение
среди
множества предметных
изображений горячих и
холодных изображений
предметов (с опорой на
предыдущий полученный
практический
опыт).
Дидактическая
игра
«Найди,
что
бывает
горячее/теплое/холодное»
Определение веса
предметов
(тяжелыйлегкий).
Практические опыты с
игрушечными весами

Выбирают среди множества
предметных изображений
изображения горячих и
холодных предметов (выбор
из 6 изображений)

Выбирают среди
множества предметных
изображений изображения
горячих и холодных
предметов (выбор из 7-9
изображений)

Выполняют задания по
определению веса предметов с
разными свойствами с
помощью весов: тяжелее —
легче — самый легкий (выбор
из 4 предметов)

Выполняют задания по
определению веса
предметов с разными
свойствами с помощью
весов: тяжелее — легче —
самый легкий (выбор из 57 предметов)

Различение на ощупь
предметов по фактуре:
пушистый, колючий,
шероховатый. Словесное
описание предметов,
воспринятых тактильно.

Распознают
на
ощупь
свойства предметов
по
фактуре: пушистый, колючий,
шероховатый.
Характеризуют их свойства и
качества с помощью наводящих
вопросов.

Распознают на ощупь
свойства предметов по
фактуре.
Характеризуют их свойства
и качества.
Выполняют аппликацию
самостоятельно

Выполнение аппликации.

Выполняют аппликацию с
помощью учителя

21

38.

Совершенствование
соотнесения запахов с
предметным изображением
объектов

1

39.

Совершенствование
соотнесения вкуса с
предметным
изображением объектов

1

40.

Совершенствование
соотношения запахов и
вкусовых ощущений

1

Классификация
предметных картинок по
запаху
(приятныйнеприятный).
Соотнесение запахов с
предметным
изображением объектов
(банан, яблоко, шоколад,
апельсин, колбаса и др.)
Классификация
предметных картинок по
вкусу (сладкий, соленый,
кислый).
Соотнесение вкуса с
предметным
изображением объектов
(банан, огурец, шоколад,
апельсин, лимон и др.)
Соотношение запахов и
вкусовых ощущений.
Задания: «Вспомни, как
они пахнут?»,
«Коробочки с запахами»,
«Фрукт или овощ?»,
«Съедобноенесъедобное?»,
«Что приготовил повар на
обед?»

Группируют предметные
картинки по запаху
(приятный –неприятный).
Соотносят запахи с
предметным изображением
объектов с помощью учителя

Группируют предметные
картинки по запаху
(приятный –неприятный).
Соотносят запахи с
предметным изображением
объектов самостоятельно

Группируют
предметные
картинки по вкусу (сладкий,
соленый, кислый).
Соотносят вкус с предметным
изображением
объектов с
помощью учителя

Группируют предметные
картинки по вкусу
(сладкий, соленый, кислый).
Соотносят вкус с
предметным изображением
объектов самосотятельно

Связывают запахи и вкусовые
ощущения с помощью
наводящих вопросов учителя.
Называют свои ощущения

Связывают запахи и
вкусовые ощущения
самостоятельно.
Описывают свои ощущения

22

41.

Формирование умения
использовать рецепты
для
приготовления
простых блюд

1

42.

Формирование умения
понимать текст рецепта
для приготовления
простых блюд

1

43.

Закрепление основ
рационального питания:
употребление
молочных, мясных,
рыбных, яичных
продуктов, овощей,
фруктов, орехов,
растительных масел,
составляющих рацион
обучающихся

1

Подбор продуктов по
инструкции
и
изображению
на
картинке.
Рецепт: «Фруктовый
салат с йогуртом»,
«Творог с шоколадной
крошкой», «Овсяная каша
с изюмом»
Подбор продуктов из
предложенных
в
сотвествии с текстом
рецепта.
Рецепт: «Овощной
салат», «Творог с
ягодами», «Омлет»
Закрепление основ
рационального и
разнообразного питания.
Закрепление понятий о
питании современного
обучающегося

Комбинируют продукты
согласно инструкции учителя. В
случае затруднений
обращаются за помощью к
учителю

Комбинируют продукты по
инструкции и изображению.
Придумывают рецепты из
любимых продуктов

Раскладывают продукты из
предложенных по тексту
рецепта
с
помощью
учителя

Находят продукты из
предложенных по тексту
рецепта.
Придумывают свои
рецепты из любимых
продуктов

Используют
правило
для
потребления
молочных,
мясных,
рыбных,
яичных
продуктов, овощей, фруктов,
орехов, растительных масел,
составляющих
рацион
обучающихся по инструкции
учителя

Самостоятельно
используют знания о
правильном потреблении
продуктов.
Записывают рецепты
любимых блюд для
приготовления в домашних
условиях

Формирование мыслительной деятельности - 17 часов

23

44.

Совершенствование
умений
находить
варианты
использования какоголибо предмета и
называние вариантов
применения

1

Нахождение вариантов
Находят варианты
использования какоголибо использования предмета,
предмета.
опираясь на задания учителя.
Называют варианты

Находят варианты
использования предмета,
опираясь на практический
опыт.

Озвучивание возможных
вариантов использования
предмета.
Дидактическая игра «Как
это можно
использовать?».
Учитель называет слово
«карандаш» - рисовать,
писать, использовать как
палочку, указку,
градусник для куклы,
балку в конструировании
и т.д.

Называют варианты
использования: рисовать,
писать, мешать, измерять,
конструировать, отмерять

использования: рисовать,
писать, мешать

24

45.

Совершенствование
умения распределять
сюжеты по смыслу

1

46.

Совершенствование
развития нагляднообразного мышления

1

Расположение серии
сюжетных картинок по
смыслу, соотношению
понятий, образовывание
аналогий.
Ответы на вопросы.
Составление рассказа.
Дидактическая игра
«Соотношение понятий» четыре стадии развития
ветки – от голой зимой до
осыпанной ягодами
(плодами) осенью
Расположение серии
сюжетных картинок по
смыслу, соотношению
понятий, образовывание
аналогий.
Ответы на вопросы.

Определяют порядок
размещения картинок по
смыслу.
Располагают картинки
по соотношению
понятий с помощью
наводящих вопросов
учителя. Отвечают на
вопросы

Самостоятельно
определяют порядок
размещения картинок по
смыслу.
Отвечают на вопросы.
Составляют рассказ

Рассматривают картинки и
объясняют ситуацию.
Рассказывают, как решить
проблемную ситуацию (в
случае затруднения понимания
изображенной ситуации

Рассматривают картинки и
объясняют ситуацию.
Рассказывают, как решить
проблемную ситуацию.
Самостоятельно
определяют порядок

Составление рассказа.
Задания: «Полей цветы»,
«Как построить поезд?»,
«Достань ключик!»

учитель использует прием
припоминания: «Вспомни, как
это было...»).
Располагают картинки
по соотношению
понятий с помощью
наводящих вопросов
учителя. Отвечают на
вопросы

размещения картинок по
смыслу.
Отвечают на вопросы.
Составляют рассказ

25

47.

Совершенствование
понимания внутренней
логики действий в
сюжете, в котором
предполагается
динамическое изменение
объектов

1

Рассматривание картинок
и объяснение ситуации,
изображенной на них.
Решение проблемной
ситуации.
Ответы на вопросы.
Составление
рассказа.
Задания: «В песочнице»,
«Помоги рыбакам!»

48.

Совершенствование
понимания внутренней
логики действий в
сюжете, в котором
предполагается
динамическое изменение
объектов

1

Рассматривание картинок
и объяснение ситуации,
изображенной на них.
Решение проблемной
ситуации.
Ответы на вопросы.
Составление рассказа.
Задания: «Как достать
шарик?», «Чего не
хватает?»

Рассказывают, как решить
проблемную ситуацию (в
случае затруднения понимания
изображенной ситуации
учитель использует прием
припоминания: «Вспомни, как
это было...»).
Располагают картинки
по соотношению
понятий с помощью
наводящих вопросов
учителя. Отвечают на
вопросы
Демонстрируют понимание
изображенного сюжета.
Рассказывают, как решить
проблемную ситуацию (в
случае затруднения понимания
изображенной ситуации
учитель использует прием
припоминания: «Вспомни, как
это было...»).
Располагают
картинки
по
соотношению понятий

Рассказывают, как решить
проблемную ситуацию.
Самостоятельно
определяют порядок
размещения картинок по
смыслу.
Отвечают на вопросы.
Составляют рассказ

Анализируют
изображённый сюжет.
Рассказывают, как решить
проблемную ситуацию.
Самостоятельно
определяют порядок
размещения картинок по
смыслу.
Отвечают на вопросы.
Составляют рассказ

с помощью наводящих
вопросов учителя.
Отвечают на вопросы

26

49.

Совершенствование
умения
устанавливать
соотношение между
текстом и образом
(находить предмет по
описанию)

1

Связывают понятия текста и
образа (в случае затруднения
Соотнесение текста и
понимания
изображенной
образа
(нахождение
ситуации,
учитель
предмета
по
использует
прием
словесному описанию).
припоминания:
Ответы на вопросы.
«Вспомни, как это было...»).
Составление
Отвечают на вопросы.
предложений по картинке.
Составляют простое
Задания: « Чего не
предложение по картинке
хватает?»,
«Что перепутал мастер?»

Рассматривают картинки и
объясняют ситуацию.
Объясняют свои действия.
Отвечают на вопросы.
Составляют
распространенное
предложение по картинке

50.

Совершенствование
умений делать вывод и
обосновывать суждения,
анализировать сюжеты со
скрытым смыслом

1

Понимание
закономерностей между
персонажами и
объектами.
Анализ
сюжета со
скрытым смыслом.
Задания: «Помоги
Незнайке», «Бывает - не
бывает»

Объясняют учителю, как они
поняли задание. Рассказывают,
как они планируют выполнить
задание и отвечают на вопрос:
«Почему ты так думаешь?».
Выполняют задания поэтапно,
комментируя свои действия.
Повторяют выполнение задания

Устанавливают связи
между персонажами и
объектами.
Рассуждают коллективно о
ходе выполнения задания.
Доказывают правильность
суждений.
Делают вывод о результате
выполнения задания

51.

Совершенствование
умений анализировать
усложненные сюжеты со
скрытым смыслом

1

Восприятие нескольких
сюжетных
линий.
Объединение их
по
смыслу
в
единый
сюжет.

Слушают чтение рассказа
учителем.
Соотносят предложения с
сюжетными картинками.

Читают рассказ. Соотносят
текст и заголовок.

27

52.

Совершенствование
категориального
мышления, развитие
уровня обобщения

1

Предугадывание развития
хода сюжета.
Рассказ К.Ушинского
«Сила - не право»

Читают эти предложения вслух.
Проигрывают под руководством
учителя этапы рассказа,
сохраняя последовательность
эпизодов. Делают совместный
вывод после драматизации
рассказа

Выявляют основную мысль.
Объединяют сюжеты по
смыслу.
Обсуждают проблему
рассказа с
одноклассниками.
Обосновывают свои
суждения и делают вывод

Исключение предметов
или явлений (три
изображения относятся к
одной категории,
четвертое, сохраняя
внешнее сходство с
остальными или входя в
одну действенную
ситуацию, не относится к
этой категории).
Изменение позиции
«лишней картинки».
Использование
«провокаций» по стилю
изображения.
Задания: «На приеме у
доктора», «В зоопарке»

Выполняют
задания
на
исключение предметов или
явлений
с
помощью
уточняющих вопросов учителя

Выполняют задания на
исключение предметов или
явлений самостоятельно

28

53.

Совершенствование
возможности осмысления
ситуации картины на
основе
аналитикосинтетической
деятельности

1

Составления небольших
связных рассказов по
предложенной картинке.
Анализирование нелепиц
с адекватной
эмоциональной реакцией

Рассматривают картинку.
Отвечают на вопросы.
Составляют небольшие связные
рассказы с помощью
наводящих вопросов учителя.
Анализируют нелепицы с
помощью учителя

Рассматривают картинку.
Отвечают на вопросы.
Самостоятельно
составляют небольшие
связные рассказы.
Анализируют нелепицы с
адекватной эмоциональной
реакцией

54.

Совершенствование
объяснения сюжета,
выраженного в словесной
форме (текста)

1

Прослушивание текста.
Ответы на вопросы.
Пересказывание текста,
акцентируя внимание на
существенных деталях.
Задание: «Послушай, что
я тебе прочитаю и
расскажи»

Слушают текст.
Соотносят предложения текста
с сюжетными картинками.
Отвечают на вопросы учителя

Читают текст.
Обсуждают сюжет.
Составляют план
высказывания.
Рассказывают содержание
прочитанного

55.

Совершенствование
возможности
оперирования смыслом,
понимание переносного
смысла

1

Преобразование смысла
текста.
Осознание переносного
смысла текста,
разграничения и
целостности восприятия
сюжета.
Задание: «Прочитай
пословицу и подбери к
ней фразу из имеющихся»

Читают вслух пословицу.
Соотносят с сюжетной
картинкой.
Объясняют понимание
предложенной пословицы.
Выбирают предъявленные
варианты изменения пословицы.
Трансформируют
смысл
текста,
по
содержанию
соответствующего
пословице,
совместно
с
учителем

Читают пословицы.
Самостоятельно выбирают
подходящие по смыслу
фразы.
Обсуждают правильность
своего выбора.
Записывают новые
пословицы

29

56.

Совершенствование
дифференцированности и
целенаправленности
суждений, степени их
глубины

1

Восприятие смысла
известного ранее текста.
Объяснение смысла
текста.
Соотнесение
аналогичного теста с
первоисточником.
Задание: «Соедини
стрелками поговорки и
правильные их значения»

Читают поговорку в левом
столбике вслух. Соотносят
поговорку с имеющейся
сюжетной картинкой.
Соединяют с помощью стрелок
поговорки с правильными
значениями с помощью учителя

57.

Совершенствование
умения выделять
существенные признаки
для сохранения
логичности суждений при
решении длинного ряда
однотипных задач

1

Усвоение смысла
предъявленного
высказывания.
Логически верное
продолжение и
распространение
высказывания.
Задания: «Закончи
предложение, подобрав
подходящее слово из
предложенных»

Читают вслух незаконченную
часть предложения.
Соотносят с изображением на
картинке.
Подбирают совместно с
учителем подходящее слово из
предъявленных

Читают все предъявленные
поговорки в правом
столбике про себя.
Высказываются, что они
обозначают.
Соединяют стрелками
поговорки и правильные их
значения, данные в правом
столбике.
Обсуждают получившиеся
варианты с
одноклассниками
Читают незаконченные
предложения.
Подбирают подходящие по
смыслу варианты
завершения высказывания.
Придумывают свои
варианты, опираясь на
прошлый жизненный опыт

30

58.

Формирование
умения
действовать по плану

1

Применение готового
образца плана.
Составление
описательных рассказов
об объекте по плану.
Составление собственных
планов действий.
Задание: «Позвони
бабушке в другой город»

Опираются на предъявленный
план
для регулирования своих
действий.
Составляют описательный
рассказ об объекте по плану и с
помощью учителя

Используют план для
регулирования своих
действий.
Составляют описательный
рассказ об объекте по
плану.
Составляют собственный
план действий

59.

Формирование умения
сравнивать, составлять
рисуночные планыдействия, переносить
действия по аналогии из
одной ситуации в другую

1

Составление рисуночных
планов-действий. Перенос
действия по аналогии из
одной ситуации в другую.
Задание: «Полей цветы в
классе», «Полей грядки в
парнике»

Рисуют на листе бумаги
планыдействия с помощью
учителя. Переносят действия по
аналогии из одной ситуации в
другую (в случае затруднения
переноса действий обращаются
за помощью к учителю)

Создают рисуночные
планы-действия. Переносят
действия по аналогии из
одной ситуации в другую

60.

Формирование умения
прогнозировать
последствия своей
деятельности

1

Планирование своей
деятельности для
получения необходимого
результата.
Проговаривание
последовательности своих
действий, используя
речевые формулы:
«Сначала я…», «Затем
я…», « Если…, то…»

Высказывают устно свои
пожелания.
Визуализируют их в виде
рисунка.
Составляют план под
руководством учителя.
Проговаривают
последовательность своих
действий, используя речевые
формулы: «Сначала я…»,
«Затем я…», « Если…, то…» (в
случае затруднения переноса
действий обращаются за
помощью к учителю)

Ставят перед собой задачу.
Проговаривают
последовательность своих
действий, используя
речевые формулы:
«Сначала я…», «Затем
я…», « Если…, то…».
Составляют план своих
действий. Обсуждают его с
одноклассниками

31

Развитие элементов воображения - 6 часов
61.

Совершенствование
умения формировать
образ предмета из
составных частей,
воссоздавать сложные
формы из частей

1

Создание объектов и
объединение их
отдельных частей в
целое. Упражнение
«Волшебные кляксы»: на
середину листа бумаги
выливают немного
чернил или туши, лист
складывают пополам.
Затем лист
разворачивают.
Играющие по очереди
говорят, какие
предметные изображения
они видят в кляксе или
отдельных ее частях.
Выигрывает тот, кто
назовет больше всего
предметов

Синтезируют
целые
объекты из отдельных частей
(5-6 частей)

Синтезируют целые
объекты из отдельных
частей (7-9 частей)

32

62.

Совершенствование
поиска
аналогов
–
умения
отбирать
заместителей
для
обозначения предметов
или явлений

1

Подбор аналогов для
обозначения предметов
или явлений. Задание:
«Подбери аналоги к
слову
«вертолет»
(птица,
бабочка,
автобус,
поезд,
парашют и т.д.)

Выбирают заместители из
предъявленных
для
обозначения
предметов
или явлений (2-3 аналога)

Находят заместители для
обозначения
предметов
или явлений (3-5 аналогов)

63.

Развитие творческого
воображения путем
использования знакомого
сказочного сюжета

1

Вспоминание известных
сказочных сюжетов.
Погружение в
воображаемую атмосферу
сюжета.
Дидактическая игра
«Если бы да кабы…».
Задание: «Если бы ты
встретил Красную
Шапочку, до того, как она
вошла в лес, от чего бы ты
ее предостерег?»

Пересказывают любимую
сказку.
Выявляют с помощью учителя
проблему героев.
Составляют план оказания
помощи сказочным
персонажам.
Приходят совместно к решению
проблемы

Пересказывают сюжет
сказки.
Самостоятельно выявляют
проблему героев.
Добавляют еще одного
героя (себя).
Разрабатывают стратегию
преодоления проблемы.
Обсуждают с
одноклассниками

33

64.

Развитие воображения
путем генерирования
новых идей

65.

Развитие зрительного
воображения с
использованием
геометрических фигур
(круга, овала,
треугольника и т.д.)

1

Комбинирование
известных
впечатлений.
Объединение
предыдущих действий.
Дидактические игры:
«Настроение и цвет»,
«Пантомима для
сообразительных»,
«Прямоугольное
королевство»

Выбирают любимый цвет.
Объясняют свой выбор.
Выбирают нелюбимый цвет.
Объясняют свой выбор.
Создают совместно с учителем
цветочную поляну настроения

Читают вслух
несколько
известных стихотворений.
Один обучающийся
«рассказывает»
стихотворения посредством
активной мимики и
движений.
Другие угадывают, о каком
стихотворении идет речь.
Конструируют город и
жителей из геометрических
фигур

Комбинирование
геометрических фигур в
единую композицию.
Задания: «Нарисуй и
раскрась фантазийный
цветок»

Дорисовывают
половину
созданной
модели
фантазийного
цветка.
Используют простые фигуры
разных цветов.
Раскрашивают фигуры

Создают модель с
использованием всех
изученных геометрических
фигур.
Обводят целостную модель
по контуру.
Заполняют контур разными
цветами

34

66.

Совершенствование
воображения путем
создания модели в виде
цветных рамок со
стрелками

1

67.

Обследование
познавательной
деятельности

1

Создание историй и
Используют наглядные модели
и схемы на развитие
рассказов.
воображения при ознакомлении
Выбор сюжетов в
с художественной литературой
правильной
с помощью уточняющих
последовательности.
вопросов учителя
Фиксирование
последовательности
эпизодов
направляющими
стрелками.
Игра «Разные сказки»,
упражнение
«Сказкарассказ»
Обследование познавательной деятельности - 2 часа
Выполнение заданий на
исследование
уровня
развития
зрительной,
слуховой,
тактильной
памяти, внимания и
мыслительных
операций

Соотносят предметы по
величине из шести
предложенных объектов с
помощью педагога.
Находят знакомые (основные)
цвета и оттенки в окружающей
обстановке с опорой на
образец.

Используют наглядные
модели и схемы на развитие
воображения при
ознакомлении с
художественной
литературой
самостоятельно

Соотносят предметы по
величине из 7- 9 объектов.
Находят знакомые
(основные) цвета и оттенки
в окружающей обстановке.
Различают «теплые» и
«холодные» оттенки.
Называют и группируют
слова и словосочетания по

35

68.

Обследование сенсорного
развития

1

Выполнение заданий на
определение уровня
сенсорного развития

Различают «теплые» и
«холодные» оттенки с
помощью учителя.
Называют и группируют слова
и словосочетания по трем
заданным признакам по
инструкции учителя.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно, по инструкции
педагога.
Определяют «четвертый
лишний» с помощью педагога.
Определяют
последовательность событий с
опорой на образец.
Дорисовывают изображение,
получая цельное изображение
Выбирают действие,
изображенное на картинке, из
ряда предложенных по
инструкции педагога.
Находят в окружающей среде
предметы заданного цвета: по
образцу, по словесной
инструкции.
Различают слова с заданным
звуком по инструкции педагога.
Выделяют и различают
последовательность звуков в

трем заданным признакам
по инструкции учителя.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно.
Определяют
«четвертый лишний».
Определяют
последовательность
событий.
Дорисовывают
изображение, получая
цельное изображение,
называют и описывают
воображаемый предмет

Выбирают действие,
изображенное на картинке,
из ряда предложенных.
Находят в окружающей
среде предметы заданного
цвета.
Различают слова и
словосочетания с заданным
звуком.
Выделяют и различают
последовательность звуков
в слове самостоятельно.
36

слове.

Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно, по инструкции
педагога.
Определяют вкусовые
характеристики предмета с
помощью педагога. Выполняют
задания по различению на
ощупь предметов с разными
свойствами с помощью
педагога

Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно.
Определяют
вкусовые
характеристики
предмета.
Выполняют
задания по различению
на ощупь предметов с
разными
свойствами самостоятельно

37

Приложение 1
Входное тестирование
1. Подбери фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал, ромб, трапеция): проведи линию от фигуры к соответствующей
прорези.

2. Подбери цвет и проведи линию к соответствующему цвету

3. Найди «четвертый лишний» и вычеркни.

4. Дорисуй недостающие части рисунка.

Приложение 2

39

Итоговое тестирование
1.

Подбери фрагмент по цвету и размеру:

проведи линию от

фрагмента к месту его нахождения в таблице.

2. Раскрась картину, используя основные цвета и оттенки по
цифрам.

40

3.

Найди «четвертый лишний» и вычеркни.

4.

Дорисуй картинки и раскрась их.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».